Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лукина Любовь Алексеевна

Конспект открытого урока по литературному чтению по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре" составлен в соответствии с  ФГОС. Содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukopodrazhanie.docx29.03 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звукоподражание. Б. Заходер «Дырки в сыре»

Цель: познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием; учить находить в стихах звукоподражания.

   Задачи урока:

  1. Познакомить с произведением Б. В. Заходера «Дырки в сыре».
  2. Продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного  чтения, чтения по ролям.
  3. Развивать  устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, интерес к чтению.
  4. Воспитывать умение отвечать за свои поступки.

Оборудование: портрет Б. Заходера, картинки с изображением предметов, животных (под картинками  написаны звукоподражательные слова), презентация, карточки

Ход урока

I. Оргмомент.

Улыбнулись друг другу. Подарили улыбку и мне, и нашим гостям.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения, и  подарить прекрасное настроение.

II. Введение в тему урока.

 Звукоподражание:

Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Произнеси звук». (Слайд 1)

- комар звенит (з-з-з), рядом – улетает;

- жук проснулся, жужжит (ж-ж-ж), рядом – улетает;

- ползёт змея и шипит (ш-ш-ш), рядом – уползает;

- фыркает ёж (ф-ф-ф), рядом – убегает;

 (рядом – громко; улетает – тише)

Учитель: Что мы произносили?

Звуки

Учитель: Кто производит эти звуки?

Ученики: Животные

Учитель: Какие ещё бывают звуки?

Ученики: Гласные, согласные, звуки которые производят машины и т. д

Учитель: На какие две группы можно разделить все звуки?

Ученики: Речевые и неречевые.

Учитель: Речевые звуки мы используем в своей речи. Использует ли человек неречевые звуки? Встречали ли мы  неречевые звуки на уроках чтения?

Ученики: Да, в стихотворениях Агнии Барто «Игра в слова», Ирины Токмаковой «Лягушки», Валентина Берестова «Курица».

Учитель: Кто желает наизусть прочесть одно из стихотворений? (Один из учащихся читает наизусть)

Учитель: Какие звуки услышали? Как вы думаете, с какой целью поэты их используют?

Ученики: Для большей выразительности, повторяющиеся звуки  помогли  увидеть  и  услышать  предметы  и  явления  в  стихотворении.

Учитель: Ребят, а знаем ли мы как по-научному называют такие слова?

Ученики: Нет

Учитель: Какую цель поставим сегодня на уроке?

Ученики: Узнать, как по-научному называют такие слова.

III. Работа над новым материалом.

  1. Объяснение понятия.

 Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых написаны 3 определения разных понятий. Ваша задача найти среди них знакомые определения. Сейчас вы внимательно прочитаете статью, и отметите для себя следующее:

Всё понял(а) – «+»

Думал иначе – «V»

Не понял – «?» (Слайд 2)

Учитель: Кто догадался, какому понятию соответствует первое определение? второе?

Ученики: Интонация. Рифма.

?    - звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания. Вопросительная и. Повествовательная и. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Угрожающая и., насмешливая и., недовольная и.

?      - одинаковое звучание концов строк в стихотворениях.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

?  - приблизительное воспроизведение природного звучания (например, звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква; звуки производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф.), и слова, образованные от таких звучаний  (напр. кукушка, квакать, квакушка).

Учитель: Какое определение вы прочитали впервые? Как вы думаете, как называют такие  звучания и слова, образованные от этих звучаний?

Учитель: Откройте учебник на странице 153. Сравните, верно, ли вы ответили. Из каких двух слов состоит слово звукоподражание?

2. Физминутка

Сейчас немного отдохнём. Если я называю слово-звукоподражание, вы наклоняетесь вперёд, а если нет в стороны.

Кукареку, купить, кудахтахтах, куст, попить, мур, мур,мука, мумуму, квакушка.

  1. Беседа об авторе.

Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Бориса Заходера «Дырки в сыре» и проследим, с какой целью использует Борис Владимирович звукоподражание.

Посмотрите внимательно на название стихотворения. Что необычного вы увидели?

Учащиеся: Под названием надпись «Из Яна Бжехвы». Как вы думаете, что она обозначает?

Учитель: Прочитайте внимательно отрывок из биографии Бориса Владимировича и объясните, что обозначает эта надпись. (Слайд 3)

Борис  Заходер являлся переводчик многих произведений зарубежной литературы для детей: повестей-сказок «Винни-Пух и все-все-все», «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказки «Бременские музыканты» и других сказок.

Учитель: Кто желает объяснить эту запись?

- Ребята, послушайте, какая необычная фамилия «Бжехва», хотелось бы вам узнать о ней поподробнее?

Ученики: Да

-Прочитайте внимательно сведения о Яне Бжехве, посмотрите на его портрет. (Слайд 4)

Ян Бжехва (Лесман) - польский поэт, писатель, переводчик. Псевдоним «Бжехва» означает «шутник», «болтун». Ян Бжехва писал стихи, песни, сказки, фантастические повести и басни.

Учитель: Что интересного узнали о фамилии?

Ученики: Это псевдоним.

Учитель: Ребята, что обозначают слова «шутник», «болтун»? О каком человеке так говорят?

Ученики: Весёлом.

  1. Первичное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Учитель: А сейчас внимательно послушаем стихотворение. Если встретятся непонятные слова, подчеркните.

