Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Наталия Владимировна Крюкова

 

Цели, задачи материала: Актуальность: дети плохо говорят, не знают этикета, не умеют общаться, испытывают трудности в освоении русского языка, литературного чтения. Новизна: выстроить деятельность по занятию, ориентированную на коммуникативные  УУД. 

Данная работа может быть использована учителем на уроке обучения грамоте по УМК "Перспектива" на тему: «Мимика и жесты» , развитие речи и коммуникативных способностей детей. На уроке прослеживается как индивидуальная, так и групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Автор конкурсных материалов :

Крюкова Наталия Владимировна,

учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области

УМК: «Перспектива»,Москва«Просвещение»,2010 г.-«Азбука»

авторы :Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

 

                    Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой.

Планируемые результаты:

Предметные

Обучаемый научится:

  1. правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
  2. развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
  3. расширить понятийную базу.

Метапредметные

Регулятивные

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

  1. выделять и формулировать
  2. познавательную  цель с помощью учителя;

                 Коммуникативные:

-задавать вопросы;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

-сформированность социальных мотивов--стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,быть полезным обществу;

-воспитывать заботливое отношение к окружающим.

        Характеристика деятельности учащихся:

-побывать в роли исследователя;

-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.

Система оценки:

-самооценка;

-оценить деятельность обучающихся.

Оборудование :мультимедийная  установка,DVD плейер,фотоаппарат, рисунки- иллюстрации.

Используемая литература: Москва«Просвещение»,2010 г.-«Азбука»

авторы :Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.;

Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т.А. Ладыженской . М.: Баласс, 2006. - 96 с.;

Речь .Речь .Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи

учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1983;

Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и

правильно говорить. СПб., 1997.;

Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

        Ссылки на графические изображения, используемые в презентации:

http://muzofon.com/search/%D0%9F%20%D0%98%20%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (май, октябрь и ноябрь)

http://papa-vlad.narod.ru/photo/skazki-i-igry/TSypljonok.files/907-V-luzhe-sidela-ljagushka.html

http://viki.rdf.ru/item/133/

http://papa-vlad.narod.ru/photo/skazki-i-igry/TSypljonok.files/007-I-byla-u-nego-mama.html

http://papa-vlad.narod.ru/photo/skazki-i-igry/TSypljonok.files/903-ZHil-na-svete-tsypljonok.html

http://papa-vlad.narod.ru/photo/skazki-i-igry/TSypljonok.files/Skazka-CHukovskogo.html

http://900igr.net/prezentatsii/skazki-i-igry/TSypljonok.files/001-Skazka-CHukovskogo.html

http://sevelina.ru/article/pogovorim-o-shkole/

http://www.156.ru/index.php?limitstart=80

http://www.estacor.ru/author/daxa

http://test.300murlocs.com/index.php/topic/2418-пве-на-есах/

http://kiskiskiskisakisunya.narod.ru/index8.html

http://www.design-warez.ru/pictures/animated/34925-krasivye-kartinki-animashki.html

http://www.ridgedog.ru/forum/showthread.php?t=471&page=6

http://565665.beon.ru/13378-940-ponnedel-nik.zhtml

http://картинки.cc/маша-и-медведь-обои-и-картинки-на

http://photoshopia.ru/forum/clipart/index.php?v=2&c=4&page=7

http://photoshopia.ru/forum/clipart/index.php?v=5&c=4

http://www.pixmac.ru/author/Hydognik@ym/page/2

http://www.pressfoto.ru/categories/people/?page=2341&sort=2

http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/index-1321440163.php

http://krokodil12.mindmix.ru/3079-881-hranilische-testov.zhtml

http://900igr.net/kartinki/skazki-i-igry/TSypljonok.files/004-TSypljonok.html

                                    Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

         Музыкальное сопровождение( Приложение 1).Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»( слайд №3)

         Звучит весёлая музыка( Приложение 2).Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»( слайд №4)

       -Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»

                                                                                                      (мимика)

       -А кто знает, что такое мимика?

    (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)

       -Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.

       -Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды 5, 6,7, 8 ).

       -По каким признакам вы это определили?

                                                                                    (рот, глаза, брови)

       -Покажите на своих лицах то, что я скажу. (радость, испуг, удивление, грусть).

       -Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.

  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).

       Дети делают вывод:

-Тема нашего урока – «Мимика и жесты».

  1. Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).

-Один и тот же жест может иметь разные значения.

-Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды  9, 10,     11 ,12)

  1. Пальцем показываем тихо. ( слайд 12 изображение1)
  2. Предупреждение об опасности. (слайд 12 изображение2)
  3. Наказание. (слайд 12 изображение3)
  1. Реализация построенного проекта.

-Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.

-Иногда слово можно заменить жестом.

1. Дневник – отметка «пять» (слайд 13 изображение1)

2. Показать рукой  (слайд 13 изображение2)

-Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.

Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.

-Кто хочет показать? (желающий у доски)

-Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).

-А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа со сказкой «Цыплёнок» К.И Чуковского

    Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины), (слайды 14, 15, 16, 17, 18, 19).

-Всё вам понятно?

-А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?

-Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).

-Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды № 20, 21). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.

Разминка музыкальная

-Знаете ли вы сказку С.Я. Маршака «Теремок»?

-Кто главный? (дети перечисляют,слайд 22)

-Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка – Приложение 3) «лисы», «медведя», «ёжика».

Первичное закрепление во внешней речи.

-Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайд №22: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке )

-Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».

              -Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и       сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?

-Молодцы!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята! Посмотрите внимательно.  Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)

-Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.

1) Дразнит петуха (хвост),

2) Зайца (уши),

3) Собаку (кость),

4) Собака дразнит Хрюшу,

5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.

-Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.

                                            Физкультминутка.

                                          Игра «Каравай»

      У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай»,   используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.  

  1. Включение в систему знаний и повторение.

-Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)

    Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:

  1. Прыгает на скакалочке;
  2. Больной у зубного врача.

           IX     Рефлексия учебной деятельности.

-Передайте  своё настроение  на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением.(Приложение №4)

-Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).

-Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками, а запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке нам поможет фотоаппарат.. (Производится фотосъемка), (слайд №23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...