Главные вкладки

    Примерная рабочая программа по Литературному чтению для 4 класс (Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев)
    календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

    В программе представлено примерное тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, цели,задачи курса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie._4_klass..docx67.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №64»г.Перми

    Рабочая программа по литературному чтению

    для 4А класса

    Составила учитель

     Некрасова Н.Г.

    2012г.

    Пояснительная записка

    к рабочей программе

    по литературному чтению

         Рабочая программа   по литературному чтению  составлена в соответствии с программой  «Литературное чтение» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева),рекомендованной Министерством образования и науки РФ .

    Содержание обучения.


     Пояснительная записка

      Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

    Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
    2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
    3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
    4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

    Общая характеристика учебного предмета

    В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

    Линии, общие с курсом русского языка:

    1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
    2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
    3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

    Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

    1. определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;
    2. приобщение к литературе как искусству слова;
    3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

    В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

    В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

    Такова внутренняя логика системы чтения.

    Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

    Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

    Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

    На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
      Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
      Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
      Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
      Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    3−4-й классы

    Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

    1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    3. чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
    5. понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
    6. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    7. наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
    8. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
    9. этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

    Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
    2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
    4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    5. пользоваться словарями, справочниками;
    6. осуществлять анализ и синтез;
    7. устанавливать причинно-следственные связи;
    8. строить рассуждения;

    Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

    1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    6. задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

    1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
    1. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
    1. самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
    1. самостоятельно находить ключевые слова;
    1. самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
    1. формулировать основную мысль текста;
    1. составлять простой и сложный план текста;
    1. писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
    1. аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
    1. понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
    1. иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
    1. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
    1. относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
    1. относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
    1. видеть языковые средства, использованные автором

    Содержание учебного предмета

    Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

    1. Круг детского чтения.
    2. Техника чтения.
    3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
    4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
    5. Литературоведческая пропедевтика.
    6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
    4-й класс –102 ч (3 часа в неделю.)

    Любимые книги (7 часов)

    Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

    У истоков русской детской литературы ( 17 ч).

    Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

    Детская литература XIX в. ( 30 ч).

    Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

    Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

    Детская литература XX в. ( 48 ч).

    Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов:            Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

    Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

    Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса>сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

    Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

    .Развитие умений:

    1. самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
    2. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
    3. проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
    4. самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
    5. устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
    6. находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

    Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

    1. прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
    2. самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
    3. проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
    4. формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
    5. составлять простой и сложный план текста;
    6. пересказывать текст по плану.

    Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

    4-й класс

    Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

    Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

    Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

    Наблюдение над языком художественных произведений.

    Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

    Литературоведческая пропедевтика

    На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

    4-й класс

    Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

    Пролог и эпилог в художественном произведении.

    Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

    Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

    Баллада – рассказ в стихах.

    Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

    Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

    Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

    Обучение:

    1. подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
    2. составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
    3. творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

    Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

    Дети, заканчивая 4 класс,  должны уметь:

    1. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
    2. подробно, сжато и выборочно пересказывать  художественный текст по плану;
    3. составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
    4. учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
    5. выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

    Таблица предметных требований
    по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

    Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

    1. овладение функциональной грамотностью;
    2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
    3. овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
    1. определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
    1. приобщение к литературе как к искусству слова;
    2. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

    4 класс

    1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
    2. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
    3. самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
    4. самостоятельно находить ключевые слова;
    5. самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
    6. вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
    7. формулировать основную мысль текста;
    8. составлять простой и сложный план текста;
    9. писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой

    1. аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
    2. понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
    3. иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

    1. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
    1. относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XXв., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
    1. относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
    1. видеть языковые средства, использованные автором

    Список используемой учебно-методической литературы

    Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению  издательства «Баласс», 2011 г. изд.

    Обучение по программе « Литературное чтение» обеспечивается учебниками и пособиями:

    1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Учебник. 4 класс (в 2-х частях);
    2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  «В океане света». Рабочая тетрадь. 4 класс, М.; Баласс, 2011г.;
    3. Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова. «В океане света».  4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.; Баласс, 2011г.

