Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.
статья по чтению (3 класс)

Лоленко Ольга Владимировна

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует правды, которую ребенок ищет в книге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-художественные произведения среди других литературных произведений

Определение научной литературы имеет давнюю и вполне однозначную трактовку. Научная литература понимается как «совокупность произведений письменности, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Предметом содержания научной литературы является сама наука, т.е. идеи, гипотезы и факты, законы и категории, открытые и сформулированные учеными»[1].

Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, поучений, рассуждений, путешествий, писем, жизнеописаний. Постепенно эти формы сменились новыми: монографиями, обзорами, статьями, докладами, рецензиями, биографическими, географическими очерками, авторефератами, рефератами, тезисами докладов и т.п.

«Стилистика современной научной литературы отличается объективностью и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью литературного языка, использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и т.п.)»[2].

Наблюдается и композиционное единообразие научного текста: сначала формулируется цель работы, затем излагаются результаты и позиции предшественников, обосновываются методология и методы исследования, описывается собранный материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка. Завершаться научный текст может предложениями относительно полученных результатов.

Для публикации научных работ существуют специальные издания: научные журналы, бюллетени, вестники, сборники статей, справочники.

«Художественная литература – один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов»[3].

Художественная литература имеет свои особенности, главные из которых - образность, коммуникативность, эмоциональность, идейность. Произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.

«Образ в художественной литературе создается с помощью письменного слова, т.е. закодированного специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста – это его материальное воплощение (книга, буквы, идиография – все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что литература – искусство синтетическое: слово оказывается способным передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы»[4].

И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Научно-познавательные (популярные) произведения не предназначены для узких специалистов. Они рассчитаны на широкое чтение, и в них авторы в популярной форме рассказывают о науке и выдающихся ее представителях. С одной стороны, такие произведения содержат биографические сведения, с другой – знакомят читателей с основами фундаментальных и прикладных наук. Иногда такие книги имеют художественную форму, которая выражается в жанре и стиле. Так, первое в Европе произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М.Ломоносова написаны в поэтической форме.

К такому же типу произведений относятся «История свечи» М.Фарадея и «Жизнь растения» К.Тимирязева.

Часто научно-популярные произведения бывают написаны в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных приключений».

«Научно-художественная литература – это особый род литературы, рассказывающий о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах ее реальных творцов. Научно – художественная литература рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур. Развиваясь в самостоятельный вид, научно – художественная литература сохраняет близкое родство со всеми тремя типами литературы. В отличие от научно – познавательной литературы, внимание которой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, научно – художественная литература обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к философским истокам и последствиям научных открытий»[5].

«К научно – художественной литературе можно отнести художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образной форме. Научно – художественная литература обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала. Широкое распространение получили в России научно-художественные произведения Б.Житкова, В.Бианки, К.Паустовского, М.Пришвина.

Научно – познавательная литература и научно - художественная сходны, прежде всего, тем, что в основе этих произведений лежит точный научный факт, т.е. информация, но научно – художественная литература отличается большей выраженностью личности автора и большей художественностью, т.е. образностью»[6].

Многие произведения, изучаемые в школе, относятся к научно-популярным. Это статьи о писателях, детские энциклопедии. В них сведения излагаются на уровне представлений, с примерами, на языке, доступном младшему школьнику.

Однако в качестве литературного чтения чаще всего используются научно-художественные произведения. К ним относится рассказы и очерки о природе М.Пришвина, Б.Житкова.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует правды, которую ребенок ищет в книге. Он допускает вымысел только в откровенно условных жанрах – сказках; условность художественного образа ему пока мало доступна. Научно-художественные произведения для детей порой похожи на сказку – и эту условность ребенок и воспринимает как сказочную»[7].

Таким образом, научно-художественная сказка оказывается соотнесенной двумя областями словесности и обусловленной ими. С одной стороны, это научно-популярная литература, а с другой – сказка литературная, которая в своем происхождении связана со сказкой фольклорной.

Научно-художественную сказку можно рассматривать как жанр синтетический, поэтому она обладает огромным потенциалом для литературного развития младшего школьника.

Для понимания художественных особенностей научно-художественной сказки необходимо рассмотреть литературную сказку как жанр в ее соотнесении со сказкой фольклорной.


[1] Так определяется термин в Большой Советской энциклопедии. Это определение повторяется в работе Т.В. Рыжковой: Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников/ Учебное пособие. – СПб., 2006. – С.16.

[2] Там же. С. 17.

[3] Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников/ Учебное пособие. – СПб., 2006. – С. 18с.

[4] Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М., 2007. – С. 11.

[5] Большая Советская Энциклопедия. М.,1969-1978. Отметим, что здесь не вполне корректно употреблен термин «род литературы». В данном случае имеется в виду область литературы, область словесности.

[6] Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников/ Учебное пособие. – СПб, 2006. – С. 487.

[7] Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М., 2007. – С. 375.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над понятием «научно-художественное произведение»

В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка до...

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"

Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"...

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...