презентация по теме "Набор упражнений для повышения скорости чтения учащихся"
компьютерная программа по чтению (3 класс) по теме

Мельник Светлана Валентиновна

Эта презентация будет интересна учителям начальных классов, учащимся и их родителям.В ней представлен занимательный материал для повышения скорости чтения учащихся: упражнения для проведения дыхательной гимнастики, скороговорки, набор деформированных предложений и т.д.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г.Дальнереченска Мельник Светлана Валентиновна
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.Задуйте свечу.Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
 Обрызгайте бельё водой.Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.В цветочном магазине.Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Выдох со счётом.Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.Использование скороговорки (хором):Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).
Медвежата.Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м).Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам.В лифте.Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.Ручка в зубах.Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Набор деформированных предложений.1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи2. дали каши Маше манной нашей3. летом одним и зимой цветом4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке5. ко мне друзья пришли мои на праздник6. у деда, Мороза красивые легкие сани были7. любимое дерево мое белая береза8. в саду в нашем расцвела клубника9. мы электричке на доехали до станции10. ледяная , крутая и длинная горка была
Поиск в тексте заданных слов:Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
“Игра в прятки”:Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.“Мнимое слово”:Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текстаШкольник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Чтение блоков Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (1-ая группа блоков) Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах! Ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф ой!Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! эх!Юг юз юм юн яд як ял ям ян яр
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же заКа ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э наНе ни но ну по Ра ре си су та теТо ту ты тю! Фа фу! Ха! Хе! Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во!Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов (2-ая группа блоков):При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.
Ага бай сам шар пахАут баз бык бэр вонВыя дар дом бей елиЕму зея сею уже залИва тик хил зим лифТих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мэрНас нет нищ нот гнуБой лом сон ост лотМох бош пол Юра рекОси суп эта тел тотЭту тыл ТЮЗ ума муж
Кум рус дух Уфа УфуУха ухе чек чуб шагЩит эхо юга ТЮЗ юмуДюн яды яку мял ямаЯна яро
Аа-ага-яга-яма-ява-янаАд-сад-суд-сед-дед-бебАй-бай-рай-лай-лей-лесАм-сам-эам-там-нам-нашАр-шар-кар-кур-рук-ракАх-пах-пат-мат-мад-майАу-ату-туш-уши-шин-шитАу-аут-шут-шуб-шум-ума
Ба-баз-бал-бел-бег-бесБы-бык-быт-бот-кот-лотБэ-бэр-бор-бур-бут-бусВо-вон-вот-воз-вол-эолВы-выл-выя-вил-вал-далГа-газ-гаи-уаз-азы-азуДа-дар-дыр-ряб-раб-рылДо-дом-дон-док-око-мод
Ей-бей-пей-пел-пил-пирЕл-ели-дел-мел-сел-телЕм-ему-тем-там-том-сомЕя-зея-шея-шеи-шею-шефЕю-сею-сою-пою-пой-попЖе-уже-ежу-еду-ежи-живЗа-зал-зав-зам-зад-зуд
Иа-ива-ира-раф-риф-рисИк-тик-так-мак-лак-титИл-хил-вил-жил-зил-билИм-зим-ими-иди-или-илаИФ-лиф-лик-луч-лубИх-тих-тис-тип-туп-тотИя-бия-яик-яки-яги-гид
Лю-люк-кки-луи-лук-лицЛя-ляп-лэп-лип-лис-лупМи-миф-мир-мор-музМу-мул-нул-луг-луч-кучМы-мыс-мыт-мот-моё-мойМэ-мэр-рем-ром-рос-рощ
На-нас-сан-сап-нёс-селНе-нет-нее-ней-нем-нимНи-нищ-нив-нов-ног-нойНо-нот-тон-тои-тор-тощОй-бой-бои-мой-мог-молОм-сом-лом-том-ком-помОн-сон-кон-тон-оно-ониОс-ост-сто-дос-дом-омаОт-лот-пот-мот-тот-ротОох-мох-мух-охи-ахи-махОш-бош-бот-бог-бок-док
По-пол-пал-мал-дал-ждалРа-Юра-эра-рак-рок-розРе-рек-век-вак-ваз-возСи-оси-сив-сиг-миг-магСу-суп-сук-сок-ток-такСу-сук-суп-щуп-щук-щек
Та-эта-эра-раб-рад-родТе-тел-тол-вол-дол-делТо-тот-тут-аут-кут-кумТу-эту-туя-туф-тур-бурТы-тыл-пыл-пол-гол-годТю-тюз-тоз-туз-узы-зуб