-Вам понравилось стихотворение? Что можете сказать о Яне Бжехве?

Ученики: Действительно у него подходящий псевдоним.

Учитель:- Какие непонятные слова встретились в стихотворении?

5. Словарная работа. (Слайд 5)

РАЗО́Р - разорение.

Синонимы: беспорядок, вред, кавардак, лишение, опустошение, потери, разорение, разрушение, убыток, урон, ущерб.

6. Работа над произведением.

Учитель: Ребята, а из-за чего возник спор среди животных?

Учащиеся: Они хотели узнать, откуда дырки в сыре.

Учитель: Как вы думаете, правильно сделала ли ворона? Почему?

Учащиеся: Нет, от неё ждали ответ, а она просто съела сыр.

Учитель: Скажите, мог бы возникнуть подобный спор среди людей?

Учащиеся: Да

Учитель: Как бы вы поступили в такой ситуации?

Учащиеся: Пошли бы в библиотеку…

Учитель: Прочитайте самостоятельно стихотворение. Найдите звукоподрожание, подчеркните. Подготовьтесь к чтению по ролям, напишите карандашом, где чьи слова.

- Найдите в тексте строки, где Борис Заходер использует звукоподражание. (Дети засчитывают)

- Сколько животных встретилось в стихотворении?

Учащиеся: Шесть - свинья, гусь,  овца, пёс, кот, ворона.

Учитель: Прочитаем стихотворение по ролям. Как будем читать слова свиньи? (поспешно) гуся? (задумчиво) овцы ? (чуть не плача) кота?(сердито) вороны? (оскорблено).

Учитель: А вы видели сыр с дырками? Действительно откуда они берутся? Кто-нибудь знает? Соня приготовила сообщение, давайте послушаем.

Сыр делают из молока. Когда сыр созревает, в нём живут бактерии. С их помощью у сыра появляется вкус и запах. Бактерии вырабатывают газ. Пузырьки этого газа и образовывают круглые дырки или «глазки» в сыре. (Слайд 6)

7.Физкультминутка для глаз Мыши и сыр.

V. Закрепление изученного материала.

Чтение стихотворения Инны Гамазковой «Красавица».

Учитель:

– На обратной стороне листочков прочитайте стихотворение Инны Гамазковой «Красавица» про себя.

Красавица

– Как тебя зовут, ворона?

– Карр-повна!

– Что ты делаешь, ворона?

– Карр-каю!

– Что ж кричишь, как на пожар?

– Нрра-вится!

Хорр-роша я!

Карр-роша!

Карр-расавица!

                Инна  Гамазкова

Учитель:

– Какие необычные слова вы услышали? Как называются эти слова?

Подчеркните их. Прочитайте это стихотворение в парах по ролям.

Кто желает прочитать в слух?(читают)

VI.Итог урока.

Учитель: Ребята, для чего писатели используют звукоподражание?

- Какие писатели использующие звукоподражание встретились сегодня на уроке?

Учащиеся: Инна  Гамазкова, Валентин  Берестов, Ирина Токмакова, Борис Заходер.

VII. Домашнее задание .

Учитель: Читать выразительно. ТПО с. 65

VIII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы выполняли много заданий. Если вы правильно распределили роли при подготовке к чтению по ролям, поставьте рядом с цифрой 1. «+», если нет – «?»

Если вы подчеркнули все звукоподражания в стихотворении «Дырки в сыре» напишите цифру 2 и поставьте «+», если не все – «?»

Если вы при работе с определениями на листочках догадались, о каких понятиях идёт речь, напишите цифру 3 и поставьте «+», если нет– «?»

Если у вас получилось больше знаков «+», чем «?», или все «+»  возьмите раскрывшийся подснежник и нанесите клей. Если у вас больше знаков «?» чем «+»,  или все «?»  возьмите нераскрывшийся подснежник и нанесите клей.

Учитель: Сегодня первое марта, первый день весны и на нашей полянке уже расцвели цветы. Пусть ещё не все цветы распустились, не беда, ведь сегодня только первый день весны и всё ещё впереди и у вас, и у нашей прекрасной полянки.

 Учитель: Вы все были молодцы, а оценки получают следующие ребята…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З-З-З Ж-Ж-Ж Ш-Ш-Ш ф-ф-ф

Слайд 2

? - произношение предложения с выражением чувств (радость, страх, удивление) или не выражая никаких чувств. Бывает восклицательной или невосклицательной. ? - одинаковое звучание концов строк в стихотворениях. Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! ? - приблизительное воспроизведение природного звучания (например, звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква; звуки производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок , пиф-паф.), и слова , образованные от таких звучаний (напр. кукушка, квакать, квакушка). Всё понял – « + » Думал иначе – « V » Не понял – « ? »

Слайд 3

Борис Заходер являлся переводчиком многих произведений зарубежной литературы для детей: повестей-сказок «Винни-Пух и все-все-все», «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказки «Бременские музыканты» и других сказок.

Слайд 4

Ян Бжехва (Лесман) - польский поэт, писатель, переводчик. Псевдоним «Бжехва» означает «шутник», «болтун». Ян Бжехва писал стихи, песни, сказки, повести и басни.

Слайд 5

РАЗО́Р - разорение. Синонимы: беспорядок, вред, кавардак, лишение, опустошение, потери, разорение, разрушение, убыток, урон, ущерб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...