Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Немтинова Юлия Владимировна

Цели урока:

Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.

Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.

Расширять , активизировать словарь: понимать контекстное значение многозначных слов.

Воспитывать внимание к слову, умение раскрывать смысл русских пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок обучения грамоте44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

1 класс.

УМК «Планета знаний»

Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
  2. Учить выделять на слух в словах  звук [ч].
  3. Продолжить развитие навыка чтения.
  4. Работать над выразительностью речи.
  5. Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
  6. Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.

        

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 имени К.А.Москаленко

г.Липецка

Немтиновой Юлии Владимировны.

2013 год.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Формулирование темы и цели урока.

- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Белый ( Черный)

Грязный ( Чистый)

Редко ( Часто)

Целое ( Часть)

- Что общего было во всех названных вами словах?

- Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня встретимся? Что будем делать?

3. Знакомство с новым звуком.

( звучит фонограмма « Чебурашка»)

- Сегодня в нашем уроке хочет принять участие один сказочный герой, имя его спряталось в этой схеме:

- Кто это?

-Почему вы считаете, что это именно Чебурашка?

- Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков?

- Из какой сказки пришел к нам Чебурашка?

( учитель показывает книгу Э. Успенского)

- Произнесите слово Чебурашка, выделяя в нем первый звук. Назовите выделенный звук. Произнесите его , подставив ладонь ко рту.

- Что можете сказать об этом звуке? Докажите , что он согласный.

- Что слышим при произношении этого звука? ( Шум)

- Сделайте вывод : звонкий или глухой звук.

- Я сейчас произнесу слова. Определите, какой звук идет за [ч] и каким является [ч] – твердым или мягким?

-ЧТО, ГРАЧ ( Ничто не дает [ч] мягкую команду, а он звучит мягко)

-Вспомните слова, в которых [ч] звучал бы твердо.

- Сделайте вывод: [ч] всегда мягкий.

- Покажите мне квадратик, с помощью которого мы будем обозначать этот звук.

- Отгадайте загадку:

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало ЧУДО,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

- Какое слово с нашим звуком встретилось?

-Составьте схему этого слова , поработайте в парах.

-Проверьте себя , найдите на стр.96  схему этого слова.

- Сколько слогов? На какой слог падает ударение? Назовите первый слог? Нет ли в нем ошибке, ведь буква у дает твердую команду?

-Давайте вернемся к нашим героям. Они тоже строили дом. Вспомните его, попробуйте нарисовать словесную картину. При описании попробуйте использовать слова с новым звуком. Кто услышит звук [ч], поднимайте зеленый светофорчик.

-Молодцы. В гости к ним пришла друзья, угадайте, кто? Гостей угощали чаем, молоком или какао? Чай пили из чашек или из стаканов? Догадайтесь, чем Чебурашка мог угостить своих гостей? Что подарили друзья: настенные часы или посуду?

-Какой звук мы все время слышим? Охарактеризуйте его.

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-После застолья гости решили украсить палисадник, посадив туда самые разные деревья. Давайте им поможем. Я буду перечислять названия деревьев.

Если в названии есть [ч], то покажите , как гости копали ямки, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.

Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.

5. Знакомство с новой буквой.

- На письме [ч] обозначается буквой «че». Она похожа на цифру 4. Давайте в воздухе напечатаем эту букву. В каком по цвету домике она будет жить?

6.Чтение слогов и слов с новой буквой.

- Гости ушли. Они подарили нашим героям необычные часы, которые помогут нам прочитать слоги с новой буквой. А самые внимательные сумеют прочитать и слова.

-Прочитайте слоги с мягким  ( твердым) согласным звуком.

( Чтение слогов- слияний, а потом и слов с буквой ч)

-Кто заметил, что среди прочитанных слов было название одного известного российского города? Как оно написано?

(часы,чучело,мячи,дача,учу,хочу,Сочи,холода)

  1. Работа над текстом.

7.1Подготовка к чтению.

- Ребята, раньше подаренные настенные часы, были в квартире других сказочных героев. Кто они, догадайтесь, послушав небольшой фрагмент из сказки. ( Звучит запись.)

- Кто же это? ( Герои истории Н.Носова.)

- Этот отрывок нам предстоит сейчас прочитать. Давайте подготовимся к чтению, прочитаем слова на доске. Прочитайте клички собак.

-Как они написаны?

-Прочитайте слова, состоящие из 4 слогов.

(Бобик, Барбос,ходят, говорится, начинают бить, дерутся)

7.2 Самостоятельное чтение текста.

     ( Индивидуальная работа с Титовым Артемом.)

7.3 Беседа по содержанию.

- Какой предмет привлек внимание друзей?

- Сумел ли Барбос объяснить Бобику, что такое часы? А почему?

- Какие слова удивили и напугали Бобика?

- Когда так говорят?

- Собаки не знали, что в русском языке слова могут употребляться и в прямом, и в переносном значениях.

7.3 Выразительное чтение текста по ролям.

- Что представляет из себя этот текст?

-Какие герои потребуются нам, чтобы прочитать его по ролям?

  1. Выборочное чтение.

- Прочитайте слова автора.

-Найдите вопросительные предложения. Как их надо прочитать?

- Кто заметил восклицательное предложение?

- Найдите предложение, в котором встретились 3 точки.

Здесь герой задумался, поэтому голосом надо сделать паузу.

  1. Чтение текста по ролям.
  1. Работа над многозначностью слов.

-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.

Говорят: « Часы стоят».

Говорят: « Часы спешат».

Говорят: « Часы идут,

Но немного отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте.

- Рассмотрите рисунки. О каких предметах можно сказать, что они идут?

- О каких предметах можно сказать, что они ползут?

-О каких предметах можно сказать, что они плывут?

- когда эти слова используются в прямом смысле? А когда в переносном?

9.Работа с пословицей.

- Чебурашка очень доволен работой с вами. На прощание он обращает ваше внимание на русскую пословицу.

- Прочитайте ее. О чем она? Чему она нас учит?

10. Итог урока.

- Что понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового запомнили?

-Дома, пожалуйста, прочитав наш текст еще раз, подготовьтесь разыграть сценку в классе, но без книги.

(Учитель отмечает отличившихся ребят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Урок обучения грамоте (обучению письму) в 1 классе. Сочетания Ча и Чу.

Освоение и закрепление написания сочетаний " ча" и "чу" у учеников 1 класса.Разработка конспекта урока по обучению грамоте....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...