"Виды работ над оптимальной скоростью чтения учащихся"
статья по чтению (1 класс) на тему

«Развить технику чтения учащихся начальных классов»,  т. к. от техники чтения зависит успеваемость по таким предметам, как русский язык, решение задач по математике, чтение произведений на уроках чтения по русскому и языку и других предметах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды работ над оптимальной скоростью чтения учащихся»

      Литературное чтение в начальной школе – составная часть системы знаний по изучению младшими школьниками русского языка и развитию их речи, первое звено в  системе единого курса литературы.

      Термин « чтение» в начальной школе имеет несколько значений: обучение навыкам, технике чтения, чтение как предмет деятельности и чтение как род деятельности.

        Стараясь выполнить задачи, поставленные перед учащимися 1 класса, я понимаю, что чтение – это и есть путь к учению.

        Скорость чтения – это один из важнейших факторов, влияющих на успеваемость.

        Перед собой я поставила задачу: « Развить технику чтения учащихся начальных классов»,  т. к. от техники чтения зависит успеваемость по таким предметам, как русский язык, решение задач по математике, чтение произведений на уроках чтения по русскому и языку и других предметах.

        В сентябре  с родителями учащихся 1 класса проведено собрание, основной темой которого было: рассказать родителям о значении техники чтения в жизни ребенка, о привитии  любви к чтению, желанию больше читать, посещать библиотеки, рассказывать о  прочитанном.

        Эпиграфом к собранию были слова В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот  кому  недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа».

       С родителями я обсудила такие вопросы, как аспект обучения ребенка, аспект его развития, аспект воспитания, а также экономический  аспект, идейно - политический аспект и профессиональный аспект, которые важны в дальнейшей жизни ребенка и жизни общества.

         Главной задачей для реализации этих аспектов и является развитая техника чтения у учащихся. Эти вопросы обсуждены с родителями на конкретных, доступных пониманию всеми, примерах.

         Родителей я познакомила с такими понятиями, как оптимальная скорость чтения, а также предложила виды работы над оптимальной скоростью чтения учащихся. Я рассказала родителям, как на уроках чтения и на других уроках отрабатываю навыки чтения у учащихся.

       1 ПРИЕМ – это ежеурочные пятиминутки чтения.

        Для этого дети читают по 5 минут в начале каждого урока, независимо от того, это урок чтения, или ИЗО, физкультура и другие уроки. У каждого ребенка на парте в течении всех уроков этого дня лежит книга из домашней библиотеки или из школьной, соответствующая их возрасту.

        2 ПРИЕМ – так называемое  « жужжащее чтение». Этот прием я использую на уроках чтения, когда даю задание ученикам: подготовиться к чтению нового текста. Дети читают одновременно вслух, вполголоса (закрыв уши).

        3 ПРИЕМ – он относится к подготовке домашних заданий по чтению. Здесь важна не длительность, а частота тренировок. Не надо заставлять читать детей  по 1 – 1,5 часа, а надо это задание выполнить в три подхода (и ребенок не устанет, и у ребенка не падает интерес к чтению.)

         4 ПРИЕМ, который рекомендован – это чтение перед сном. Ребенок может читать, лежа в постели на поднятой подушке по 2, 3 – 5 страниц. Но этот прием должен быть ежедневным; приучить ребенка с книгой идти в кровать, как утром чистить зубы.

         5 ПРИЕМ – применяется для детей, которые совсем не любят читать. Это так называемый прием щадящего чтения. Его очень хорошо применять при просмотре диафильма, когда ребенок  1-2 строчки прочитал, затем просмотрел картинку – отдохнул. Затем опять по той же схеме. Если ребенок  устает, то следует  читать поочередно: ребенок – родитель.

           Хорошо, если можно совместить 4 и 5 рекомендации (приемы), т. е. просмотр диафильма  перед сном.

           6 ПРИЕМ, которым я пользуюсь – это  повторное чтение одного и того же текста (его части). Например, я читаю начало сказки, а затем говорю детям, что со следующего абзаца они читают сами в полголоса одну минуту.                        По истечении минуты я останавливаю их чтение и прошу карандашом отметить то место, до которого дочитали (у каждого ребенка своя отметка).

Затем предлагаю детям повторно прочитать этот же кусочек текста за 1 минуту, и опять ученик  карандашом отмечает то место, до которого дочитал, а  затем подсчитывает то количество слов, на сколько он больше прочитал во второй раз. Это радует ребенка, стимулирует желание читать.  В третий раз можно прочитать этот текст в виде скороговорки, но акцентировать внимание  на правильное прочтение окончаний.

           7 ПРИЕМ – это самозамер скорости чтения. Этот прием осуществляется на каждом уроке чтения (3 раза  в неделю). Дети за 5 минут до конца урока 1 минуту читают новый текст (по  своему дополнительному учебнику) и подсчитывают количество прочитанных слов. Эта цифра заносится в  специальную тетрадь (количество слов). Уже через 2 недели я просматриваю результаты каждого ученика и сравниваю их с началом чтения. Результат, как  правило, идет на увеличение скорости чтения у каждого ученика.

            Все эти приемы ведут к увеличению скорости чтения у учащихся и способствуют лучшим результатам  в овладении материалом на уроках русского языка и математики.

            Следующим этапом моей работы будет сравнительный анализ количества слов, которые  читает каждый ученик на конец  1 класса и на конец каждой четверти 2, 3, 4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Набор упражнений для повышения скорости чтения учащихся"

Эта презентация будет интересна учителям начальных классов, учащимся и их родителям.В ней представлен занимательный материал для повышения скорости чтения учащихся: упражнения для проведения дыхательн...

« Как добиться оптимальной скорости чтения?»

Как воспитать у детей интерес к чтению?1. Ежеурочные пятиминутные чтения, жужжащее чтение – чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей ...

Как добиться оптимальной скорости чтения

Из опыта работы.Как научить детей читать быстро и выразительно...

Виды работ для увеличения скорости чтения

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам....

Упражнения для увеличения скорости чтения учащихся

Как увеличить скорость чтения учащихся? Для увеличения скорости чтения необходимо увеличить "поле зрения", т.е. расширить область чтения....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осва...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...