    Примерное поурочное тематическое планирование уроков литературного чтения

    Номер урока

    Содержание

    ( разделы, темы)

    Кол-во       часов

    Даты проведения

    Оборудование урока

    №\№

    План

    Даты

    факт.

    прове -дения

    I.

    Любимые книги.

    7

    Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света».

    «Пролог».Т*

    1

    Выставка детских книг, портреты писателей.

    Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. Т*

    1

    Иллюстрац. Материал, к/ф

    Начало удивительных событий.

    Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 1, 2). Т*

    1

    Что может Электроник?

    Е. Велтистов «Приключения

    Электроника». Глава I (часть 3). Т*

    1

    Наука как искусство.

    Е. Велтистов «Приключения

    Электроника». Глава I (часть 4). Сходство и различие сказочной и

    фантастической повести. Т*

    1

    Смешные стихи о серьёзных вещах.

    Ю. Мориц «Баллада о фокусах

    шоколада». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Обобщение  по разделу

    «Любимые книги».

    Проверочная работа № 1.

    1

    II.

    У  истоков  русской  детской

    литературы.

    17

    Зарождение литературы.              А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская

    «В монастырской  келье узкой…» Т*

    1

    Иллюстрац. материал

    Летописи. «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Славяне и их просветители.

    «Изобретение славянской азбуки». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Почему не стареют наказы Владимира Мономаха?

    «Поучение» Владимира Мономаха

     детям. Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

     Д. Герасимов «О поселянине и

     медведице».

    1

    Путешествие 1.

    XVII век. Чудов монастырь. Справщик  Савватий  – первый детский поэт.

    1

    Иллюстац. материал.

    Стихи Савватия.

    1

    Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

    1

    Обобщение по разделу

    (древнерусская литература

    XV – XVII в.в.)

    Проверочная работа № 2.

    1

    Иллюстрац. материал.

    Путешествие 2.

    Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы

     Багрова – внука» (гл. 1)

    1

    Иллюстац. материал.

    Традиция семейного чтения.

    С. Аксаков «Детские годы  Багрова – внука» (гл. 2 – 3).

    1

    «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т*

    1

    Нравоучительные статьи Н. Новикова из журнала

    «Детское чтение для сердца и разума». Т*

    1

    Р\Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т*

    1

    Образ «идеального ребёнка» в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

    1

    Иллюстрац. материал.

    Обобщающий урок. Зарождение,

    становление и развитие детской

    литературы в XI –XVIIIв.в.

    Проверочная работа № 3. Т*

    1

    Раздел 3.XIX век.Путешествие продолжается.

    Путешествие 3.

    Москва начала XIX века.Интересны ли детям басни?

    И.Крылов «Слон и Моська». Т*

    30

    1

    Иллюстрац. материал.

    И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Характерные особенности жанра басни.

    1

    Путешествие 4.

    1828 год. Первая русская литературная  сказка. А.Погорельский «Чёрная курица…».

    1

    Прослушивание грамзаписи

    Нелёгкий путь в подземное царство.

    А. Погорельский «Чёрная курица…»  (ч. 2,3) Т*

    1

    Иллюстрац. материал,

    ТСО.

    А. Погорельский «Чёрная курица…» . (ч.4-5) Встреча с  подземными  жителями.Т*

    1

    Иллюстрац. материал,

    А. Погорельский «Чёрная курица…». Главный герой сказки (ч.6) Т*

    1

    Иллюстрац. материал,

    Путешествие 5.

    Лето 1831 г. Как писать для детей?

    1

    Знакомство с героями сказки.

    А.С.Пушкин «Сказка о царе

    Салтане…». (ч.1-3) Т*

    1

    Иллюстрац. материал,

    м/ф

    Сказочное  и реальное в тексте сказки. Первая встреча  Гвидона с отцом.

