Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Постоногова Галина Васильевна

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_3_klass.rar2.57 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок литературного чтения 3 класс

УМК «Перспектива»  

Дата проведения: 26.02.2014 г.

Учитель начальных классов Постоногова Г.В.

г.Сорск,2014 г.

Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Цели: :познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»;учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:  прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;

Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.

Оборудование: компьютер, нетбуки для каждого ребенка, интерактивная доска,, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…

. (Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения) (Слайд 1)

-Поделитесь своим настроением с окружающими. (Прикалывают  себе СМАЙЛИК настроения)


– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки.
(слайд сова и слон) (Слайд 2 и 3)
- Как вы думаете почему я вам их показала?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

  1. Актуализация знаний. (Слайд 4)

-Посмотрите и послушайте инсценировку, которую приготовили ребята и скажите, как называется произведение и кто его автор?

. (Инсценирование «Стрекоза и Муравей»:

Инкижекова Е.-автор;Черенкова А.-Стрекоза; Пипяк А.-Муравей.)

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского, который пишет о великом русском баснописце И.Крылове:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. (Слайд 5)

  1. Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца:

– Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам помогут

Настя Ювкина и Вероника Шлихтемаер.

- Есть ли интересные дополнения о баснописце?

Кроссворд по изученным басням (Работа с НЕТБУКОМ)

– Нам знакомы произведения И.А. Крылова. Мы читали их в 1-2 классе, повторяли к текущей теме. Вспомним их, а поможет в этом кроссворд.

   - Молодцы, ребята! Спасибо  за знание басен.

  1. Повторение о басенном жанре:

- К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

- Напомните, что такое басня? (Слайд 6)

- Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

- Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей)

- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (иносказание)

ФИЗМИНУТКА СО СМАЙЛАМИ.

 Молодцы!.Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича Крылова.

  1. Постановка проблемной задачи  урока. (Слайд 7)

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, поработаем над особенностями структуры басни  и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

  1. Работа над басней.

  1. Прогнозирование содержания

- Как вы думаете, о ком эта басня?

- Каким вы представляете себе Слона? Слон-огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Масса его более 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится? (Слайд 8)

- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)

- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

МОСЬКА

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОСЬКА"

моська [моська] 1. ж. разг. 1) Мопс. 2) Маленькая собачка. 2. ж. разг.-сниж. Некрасивое лицо. 3. м. и ж. разг.-сниж. Человек с некрасивым лицом.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"

, мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОСЬКА"

моськи, ж. (разг.). Мопс. Ай, моська, знать она сильна, коль лает на слона. Крылов.

  1. Самостоятельное чтение басни.

- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

  1. Словарная работа (Слайд 9)

- Встретились ли вам незнакомые слова?

- Объясните значения данных слов (презентация)

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

  1.  Работа над содержанием басни.
  1. Беседа

- Каким художник рисует Слона? Опишите его. Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?

- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

-Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.

-За что Шавка осуждает Моську?

-Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.

-Почему Моська уверена, что что может прослыть сильной совсем без драка?

-Чем она смешна?

5)Самостоятельная работа.

НЕТБУК (папка «Урок»-работа по содержанию)

                  Подчеркни слова, которые характеризуют героя.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

Задание: Первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.                  

Проверка.

  1. Работа над образными выражениями(Слайд 11)

- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным  словосочетаниям:

1. Показывали на улице людям  (Водили напоказ)

2. Невидаль, редкость (В диковинку у нас)

3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (Толпы зевак ходили)

4. Откуда-то внезапно вдруг появиться (Отколе ни возьмись)

5. Перестань себя позорить (Перестань срамиться)

6. Придаёт смелости (Вот то-то мне и духу придаёт)

  1. Выборочное чтение 

- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

- А как вы относитесь к Моське?

- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других).

- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

  1. Чтение мастером художественного слова.(Презентация Слайд 12).

- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.

(Звучит запись басни)

- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

  1. Чтение по ролям. Игра в театр. (Слайд 13)

- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.

- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Слушание детей. Оценивание).

  1. Итог урока.

- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

- Какова же мораль басни?

- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

Домашнее задание (Слайд 14)

- Выберите для себя задание:

   а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;

   б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;

   в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

  1.    Рефлексия.Интерактивная доска.(Смайлы веселые и грустные).

-Какой нравственный урок извлекли для себя из басни.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.

   Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым пр...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....