Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме:
    Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.

    Истомина Елена Васильевна

         Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым произведением и вовлечь в учебное творчество. Обязательное ежеурочное формулирование темы урока самими учащимися, которое  осуществляется с помощью определенных упражнений, предполагает ту или иную долю самостоятельности школьников, заинтересовывает предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждает положительные эмоции, заставляет творчески и нестандартно мыслить.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы  урока  учащимися.

         Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым произведением и вовлечь в учебное творчество. Обязательное ежеурочное формулирование темы урока самими учащимися, которое  осуществляется с помощью определенных упражнений, предполагает ту или иную долю самостоятельности школьников, заинтересовывает предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждает положительные эмоции, заставляет творчески и нестандартно мыслить.

         Тема урока литературного чтения чаще всего складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения, и названия этого произведения. Для определения их учащимися можно использовать специальные приемы.

    1.Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.

    Учащимся предлагается задание: «Определи фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой». Например:

    Ба-ов, Уш-нский, Паус-овский, Биан-и, -сеева, -ысоцкий. ( Житков)

    2.Составление имени и фамилии автора произведения путем исключения повторяющихся букв.

    Школьникам необходимо мысленно исключить буквы, которые встречаются более одного раза. Например :ТС ИТВСАЦНСЦ         Е КГРЧЫЧГЛЯОВЕЯ    ( Иван Крылов)

    3.Чтение подчеркнутых букв.

    Детям предлагается прочесть название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах. Например: « ЛЯТЦЕ ХВ    Ф ИТ   ЭСЬОЮБЭАЬЧЖКГАЭЖ» ( «Лев и собачка»)

    4.Исключение иностранных букв.

    Ученикам дается установка: «Внимательно рассмотрите запись и определите название нового произведения, с которым мы познакомимся на уроке, исключив иностранные буквы». Например:

    «ПWРRIЫFЖGLОSКVN»  («Прыжок»)

    5.Расположение букв в порядке возрастания чисел.

    Учащимся  необходимо расположить буквы, входящие в состав фамилии автора ( названия произведения), в порядке возрастания чисел и прочитать получившееся слово. Например: «3И4Е1П5М7Ш2Р6Ы» («Приемыш»)

    6.Чтение имени автора ( название произведения) с зашифрованными буквами.  

    Школьники должны, опираясь на языковое чутье и закономерность, по которой составлена запись, догадаться, какие это буквы, и прочитать зашифрованные слова. Например: «ФЕ/ИН+  З+/+Ч+» ( «Федина задача»)

    7.Чтение фамилии, имени, отчества или названия произведения с пропуском гласных букв.

    Детям предлагается прочитать слова, ориентируясь только на согласные. Например: « НКЛЙ  НКЛВЧ  НСВ» (Николай Николаевич Носов)

    8.Выделение «лишнего» автора из данного ряда по какому – либо признаку.

    Учащимся предлагается из трех (четырех) фамилий: Е. И. Чарушин, С. В. Михалков, В. В. Бианки , -определить фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Дети выделяют фамилию Михалкова, потому что это фамилия поэта, а остальные – фамилии прозаиков).

    9.Определение названия произведения путем продолжения цепочки.

    Детям дается задание: «Внимательно рассмотрите данный ряд букв: З, В, Л. Буквы в нем являются начальными буквами слов одной темы: «Времена года». Продолжите данную цепочку и определите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Учащиеся отвечают, что в этом ряду написаны: З – зима, В – весна, Л - лето  . Следующим временем года является осень, значит, название нового произведения – «Осень».

    Цепочки могут быть составлены из первых букв названий месяцев ( «Сентябрь»), частей суток («Утро»), членов семьи («Мама») и т.д.

    10.Определение темы урока, используя синонимы, антонимы.

    А) Школьникам необходимо подобрать синоним к данному слову и определить название нового произведения, в котором есть разделительный мягкий знак. «Товарищи». (Друзья».)

    Б) Подобрав антонимы  к произведению «Ранним утром», вы узнаете  название темы сегодняшнего урока. ( «Поздним вечером»)

    11.Задания, составляющие название нового произведения, по морфемике.

    А)Корень – скрип, пол

    Суффикс – уч, ов, иц

    Окончание – ие, ы

    («Скрипучие половицы»)

    Б) Название произведения состоит из одного слова. В основе этого слова лежит древнерусское слово ПЛАТ, что означает кусок материи. От этого слова образовались слова платок и платье. Оно является корнем в слове, которое обозначает название нового произведения. Запишите этот корень. (Дети  записывают  плат)

    К этому корню допишите приставку. Она является первым слогом в названии произведения Н.Н. Носова, в котором говорится о том, как девочка Валя и мальчик Петя прочитали книгу «Три поросенка» и стали играть, представляя себя поросятами. Допишите эту приставку.

    (Дети отгадывают название рассказа Н. Н. Носова» «Затейники» и добавляют часть слова ЗА к уже написанной части ПЛАТ. Получается  заплат.)

    Теперь надо дописать суффикс. Его мы выделим из названия произведения Н. Н. Носова – «Мишкина каша». Это первый суффикс в одном из этих слов. Какой это суффикс?  ( Дети дописывают суффикс – к -. Получается  заплатк)

    Осталось дописать окончание. Окончание в нашем новом слове такое же, как в словах «Мишкина каша». Допишите его. Какое слово получилось?  («ЗАПЛАТКА»)

        Младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания по формулированию темы урока литературного чтения, благодаря чему  в самом его начале у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы урока автоматически повышает их активность на уроке.

    Использованная литература.

    1.Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: Издательство ВГПУ, 2000

    2.Волина В. В. Учимся играя. М: Новая школа, 1994

    3.Журнал «Начальная  школа» №4 , 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектного метода на уроке литературного чтения при работе над загадками во 2 классе.

    Методическая разработка "Использование проектного метода на уроке литературного чтения при работе над загадками во 2 классе" призвана, в первую очередь, помочь молодым специалистам при подготовке к ур...

    Новые приемы на уроках литературного чтения в 1-4 классах.

    Эти приемы можно использовать в любом классе...

    «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

    Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

    Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»

    Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....

    Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

    Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

    Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

    Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

    Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

    В презентации используются по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...