    А.С.Пушкин «Сказка о царе

    Салтане…». (ч.4-6) Т*

    1

    Иллюстрац. материал,

    Царь Салтан и князь Гвидон

    А.С.Пушкин «Сказка о царе

    Салтане…». Т*(ч.7-15)

    1+1

    Иллюстрац. материал

    В чём главный смысл сказки?

     «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

    1

    Иллюстрац. материал,

    В.Жуковский «Спящая царевна». Т*

    1

    В.Даль «Война грибов с ягодами»

    (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра). Т*

    1

    Рисунки детей, иллюстрации.

    Как надо писать для детей?

    А.Ишимова «Славяне» (Из «Истории России в рассказах для детей»)

    1

    Иллюстрац. материал.

    Обобщение по разделу .

    Проверочная работа № 4. Т*

    1

    Путешествие 6.

    Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова– внука».

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука».

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Поэты XIX века о природе.

     Стихи А.Толстого, А.Плещеева. Т*

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Стихи А.Майкова, Ф.Тютчева о природе. Т*

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Картины русской природы в стихотворении Н.А.Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Путешествие 7.

    Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. Сказка «Два брата».

    1

    Иллюстрац. материал.

    Непростые простые тексты.

    Л.Толстой «Какая бывает роса на

     траве», «Как ходят деревья». Т*

    1

    Репродукции картин, илюстр. материал.

    Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия». («Столица и  губернский город».) Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Первое знакомство с Родиной.

    К.Ушинский «Деревня и уездный

    город», «Просёлочная дорога». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Как помочь детям полюбить свою родную землю?

    К.Ушинский «Наше Отечество». Т*

    1

    Р\Р Сочинение-подражание Ушинскому.

    К.Д.Ушинский «Жалобы зайки».

    1

    Непонятная болезнь.

    А.Куприн «Слон». Часть I и III. Т*.

    1

    А. Куприн «Слон». Мечта о настоящем слоне. (ч.4-5) Т*

    1

    А. Куприн  «Слон». Слон Томми –

     настоящий герой рассказа.(ч.6) Т*

    1

    м/ф

    Обобщение по разделу.

    Проверочная работа № 5. Т*

    1

    Раздел 4. Век XX.Новые встречи со старыми друзьями.

    Путешествие 8. (в … библиотеку).

    Загадка Лидии Чарской.

    Л.Чарская «Записки маленькой

    гимназистки». Главы 1, 4.

    48

    1

    Презент.

    Первый день Лены в гимназии.

    Л. Чарская  «Записки маленькой

    гимназистки». (гл. 8)

    1

    Иллюстрац. материал.

    Друзья и враги Лены Икониной.

    Л. Чарская «Записки маленькой

    гимназистки». Главы 10, 11. Т*

    1

    Образ Лены Икониной. Обобщение

    1

    Путешествие 9.

    Петроград. 1923 год. Редакция

     «Воробья». Житков и Маршак.

    1

    Выставка совр. детск. журналов, портреты писателей и поэтов, презентация

    Настоящий капитан.

    Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». Т*

    1

    Гимназисты Корнея Чуковского.

    К. Чуковский «Телефон».

    1

    Иллюстрац. материал.

    «Обэриуты». Стихи Д. Хармса. Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Стихи Ю. Владимирова и

    А.Введенского.

    1

    Путешествие 10.

    «Вокруг Маршака». С. Сивоконь

     «Везите все как есть, почитаем».

    1

    Выставка совр. детск. журналов, портреты писателей и поэтов.

     Живой мир и мир вечного покоя.

    Е.Шварц «Два брата» (ч.1-4). Т*

    1

    Репродукции картин.

    Е.Шварц «Два брата» (гл.5-8) Т*

    Спасение Младшего-победа живого мира.

    1

    Репродукции картин, детские рисунки.

    Мудрость сказки

    Е.Шварца «Два брата» (обобщение).

    1

    Превращение Пиноккио в Буратино.

    Б.Галанов «Книжка про книжку»

    (отрывок), «Пишу на ту же тему

    по – своему».

