Главные вкладки

    Проверочные работы по литературному чтению по программе РО Л. В. Занкова. (3-4 классы)
    методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

    Ларионова Евдокия Прокопьевна

    По программе литературного чтения системы РО Л.В.Занкова не предусмотрены проверочные работы после завершения каждого раздела. Чтобы проверить глубину усвоения  изученных произведений, знание художественных средств и литературоведческих понятий разработала проверочные тестовые задания по каждому разделу учебника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proverochnye_raboty_po_literaturnomu_chteniyu.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проверочные работы по литературному чтению по программе

    РО Л. В. Занкова. (3-4 классы)

    Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников.

    Текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

    Задачами начального курса литературного чтения являются:

    1. расширение представления детей об окружающем мире и
      внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
    2. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
    3. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
    4. развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами: восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения); их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания); собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему) [2, стр. 3-4]

    Требования нового стандарта образования  заставляют обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. От  традиционных оценок и контроля знаний тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения.

    Учебники по литературному чтению  (автор Н.А.Чуракова) состоят из 2-х частей. Они вмещают в себя по 11-12 глав. Но по программе не предусмотрены проверочные работы по завершению каждого раздела. Чтобы проверить глубину усвоения учащимися изученных произведений, знание литературоведческих понятий, художественных средств разработала проверочные тестовые задания по каждому разделу учебника. Цель данных работ обусловлена тем, что за сравнительно короткие промежутки времени можно оценить результативность познавательной деятельности обучающихся, степень и качество усвоения каждым ребёнком учебного материала, углубить и систематизировать знания обучающихся.

    Анализ структуры проверочных работ по литературному чтению.

     Проверочные работы позволяют оперативно отслеживать качество усвоения обучающимися большого учебного материала и имеют такую структуру:

    1.  Тесты с однозначным  выбором  ответа.  На  каждое  задание  предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

    Например: Былина – это …

    а) сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси;

    б) сказка;

    в) повествование о детях богов и смертных.

    2. Тесты на дополнение. В этих тестах задания  оформляются  с пропущенными словами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

    Например:  Прочитай определение, вставь пропущенное слово.

    ...             - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В ...       есть зачин, присказка и концовка.        

    3. Ответы на вопросы, позволяющие развивать разнообразные речевые умения детей: восприятие художественного произведения; интерпретация, высказывание собственного мнения.

    Например: Как вы понимаете смысл фразы «Мир нуждается в нашей защите»?

    4. Рекомендации по оцениванию каждого отдельного задания и работы в целом.

             5.   Интерпретация результатов каждого отдельного задания.

             6.   Итоговая фиксация результатов работы.

    Тестовые работы по литературному чтению формируют такие общеучебные умения и навыки:

    Учебно-организационные умения и навыки:

    1. понимать и разбираться в учебной задаче;
    2. умение организовывать свою учебную деятельность;
    3. учиться работать в заданном темпе;
    4. воспринимать информацию в письменной форме, воспроизводить предложенный алгоритм;
    5. оценивать учебные действия и результаты учебной деятельности (самоконтроль, взаимоконтроль)

    Навыки чтения и использования литературы:

    Учебно-информационные умения и навыки:

    1. развитие речи;
    2. умение анализировать прочитанное;
    3. умение определять главную мысль и тему текста;
    4. умение сравнивать и обобщать;
    5. умение отличать жанры текстов;
    6. умение видеть в тексте образные языковые средства.

    Навыки устной и письменной речи

     Учебно-коммуникативные умения и навыки:

    1. решать учебные задачи;
    2. выполнять инструкции;
    3. определять способы контроля и оценки деятельности;
    4. решать творческие задания.

    Проверочная  работа № 5  по разделу «Родная сторона».

    1. Что означает понятие  «малая родина»? ________________________________________________________________________________

    2. О чём стихотворение Р.Бёрнса «В горах моё сердце» ________________________________________________________________________________

    3. Напишите главную мысль рассказа К. Паустовского «Стальное колечко»? ________________________________________________________________________________

    4. Что ты представляешь, читая стихотворение А.Фета «Чудная картина»? ________________________________________________________________________________

    5. Какой художественный приём использовал А.Пушкин в своём стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…»? ________________________________________________________________________________

    6. Кто написал картину «Грачи прилетели»? Отметь.

