Уважаемые родители, предлагаю вам серию коррекционно-развивающих заданий, которые улучшат качество любой школьной деятельности за счёт развития внимания, памяти, мышления детей, повышения скорости чтения, формирования навыков самопроверки.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Ким Елена Львовна

Надеюсь, что эти задания будут для вас полезны и  интересны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                  О необходимости своевременной логопедической помощи

 

   Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.

   Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.

   Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка. Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.   К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Специфические ошибки письма

Дисграфия  является частичным расстройством письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

К специфическим ошибкам письма относятся:

  1.  Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия.

Замены и смешения    

  1. глухих – звонких согласных (в сильной позиции согласного звука) «деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);
  2.  твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые – мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме) «конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);
  3. заднеязычных согласных (к-х, г-х) «мохнуть» (мокнуть);
  4. свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ) «скола» (школа), «нещёт» (несёт);
  5. аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ) «чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
  6. сонорных согласных (р-л) «ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
  7. смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю); «лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый).
  1. Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).
  1. «пишёл» (пришёл), «акать» (лакать), «рябна» (рябина);
  2. «кинга» (книга), «лимана» (малина);
  3. «весена» (весна)
  1.  Ошибки в написании графически сходных букв.
  1. Оптические (о-е, с-е, у-д);
  2. Кинетические (и-у, п-т, м-л, б-д);
  3. Зеркальность.

 Как показывает практика, у большинства младших школьников отмечается бедный словарный запас, ослабление памяти, недоразвитие словесно-логического и абстрактного мышления. В результате дети с трудом воспринимают и запоминают информацию на слух, не в состоянии находить взаимосвязи между отдельными предметами, явлениями природы, да и сам процесс познания представляет для них определённую трудность.

С учётом перечисленных проблем предлагается серия коррекционно-развивающих заданий, которые улучшат качество любой деятельности за счёт развития внимания, памяти, мышления детей, повышения скорости чтения, формирования навыков самопроверки.    

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.

Какой цветок вручили чемпиону?

Какое блюдо приготовила стряпуха?

Как называют водный поток, у которого растёт гречка?

Куда забросили хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.

Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д

П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

Трус кормит, а лень портит.

Не делай муки из слона.

Сашу маслом не испортишь.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Не пой другому яму, сам упадёшь.

Кошке игрушки, мошке слёзки.

Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________

С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________

О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

К О Л Е Н А М Н А Д Я __________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА КАЗАК СУМКА РЮКЗАК  ШАЛАШ  БЕРЁЗА

6. Читай чётко, без ошибок.

волкмартфантсветстихтрос

гербметрвестьслонсломтрон

зонтсерпгостьслогсмехтрус

кустторткостьследснятьткань

кадртанкчастьслепсветтвой

листтигрсестьспортрапхвост

Разобрать непонятные ребёнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить

1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.

• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

- Сегодня утром Маша пошла в школу.

- Весело пели в лесу птички.

- Кот спит очень чутко.

- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Прочитай предложения.

• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

- Из молока получают масло и сыр.

- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

- В тундре волки и олени живут рядом.

- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.

• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в

нём только одно слово, например:

Дети пришли из школы. -  Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.

- В кустах весело пел чиж.

- Стоит яркий солнечный день.

- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?

• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда,

где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.

- Выпал снег, Алёша вышел загорать.

- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

- Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.

- Папа привёз.

- Птичка прилетела.

- Кот мяукал.

- Заяц убегал.

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Звонкий, быстрый, весёлый - …

Вкусный, алый, сочный - …

Жёлтые, красные осенние - …

Холодный, белый, пушистый -…

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2. Точно и быстро. Кто или что?

мурлычет – кот; варит – повар; стоит – дом

лает - …………;учит -………….;прыгает-……....

мычит -………..лечит -………….летает –………..

жужжит -……………строгает - ………..спит -………

шипит - ………сажает -……… лепит –…………

ревёт - …………красит - ………….играет –…………..

3. Слушай. Называй как можно больше слов.

Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит –

Растёт –

Поёт –

Ползёт –

Ссорится –

Работает –

Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.

Проворонила ворона воронёнка.

Мама мыла Милу мылом.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Клава у Клары играла на рояле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

В презентации предлагаются задания для первоклассников на развитие психических процессов. Можно использовать на этапе подготовки к школе...

Коррекционная программа для учащихся с ОВЗ (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Программа   коррекционных занятий...

дидактический материал на развитие внимания, памяти, мышления

материалы можно использовать во внеурочной деятельности...

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

Игры на развитие внимания, памяти, мышления...

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления...

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

В статье рассказывается об использовании игры в работе с детьми с ОВЗ...