Главные вкладки

    Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
    презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

    Постоногова Галина Васильевна

    Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lit.chtenie_3_klass.rar2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Урок литературного чтения 3 класс

    УМК «Перспектива»  

    Дата проведения: 26.02.2014 г.

    Учитель начальных классов Постоногова Г.В.

    г.Сорск,2014 г.

    Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

    Цели: :познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»;учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные:  прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;

    Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;

    Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.

    Оборудование: компьютер, нетбуки для каждого ребенка, интерактивная доска,, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на работу.

    – Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
    Выходя поутру из ворот
    Понимаешь, у каждого в жизни
    Предостаточно бед и забот.
    Разве любы нам хмурые лица
    Или чья-то сердитая речь?
    Ты улыбкой сумей поделиться
    И ответную искру зажечь.
    Подарите улыбки друг другу…

    . (Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения) (Слайд 1)

    -Поделитесь своим настроением с окружающими. (Прикалывают  себе СМАЙЛИК настроения)


    – Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

    -Я хочу показать вам 2 картинки.
    (слайд сова и слон) (Слайд 2 и 3)
    - Как вы думаете почему я вам их показала?
    - Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

    1. Актуализация знаний. (Слайд 4)

    -Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор?

    . (Инсценирование «Стрекоза и Муравей»:

    Инкижекова Е.-автор;Черенкова А.-Стрекоза; Пипяк А.-Муравей.)

    Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:

    Забавой он людей исправил,

    Сметая с них пороков пыль,

    Он баснями себя прославил,

    И слава эта – наша быль.

    И не забудут этой были,

    Пока по-русски говорят:

    Её давно мы затвердили,

    Её и внуки затвердят.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд 5)

    1. Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца:

    – Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут

    Настя Ювкина и Вероника Шлихтемаер.

    - Есть ли интересные дополнения о баснописце?

    Кроссворд по изученным басням (Работа с НЕТБУКОМ)

    – Нам знакомы произведения И.А. Крылова. Мы читали их в 1-2 классе, повторяли к текущей теме. Вспомним их, а поможет в этом кроссворд.

       - Молодцы, ребята! Спасибо  за знание басен.

    1. Повторение о басенном жанре:

    - К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

    - Напомните, что такое басня? (Слайд 6)

    - Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

    - Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

    - Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

    - И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей)

    - А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (иносказание)

    ФИЗМИНУТКА СО СМАЙЛАМИ.

     Молодцы!.Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича Крылова.

    1. Постановка проблемной задачи  урока. (Слайд 7)

    Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни  и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

    1. Работа над басней.

    1. Прогнозирование содержания

    - Как вы думаете, о ком эта басня?

    - Каким вы представляете себе Слона? Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

    - А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится? (Слайд 8)

    - Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)

    - Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

    МОСЬКА

    Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОСЬКА"

    моська [моська] 1. ж. разг. 1) Мопс. 2) Маленькая собачка. 2. ж. разг.-сниж. Некрасивое лицо. 3. м. и ж. разг.-сниж. Человек с некрасивым лицом.

    Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"

    , мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий.

    Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОСЬКА"

    моськи, ж. (разг.). Мопс. Ай, моська, знать она сильна, коль лает на слона. Крылов.

    1. Самостоятельное чтение басни.

    - Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

    - Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

    1. Словарная работа (Слайд 9)

    - Встретились ли вам незнакомые слова?

    - Объясните значения данных слов (презентация)

    Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

    Напоказ – обратить внимание для вида.

    Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

    Отколе – откуда.

    Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

    Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

    1.  Работа над содержанием басни.
    1. Беседа

    - Каким художник рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

    - Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

    - Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?

    - Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

    - Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

    -Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.

    -За что Шавка осуждает Моську?

    -Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.

    -Почему Моська уверена, что что может прослыть сильной совсем без драка?

    -Чем она смешна?

    5)Самостоятельная работа.

    НЕТБУК (папка «Урок»-работа по содержанию)

                      Подчеркни слова, которые характеризуют героя.

    Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

    Задание: Первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.                  

    Проверка.

    1. Работа над образными выражениями(Слайд 11)

    - Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным  словосочетаниям:

    1. Показывали на улице людям  (Водили напоказ)

    2. Невидаль, редкость (В диковинку у нас)

    3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (Толпы зевак ходили)

    4. Откуда-то внезапно вдруг появиться (Отколе ни возьмись)

    5. Перестань себя позорить (Перестань срамиться)

    6. Придаёт смелости (Вот то-то мне и духу придаёт)

    1. Выборочное чтение 

    - Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

    - А как вы относитесь к Моське?

    - Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других).

    - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

    - В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

    - А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

    1. Чтение мастером художественного слова.(Презентация Слайд 12).

    - Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.

    (Звучит запись басни)

    - Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

    1. Чтение по ролям. Игра в театр. (Слайд 13)

    - Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.

    - Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

    (Слушание детей. Оценивание).

    1. Итог урока.

    - Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

    - Какова же мораль басни?

    - Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

    Домашнее задание (Слайд 14)

    - Выберите для себя задание:

       а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;

       б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;

       в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

    1.    Рефлексия.Интерактивная доска.(Смайлы веселые и грустные).

    -Какой нравственный урок извлекли для себя из басни.

                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

    Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

    Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

    Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

    Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

    Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....

    Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

    Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

    Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.

       Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым пр...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

    Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

    Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....