Работа над понятием «научно-художественное произведение»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МОБУ «Городская классическая гимназия»

                                                    Городского округа «город Якутск»

                                           Урок литературного чтения во 2 классе                      

                                   / по учебнику В.Ю.Свиридовой, Н.А.Чураковой/

                                                Тема: Работа над понятием

                                         «научно-художественное произведение»

                                                                                                            Марьясова Светлана Николаевна

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                            пед. стаж – 20 лет

                      высшая категория

                               

                                                                   Якутск 2012

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой.

Тема: Работа над понятием «Научно-художественное произведение».

Основная идея урока: Построение собственной мысли о понятии «Научно-художественное произведение».

Цели:

  1. Выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения.
  2. Развитие способности наблюдения над текстом.
  3. Развитие творческой фантазии.  

Средства:

      - текст В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»,

      - карточки, рисунки.

Форма организации урока: диалог.

                                                   Ход  урока:

Организационный момент (психологический настрой).

Ученики рассаживаются в группы по 5-6 человек.  

   - Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения.

А теперь, посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

1 этап – Постановка проблемы.

- Ребята, что нового вы заметили сегодня в классе?

(В классе появилась выставка книг: энциклопедии, словари, сказки, рассказы, стихи).

- Чем отличаются книги друг от друга?

(Заслушиваются ответы детей).

- Кто догадался, на какие группы можно разложить эти книги?

(Несколько детей показывают свои варианты раскладывания книг в группы, в итоге ребята приходят к выводу, что книги можно разложить на 2 группы: научные и художественные).

- А в какую группу можно отнести произведение В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»?

Если дети отнесут это произведение к художественным книгам, то следует спросить: Все ли согласны? Можно ли эту книгу считать только художественной? А кто считает, что она научная? Почему?

- Чтобы не путаться в этих понятиях, давайте вместе разберемся, что такое научное произведение и что такое художественное.

2 этап. Поиск решения проблемы.

- Прослушайте 2 отрывка из разных произведений:

а) Бурый медведь – самый известный из класса млекопитающих. Он водится в Северной Америке, Азии и Европе. Самый известный – Европейский. Его вес достигает от 80 до 300 кг, рост около 1 метра. Продолжительность жизни около 20 лет в условиях дикой природы, и в 2 раза дольше в неволе. Медведи поедают в день от 10 до 15 кг пищи.

б) Наступила радостная весна. Ласковое солнышко согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Под корнями старой ели была большая глубокая нора. Там всю зиму сладко спал медведь. Холодный ручей разбудил зверя. Топтыгин выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Ему очень хотелось, есть, и он направился на поиск муравейника.

- Что вы можете сказать об этих отрывках? Чем похожи эти тексты и в чем их различие?

- Как вы определили, что 1 отрывок из научного текста? Вы получили определенные знания о медведе? В литературе достоверная, правдивая информация называется – научной.

(  на доску вывешивается  понятие: научная информация).

- Есть ли в этом тексте слова, которые вам непонятны? Какие?

Специальные слова, которые относятся к науке, называются научными понятиями или терминами. Их значение можно найти в толковом словаре.

(  на доску вывешивается: научные понятия, термины.)

- А в художественном произведении только достоверная информация или автор может сам что-то придумать, создать героя?

- Посмотрите на 2 иллюстрации к разным книгам. Что вы о них можете сказать?  

( Учитель показывает фото любого животного и его художественный рисунок).

- По какой иллюстрации вы можете определить характер героя, его настроение?

 В литературе это называется создание художественного образа.

(  на доску вывешивается понятие: художественный образ)  

- А можно ли эту иллюстрацию поместить в научную книгу? Почему?

- Какие чувства возникают у вас после прочтения художественных произведений? А возникают ли какие-либо чувства после прочтения научного текста?

(   на доску вывешивается: чувства, переживания).

На доске в результате обсуждения получается такая таблица:

  Научное произведение                                       Художественное произведение

- научная информация                                       - художественный образ

- научные понятия,                                            - чувства, переживания

  термины 

Задание группам: У вас на столах 2 текста. Посовещайтесь в группе и решите, какой текст относится к художественному произведению, а какой является научным?

1 текст:

                                                                Лягушка.

 Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.

2 текст:

                                                                Лягушка.

  Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить ее можно вблизи водоемов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями. Заметив какое-либо насекомое, она не преследует его, а поджидает. Когда добыча приблизилась, лягушка прыгает, выбрасывает свой клейкий язык, схватывает им насекомое и проглатывает. Между тем лягушки имеют много врагов: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи.

 

(заслушиваются ответы детей).

 

3 этап. Решение проблемы.

- Ребята, давайте вернемся к нашей проблеме. Мы с вами так и не разобрались, в какую же группу определить произведение В. Бианки « Как Муравьишка домой спешил». Давайте по нашей таблице попробуем разобраться.

- Есть ли в этом тексте описания и выражения, требующие от писателя точной, научной информации? Встречаются ли научные понятия, термины?

- Создает ли писатель художественные образы? Возникают ли у вас какие-либо чувства по ходу чтения этого произведения?

- Откройте учебники, найдите в этом тексте признаки художественного и научного произведений. Подтвердите свое мнение словами из текста.

( ответы детей).

- Теперь вы можете сделать вывод, как называется такое произведение, в котором есть признаки и художественного, и научного текстов?

( на доске вывешивается понятие: научно-художественное произведение).

4 этап. Закрепление решения проблемы.

Творческое задание по группам:

-  Я предлагаю вам попробовать составить свое научно-художественное произведение. Придумайте продолжение этого рассказа, представив, что Муравьишка не успел вовремя добраться домой. Подумайте, к кому он мог бы обратиться за помощью? У вас на столах находятся энциклопедии о насекомых, которыми вы можете воспользоваться. А также вы можете воспользоваться мультимедийной «Энциклопедией животных Кирилла и Мефодия», которая находится у нас в компьютере.

(Заслушивание получившихся вариантов).

- Получились ли у вас научно-художественные тексты?

Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Бианки из сборника «Лесная газета» (на выбор), найти признаки научно-художественного произведения или попробовать составить свой научно-художественный рассказ.

5 этап. Рефлексия.

- Какое новое понятие сегодня узнали?

- Чем оно отличается от других произведений?  

- Кого в группе сегодня хотели бы похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

Технология работы с понятием.

Данная разработка является результатом изучения эпистимических технологий и содержит практический материал по работе с понятием в рамках ФГОС....

Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе

      Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...

Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. О...

Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" - 4 класс. "М. Зощенко. Елка. Работа с текстом и анализ произведения. Проверочная работа по теме «Страна детства" (УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф , Горецкий В.Г)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений. систематизация знаний о произв...