    1

    Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Толстой «Фофка». Т*

    1

    Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?

    А.Толстой «Кот сметанный рот». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Птицы с «характерами».

    М.Пришвин «Изобретатель». Т*

    1

    Так кто же он - Михаил Пришвин?

    Статья С.Я.Маршака «Сила жизни».

    1

    С.Маршак- критик, поэт,

    переводчик, редактор.

    1

    Иллюстрац. Материал, презентация.

    Обобщение.

    Проверочная работа № 6.

    1

    Путешествие 11.

    1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» (отрывок). Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    А.Барто «Снегирь». Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Живая кукла наследника Тутти.

    Ю.Олеша «Кукла с хорошим

     аппетитом».(ч.2) Т*

    1

    Иллюстрац. материал

    Три толстяка и другие герои сказки.

    Ю.Олеша «Кукла с хорошим

    аппетитом».(ч.3,4) Т*

    1

    к/ф

    «Простые высокие истины» сказки.

    Ю. Олеша «Кукла с хорошим

    аппетитом». (обобщение) Т*

    1

    рисунки детей.

    Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом».

    Б.Галанов «Как найти город «Трёх

    Толстяков». Т*

    1

    Путешествие 12.

    «Дорогие мои мальчишки!»

    Р. Фраерман. «Гайдар и дети».

    1

    Иллюстрац. материал

    «Этот чердак был обитаем»

    А. Гайдар «Тимур и его команда».

    (ч.1,2)

    1

    к/ф

    Игра или серьёзное дело?

    А. Гайдар «Тимур и его команда».

    (ч.3,4)

    1

    Иллюстрац. материал

    Тимур и тимуровцы

    А. Гайдар «Тимур и его команда».

    (ч.5, обобщение)

    1

    Иллюстрац. материал

    Путешествие 13.

    Смешные книжки. Проверка развития читательских умений.

    Н. Носов «Федина задача».

    1

    Иллюстрац. материал.

    Юмористический рассказ на серьёзную тему.

    В. Драгунский «Что любит

    Мишка».

    1

    Иллюстрац. материал.

    Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

    1

    Иллюстрац. материал.

    Путешествие 14.

    «Книжкины именины» во Дворце

     пионеров. Стихи Б. Заходера,

    Е. Благининой, Ю. Коринца.

    1

    Иллюстрац. материал.

    Стихи И.Токмаковой

    и  Г. Сапгира. Т*

    1

    Иллюстрац. материал.

    Стихи Э. Мошковской,

    Э. Успенского.

    1

    Иллюстрац. материал.

    Стихи С. Чёрного, В. Долиной.

    1

    Иллюстрац. материал.

    Миниатюры Г. Цыферова.

    Р\Р Создание собственных миниатюр. Т*

    1

    Репродукции картин.

    Стихи Н. Матвеевой.

    1

    Обобщающий урок. Любимые стихи. Проверочная работа № 7.

    1

    Что такое пьеса – сказка? Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок».(к.1-2)

    1

    Поиски снежного цветка.

    Пьеса–сказка С. Козлова «Снежный цветок». (к.3-5)

    1

    Мудрая сказка для малышей.

    Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».

    (картины 6-8)

    1

    Путешествие 15.

    Современные детские писатели.

     Интервью с К. Драгунской.

     К. Драгунская «Крайний случай».

    1

    Творческая манера Ксении Драгунской.

    К. Драгунская «Ерунда на постном масле». Т*

    1

     Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего  лета».

    1

    Иллюстрац. материал.

    Обобщающий урок. Берём интервью у детских писателей.

    Проверочная работа № 8.

    1

    Подгот.проекта.

    Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т*

    1

    Выставка детских рисунков, творч. работ.

    ИТОГО: 102 ч,  пр.р – 8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

    Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

    рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

    Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, Е.В. Бунеева, Р.Н.Бунеев

    Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе авторской программы (авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Образовательная система "Школа 2100". Программа расчитана на 170 часов в го...

    рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

    рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...