Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Открытый урок по чтению в 4 классе
ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.
2. Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как средстве создания образа , о ритме как выразительном средстве .
3. Формировать систему читательских умений , уделив особое внимание умению воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении .
4. Совершенствовать навык чтения , обучать выразительному чтению .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению
Составлен учителем 282 школы
Сыровой Валерией Владимировной
ТЕМА: Ф.И.Тютчев
«Есть в осени первоначальной...»
ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.
- Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как средстве создания образа , о ритме как выразительном средстве .
- Формировать систему читательских умений , уделив особое внимание умению воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произ ведении .
- Совершенствовать навык чтения , обучать выразитель ному чтению .
Ход урока
- Проверка домашнего задания
У. С каким известным писателем XIX века мы вчера познакомились ? Д. С И.С.Тургеневым .
У. А какой род литературы мы с вами изучали ?
Д. Лирику .
У. Верно. И говорили о том , что лирика может иметь форму стиха и форму прозы . В чём же особенность лирики , чем она отли чается от эпоса ?
Д. Главное в лирике - это чувства и переживания автора . Через лирическое произведение мы знакомимся с внутренним миром автора .
У. Молодцы . Вчера мы учились выразительно читать стихотворение И. С. Тургенева ...
Д. «Осень»
У. Давайте повторим , какой должен быть тон и темп чтения ?
Д. Спокойный , размеренный, с оттенком мечтательности и грусти. У. вызывает учащихся читать наизусть стих-е «Осень» и анализи рует выразительное чтение .
- Первичное восприятие . Чтение учителя .
У. Знакомит учащихся с новым стихотворением на осеннюю тему :
На доске : Фёдор Иванович Тютчев (Х1Хв)
«Есть в осени первоначальной...»
- Проверка первичного воспиятия .
У. Понравилось ли вам стихотворение ?
Д. Да. Очень.
У. Похоже ли оно по настроению на «Осень» И.С.Тургенева ?
Д. Нет. Стихотворение Тютчева более торжественное .
- Постановка учебной задачи .
У. Скажите , а что-нибудь нового про приметы осени вы узнали для себя ?
Д. Нет .
У. Видите , как интересно . Ничего нового про осень вы не уз нали , а стихотворение вам понравилось , вызвало у вас определённое настроение . Значит, действительно, в стихо творении главное не знания, не информация, а переживания чувства .
сегодня мы будем учиться читать это стихотворение вырази тельно, понаблюдаем над художественными средствами с по мощью которых автор создал образ осени первоначальной.,
- Вторичное восприятие и анализ текста .
1)Чтение и анализ I строфы .
у. Какая пора осени изображена в стихотворении Ф.И.Тютчева ?
Д. Начальная пора .
У. Докажите это словами из стихотворения .
Д. «Есть в осени первоначальной».
У. Как вы понимаете значение слова первоначальный ?
Д. Самый первый , являющийся началом чего-нибудь .
У. Найдите эпитет , которым поэт определяет эту пору ,
Д. Дивная пора .
У. Подберите к этому прилагательному синонимы , чтобы они нам помогли понять смысл этого слова в стихотворении .
Д. Дивный - удивительный; дивный - прекрасный; очаровательный; чудесный .
У. уточняет , что это действительно так , что в стихотворении объединяются , совмещаются два значения этого слова :
- удивительный, необычайный
Дивный
- чудесный, прекрасный
Такое совмещение значений нужно, чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени , одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость , волшебство .
У. Как Тютчевым описана эта «дивная» пора ?
Д. «Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера ...»
У. О чём говорит сравнение весь день стоит как бы хрустальный ?
Как вы его понимаете ?
Д. День чистый, ясный, прозрачный, как бы создан из хрусталя.
У. Объясните значение слова хрусталь .
Д. Это стекло высокого сорта, с особым блеском, сильно прелом ляющее свет . Например, хрустальная ваза .
У. А как можно понять значение слова хрустальный в сочетаниях Хрустальная вода и хрустальный день ?
Д. Хрустальная вода - значит очень прозрачная,
хрустальный воздух - чистый, прозрачный, как бы излучающий сияние.
У. Это сравнение прочно вошло в наш язык и мы часто его
используем, когда хотим рассказать о тёплых, ясных, солнеч ных осенних днях , когда нет жары, напротив, в воздухе чувтвуется особая свежесть .