Уа-ума-ура-мак-рак-такУж-муж-луж-лыж-пыж-пажУм-кум-ком-кот-кол-калУс-рус-усы-сыр-сер-сет
 Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. (3-я группа блоков):Бокс борт борщ верх волкГонг диск Ейск зюйд ИездЛувр люфт лязг матч мозгНерп порт корт пунш РижтФакт финт фунтШурф щедр
Акт акр барс болт Вахш винтГерб горд горн ГОСТ гурт дернЗонд зонт корт лифт лярд моржПуст путч ринг ромб рост сортФонд форт цинк шарф шест шёлк
Фразы для чтенияМорж мёрз, но полз.Майкл ел борщ и торт.На борт жал болт.
 Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (4 - ая группа блоков):Блок блях барк взор ВГИК вжикВлип враз врач вред все втузГде глуп граф грач грех грифДжаз дни дней дроф друг ждалЖрец звон злой знак зной клевКлич клуб клюв ключ кляк КМА
Её плащ плох.Класс встал у парт.Мой друг щедр.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов (5 - ая группа блоков):Вверх взмах взнос взмыл вкладГвалт тракт Днепр Днестр дроздМонстр перст пёрст пункт складСмысл спорт столб страж трескХвост Холмс штамп штурм
Чтение двуслоговых слов (6-ая группа блоков).Аббат бедных браво велюАган белый бронза верниАжур бизон бронхит верхиАкбар беркут броню весна
Я вверх вёз хлеб.Жнец ждал.Плох дом.На наш дом грач сел.
Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными (7-ая группа блоков): Мы взгрустнули, видя с ели, Как внизу другие сели И запасы наши съели.Сели- съелиприём- объёмСёмка- съёмкаведу- въедуПриезд- съездвзял- изъял
Он вёл коня, потом въехал во дворец.Наша съёмка объекта была изъята.
Слова с мягким знаком на конце.Быт – быть, ест- есть, вонь- вонГОСТ – гость, мел- мель, даль- далЕл – ель, пусть- пуст, кровь- кровПлот – плоть, тронь- трон, рис- рысьНе лезь вглубь - там грязь.Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
Бабе- бабьесемя- семьяКоля- кольячего- чьегоДарю- Дарью браня- враньё
Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков) Адская датскаядомашнийАкция деньжата артисткаАмплуа дибазолассортиЗнание воднаявольницаГорячка заморозь епископИзморозь качелилошадиКоробка корзинамашинаМатерия меднаямуравьедОбщество озлобленошибка
Хвощ лесной, хвощ ценный.На небе ни тучи- быть жаре.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей (9-ая группа блоков):АпрельскаяЛомоносовполшириныБазальтовый обыкновеннаяэссенцияЗеркальныйпадчерицафамилияДиапозитивы революцияэнтузиазм
Отработка дикцииПолезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.
Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.
От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает
Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.
Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож.
С чем ты к нам пришёл: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко:1. Водовоз вез воду из-под водопада.2. Говори, говори, да не заговаривайся.3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.5. Наш дуда и туда и сюда.6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. Полили ли лилию, видели ли Лидию?11. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.12. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
13. В один, Клим, клин колоти.14. Каково волокно, таково и полотно15. Клюет курка крупку, курит турка трубку.16. Либретто “Риголетто”.
Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение скорости чтения.

Набор упражнений для скорочтения...

Повышение скорости чтения.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обуч...

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Память человеческая устроена таким образом, что...

Упражнения для увеличения скорости чтения учащихся

Как увеличить скорость чтения учащихся? Для увеличения скорости чтения необходимо увеличить "поле зрения", т.е. расширить область чтения....

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...

Повышение скорости чтения. Набор упражнений.

Скороговорки. Дыхательная гимнастика. Набор деформированных  предложений....


 

Комментарии

Кустова Галина Савельевна

Светлана Валентиновна, огромное спасибо Вам за презентацию по теме: "Набор упражнений для повышения скорости чтения учащихся". Буду использовать на уроках литературного чтения, рекомендовать коллегам.