    1) А. Саврасов                         3) С. Щедрин

    2) И. Левитан                           4) И. Шишкин

    7. Что такое пейзаж? ________________________________________________________________________________

    8. Как вы думаете, кому А.Пушкин посвятил своё стихотворение «Зимнее утро»?  

    ___________________________________________________________________________

    9. Напиши пословицу о Родине ________________________________________________________________________________

    Проверочная работа № 5 для 3 класса:

    направленность задания, рекомендации по проведению и оцениванию

    Задание 1.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел:

    Оценивается умение анализировать, делать выводы.

    Примерный ответ: Малая родина – это то место, где ты родился и вырос.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – ответ дан по смыслу;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 2.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: поэзия

    Оценивается умение анализировать стихотворный текст, выделять главное в тексте.

    Примерный ответ: В этом стихотворении лирический герой прощается с Родиной, с любимым краем.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – ответ дан по смыслу;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 3.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: рассказ-сказка

    Оценивается умение анализировать текст, правильно определять главную мысль текста.

    Примерный ответ: Главная мысль рассказа в умении видеть и воспринимать красоту природы, любить и беречь окружающий мир, близких тебе людей.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – ответ дан по смыслу;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 4.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: поэзия

    Оценивается умение анализировать стихотворение, видеть и понимать настроение лирического героя.

    Примерный ответ: Бескрайние просторы родного края, прелести ночного зимнего пейзажа, чувства одиночества и грусти.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – ответ дан по смыслу;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 5.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: поэзия

    Оценивается умение видеть в стихотворении образные языковые средства.

    Правильный ответ: олицетворение.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – дан верный ответ;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 6.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: «Картинная галерея»

    Оценивается умение работать в «Картинной галерее», знать имена

    художников.

    Правильный ответ:  картину «Грачи прилетели» написал А. Саврасов.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – выбран верный ответ;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 7.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: «Картинная галерея»

    Оценивается знание лексического значения слова; обогащение словарного запаса детей.

    Правильный ответ:  пейзаж – картины, изображающие  природу.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – дан верный ответ;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 8.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: поэзия

    Оценивается понимание смысла стихотворения.

    Правильный ответ:  А. Пушкин это стихотворение посвятил своей возлюбленной.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – дан верный ответ;
    2. 0 баллов – ответ неверный.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Задание 9.

    Предмет: ЧТЕНИЕ

    Раздел: устное народное творчество

    Оценивается умение по смыслу темы подбирать пословицу; развитие устной и письменной речи детей.

    Примерный ответ: Жить – Родине служить.

    Коды оценки возможных ответов учащихся:

    1. 1 балл – пословица подобрана по теме;
    2. 0 баллов – не написал пословицу или подобрана не по теме.

    Интерпретация результатов:

    1. 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
    2. 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.

    Проверочная работа № 5 для 3 класса:

    фиксация результатов выполнения проверочной работы.

    1. Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 5 баллов из 9 возможных. Оценка «2».
    2. Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 5-7 баллов из 9 возможных. Оценка «3».
    3. Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно  8-9 баллов из 9 возможных.

    8 баллов – оценка «4»

    9 баллов – оценка «5»

    Данная работа делает процесс обучения интересным для ребёнка, экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся, позволяет быстро выявлять пробелы в усвоении учебного материала каждым учеником, разнообразить процесс обучения.

    Эти работы являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Поэтапно выполняя задания, проверяющие знания и умения по конкретной заданной теме можно выявить и определить причину итоговой неудачи, построить соответствующую коррекционную работу.

    Список литературы:

    1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебники для 3-4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

    2.Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс (I-IV). Методический комментарий к учебнику Н.А.Чураковой. Москва: «ЦОР», 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по литературному чтению за 3 четверть в 1 классе (ПНШ)

    Цель работы:- проверить усвоение темы "Устное народное творчество";- понимание учащимися как устроена загадка, законы докучной сказки, в чём трудности скороговорок, как и когда люди обращаются к приро...

    Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.

    Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК  "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....

    Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова"

    Проверочная работа по литературному чтению за 1 полугодие 4 класса по программе "Система Л.В. Занкова" содержит задания для анализа произведений разных литературных жанров....

    Тесты и проверочные работы по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 21 века"

    Тесты и проверочные работы по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 21 века" проводятся после прохождения   каждого раздела учебника....

    Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

    Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...

    Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

    Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...