Как ещё объясняется «дивная» пора в I строфе ?
Д. «И лучезарны вечера».
У. Как вы понимаете слово лучезарный в сочетании лучезарны вечера ?
Д. Лучезарный - значит сверкающий, сияющий, лучезарны вечера - вечера полны сияния, мягкого блеска .
У. Подумайте и скажите, в первой строфе мы можем увидеть перед собой только одну картину или несколько ?
Д. Несколько . День и вечер .
У. Верно , Тютчев показывает нам природу в движении. В I четверостишии мы замечаем движение ото дня к вечеру .
- Чтение и анализ II строфы .
У. Перечитайте второе четверостишие . О чём или о ком идёт речь
в этой строфе ?
Д. Тютчев рассказывает о поре уборки урожая .
У. Как в стихотворении показана эта пора ?
Д. «Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё ...»
У. Что же такое серп ?
Д. Серп - это ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно
изогнутого полукругом острого ножа для срезания колосьев .
Учащимся можно показать изображение серпа .
У. В каком значении употреблено в стихотворении слово серп .
Д. Конечно , сам по себе серп не может срезать колосья, а
срезает их , жнёт человек.
У. А почему серп назван бодрым ? Как вы считаете , какой уродился урожай ?
Д. Слово бодрый означает полный сил, энергии.
Наверное урожай очень богатый, и это радует жнеца .
У. А как вы понимаете слово праздный в сочетании на праздной борозде .
Д. Урожай с поля уже собран и поле отдыхает .
У. А в какой строфе Тютчев использует именно это выражение «отдыхаюшее поле» ?
Д. Читают последние две строчки стихотворения .
У. Итак, праздная борозда , пусто всё , простор везде . А какая ещё характерная черта осеннего дня подчёркивает ощущение лёгкости, невесомости ?
Д. «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».
- чтение и анализ III строфы .
У. Какие ещё приметы осени подмечены поэтом ?
Д. «Пустее воздух, птиц не слышно боле».
У. Ас какой целью поэт упоминает о зимних бурях ?
Но далеко ещё до первых зимних бурь.
Д. Ещё далеко до первых зимних бурь , но чудесная пора ранней осени непродолжительна . Она быстро пройдёт, и наступят грустные, дождливые дни поздней осени .
У. Правильно. И здесь Тютчев не просто показывает нам отдельные картины природы , а изображает их в движении : раньше мы
отмечали - ото дня к вечеру, а вот сейчас - от осени к зиме.
Всё в природе изменяется и постоянно чередуется : утро, день вечер, ночь, осень, зима, весна, лето .
И это движение в природе неизменно и вечно .
Прошло уже более ста лет , как написано это стихотворение, а мы продолжаем каждый год восхищаться нашей русской осенью , её первоначальной порой. Небо в такие дни безоблачно, светло-синего или ярко-голубого цвета. Для обозначения такого цвета иногда употребляется слово ...
Д. Лазурь . Лазурное небо .
У. Как вы понимаете предложение
И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле ?
Д. Этим предложением ещё раз подчёркивается голубизна неба , мягкий свет солнечного дня; мы ощущаем тепло, струящееся с неба и разлитое в прозрачном , но уже остывающем воздухе .
- Работа над выразительным чтением.
Определяется общий тон чтения - неторопливый, радостно приподнятый , однако с лёгким оттенком грусти . При чтении стихотворения замечается, что многократно повторяются гласные
Э, А, О, что придаёт стихам певучесть и вызывает замедленный темп чтения . Прочитать это стихотворение в быстром темпе невозможно , его следует прочесть неторопливо, особенно выделяя многосложные слова : первоначальной, хрустальный, лучезарны, паутины, отдыхающее - и образные выражения : дивная пора, бодрый серп, праздной борозде, чистая и тёплая лазурь. Чтение должно передать настроение поэта , восхищённого красотой осеннего дня.
Выразительное чтение стихотворения .
Анализ выразительности чтения
- Домашнее задание .
Выучить стихотворение наизусть .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
План – конспект открытого урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления...
конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Конспект урока литературного чтения по теме Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...
Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....
Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" на тему "Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Урок интерактивный...С презентацией......
Открытый урок с использованием ИКТ и ЭОР по литературному чтению во 2 классе по теме Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной"...
Урок проводится с применением ИКТ и ЭОР. К уроку составлена презентация....