Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Закалашвили Зоя Заликоевна
Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.
•Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
•Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
•Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
•Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
•Совершенствовать выразительность чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafory_i_sravneniya..pptx926.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения на уроках чтения в 4 классе Автор: учитель начальных классов Закалашвили Зоя Заликоевна МБОУСОШ№ 4 п.Росляково ЗАТО Североморск Мурманской области

Слайд 2

Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе. Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века. Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении. Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся. Совершенствовать выразительность чтения. Автор: Закалашвили З.З. 2

Слайд 3

Что такое тропы? Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами . Название «троп» – от греч. «тропус», что значит «образное выражение, оборот» . 3 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 4

4 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 5

Фонетические средства Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Интонация. Ритм. Пауза. Рифма. 5 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 6

Лексические средства Аллегория Метонимия Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Перифраза Паронимы Синекдоха Литота Оксюморон Парадокс 6 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 7

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека. Нахмурился, словно туча. И берёзы стоят как большие свечки. 7 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 8

Эпитет Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (А.С.Пушкин) 8 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 9

Метафора Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Горит восток зарёю новой… (А.С.Пушкин) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело. Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев) 9 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 10

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека. … Звезда с звездою говорит. (М.Ю.Лермонтов) … Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов) 10 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 11

Метонимия Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет. Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая) Ликует буйный Рим . (М.Ю.Лермонтов) Только слышно на улице где-то, Одинокая бродит гармонь . (М.Исаковский) 11 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 12

Аллегория Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах Например, в баснях, сказках глупость , упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы. 12 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 13

Гипербола и Литота Гипербола , или художественное преувеличение. Литота , или художественное преуменьшение. 13 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 14

Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов? Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет) эпитет 14 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 15

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) олицетворение Недаром помнит вся Россия Про день Бородина ( М. Лермонтов ) метонимия 15 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 16

Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» 16 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 17

Лексические средства стихотворения С.Есенина 17 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 18

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю , он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир « румяным» светом. 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки , стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги , где в свете утренней зари « горит» роса серебристым цветом. 3 строфа – около ног, у плетня , поэт видит крапиву , которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком. Вывод : поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы» , которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет (« брезжит свет» , « зеленые сережки» , « заросшая крапива» ), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов. 18 Автор: Закалашвили З.З.

Слайд 19

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы? Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов « улыбнулись сонные березки», « растрепали шелковые косы» , « шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений. Автор: Закалашвили З.З. 19

Слайд 20

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации ( звуковые повторы согласных звуков [ ш ] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться. « ш еле с тят», « с ере ж ки» , « ш епчет» , « ш аловливо» . Подчеркнутые буквы передают звуки [ ш ], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка. Автор: Закалашвили З.З. 20

Слайд 21

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? « золотые» , « румянит» , « зеленые» , « серебряные» , « перламутром» . Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски. Автор: Закалашвили З.З. 21

Слайд 22

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина? Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир. Автор: Закалашвили З.З. 22

Слайд 23

Полезные ресурсы http://www.lit-studia.ru/ Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!») Фон слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpg http://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html . Изучение лирики в начальной школе http://www.litra.ru/ http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24 Муз.миниатюра С.Есенин «С добрым утром!» Г.Александрова «Занимательный русский язык»,Издательство « Тригон »,Санкт-петербург,1995 г. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского . - 2- е изд., испр . и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133 Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов. –М., 1974. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. –М.: Учпедгиз , 1954.-288с. 43. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119 Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. –М., "Просвещение", 1965.-348с. Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр . - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127 Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод . пособие для преп. и студ. пед . учеб. завед . - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111 Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние , 1977.-223с. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок . - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126 Тимофеев Л.И. Слово в стихе. –М.,1982.-344с. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.-574с. 23 Автор: Закалашвили З.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "К. И. Чуковский "Федорино горе". В презентации освещаются новые факты из жизни К. И. Чуковского....

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс

Презентация к уроку. Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»УМК «Перспектива» 4 класс...

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...