конспект урота по внеклассному чтению «Житие Сергия Радонежского»
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Суркова Ирина Вячеславовна

Знакомство учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteni1.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект урока по литературному чтению.

Тема: «Житие Сергия Радонежского».

Учебные задачи:

  1. Познакомить учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития;
  2. Наблюдать в процессе чтения и анализа отрывка характерные черты образа житийного героя в характере Сергия Радонежского;
  3. Воспитывать на примере образа Сергия такие черты характера как терпение, смирение, трудолюбие, кротость, исполнение сыновьего долга;
  4. Способствовать патриотическому воспитанию школьников;
  5. Активизировать знания ребят из области истории и расширять их кругозор, формировать правильную речь.

Оборудование:

  1. Репродукция М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;
  2. Триптих «Труды преподобного Сергия»
  3. Иллюстрация Троице – Сергиевой Лавры;
  4. Таблички с названиями черт характера: покорность, трудолюбие, терпение, смирение, исполнение сыновьего долга;
  5. Житие Сергия Радонежского.

      Учитель начальных классов: Суркова И.В.

                             Ход урока.

1.Введение в тему.

- Какое произведение вы читали дома?

- В чём особенность этого произведения?

- Обратите внимание на доску.

 Житие- жанр религиозной, христианской литературы.

- Чем отличается житие от других видов религиозной литературы?

Вывод: Житие – от греческого «жизнь». И в литературе этот термин стал обозначать определённый литературный жанр: биография, жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей тех или иных монастырских общин, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считает святыми. Житие, следовательно, биографии святых.

Такая биография писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся к лику святых церковью.

Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомков воспоминания о необыкновенном человеке.

- О каком необыкновенном человеке рассказало нам житие, которое вы читали дома?

- Да, вы читали отрывок из детства Сергия, который помещён в учебнике. А вот как выглядит это Житие целиком. Житие Сергия написано Епифанием Премудрым в начале 15 века, через двадцать лет после смерти преподобного Сергия. Преподобного потому, что путь его к святости прошёл через монашеское услужение, во многом был подобен пути Иисуса Христа.

2.Постановка проблемного вопроса.

- Сегодня мы снова перечитаем отрывок из учебника, я расскажу вам интересные факты биографии Сергия, зачитаю отрывки из «Житие». Мы постараемся осмыслить характер и поступки этого человека, понять, в чём его необыкновенность и почему он был причислен к лику святых.

3.Чтение и анализ отрывка.

Дети читают текст.

- Не кажется ли вам странным, что Житие названо именем Сергия Радонежского, а в отрывке речь идёт об отроке Варфоломее?

- Вспомните из истории, когда он получил имя Сергии?/Когда он покинул мир, стал жить в уединении. Спустя некоторое время, он постригся, стал иноком, и Варфоломею было дано имя Сергий./

- Итак, начинается рассказ с маленького мальчика, отрока Варфоломея. В какой семье родился мальчик?

- Чем отличалось поведение родителей? Какие это были люди? Зачитайте.

- Что значит праведные?

- И какой обет дала мать перед рождением Варфоломея? Зачитайте.

- Не случайно Мария дала обет принести ребёнка в церковь. Дело в том, что когда мать его, Мария, будучи беременной, в один из воскресных дней пошла в церковь к Божественной литургии, среди всеобщей тишины и благоговейного молчания, внезапно младенец стал кричать в утробе матери так, что многие от этого крика ужаснулись, как от чуда.

Через несколько минут младенец снова прокричал, и снова люди обратили на это внимание.

Когда же он крикнул в третий раз, смущённая мать чуть не упала от страха.

Тут её окружили женщины, и, может быть,  желая ей помочь успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он так громко кричит?»

Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня на руках младенца», что носит она его под сердцем.

Тогда женщины оставили её в покое, не переставая, впрочем, удивляться этому необыкновенному случаю.

Т.е., мы видим, что чудеса начали происходить с Варфоломеем ещё до его рождения и с самого появления на свет он был завещан Богу.

- Напомните, сколько детей было у Марии и Кирилла?

- Как они их воспитывали?

- Но отрок Варфоломей как – то отличался от своих братьев, он был особенный. Вспомните, какие необыкновенные вещи происходили с ним в раннем детстве?

- Не зная ещё законов церкви, он уже их соблюдал.

- А давалась ли ему грамота?

- Хотел ли он быть грамотным?

- Какие черты характера проявились у мальчика? /трудолюбие, терпение/

- Всё это предшествовало встрече с Монахом. Прочитайте, как произошла эта встреча.

Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Внимание на светлый круг, свечение над головой старца.

- Это НИМБ – символ святости, чистоты.

- Какое чудо происходит после этой встречи? Прочитайте.

- Вот и ещё один эпизод мы прочитали, который говорит нам о необыкновенности этого человека.

-Вы сказали, что у Кирилла и Марии было три сына. Какова судьба двух других?

- А что было с Варфоломеем?

- О чём просили его родители? Зачитайте.

- Выполнил ли он сыновий долг? Докажите словами из текста.

4.

- Мы прочитали только отрывок из жития о Сергии Радонежском, о том, что было необыкновенного в его детстве, что предопределило его судьбу. Это и родители, и обстановка в семье, и учёба.

- А знаете ли вы, как дальше сложилась судьба отрока Варфоломея?

Краткий рассказ подготовленного ребёнка о дальнейшей судьбе отрока.

После смерти родителей, Варфоломей оставил свой дом и ушёл в уединение, в лесную глушь. Вместе с ним был его брат Стефан. Они обошли в лесах много мест, и пришли на одно пустынное, в чаще лесной, где была вода. Место это было недалеко от Москвы. Тут они построили своими руками келью и заложили небольшую церковь. И когда церковь была построена, освятили её во имя Святой Троицы. Жизнь была их трудная, с недостатками и лишениями. Не было вокруг них ни сёл, ни деревень, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, никто к ним не приходил и ничего не приносил. Пищу они себе добывали сами.

Не выдержав этих трудностей, Стефан оставил брата, ушёл в Московский монастырь.

Тогда – то Варфоломей и принимает постриг. В монашестве наречено ему имя Сергий.

Спустя некоторое время, начали посещать Сергия монахи и просили его остаться с ним. Тогда каждый создал себе келью. После долгих уговоров, Сергий стал ИГУМЕНОМ – главным в монастыре. Но и тогда он был нищим и неимущим и всем слугою, ходил в самой ветхой одежде и трудился не покладая рук – работал в огороде, носил воду, строил кельи для братии. Прожил 78 лет, умер в своём монастыре.

- В рассказе встретились слова КЕЛЬИ, ИГУМЕН. Обратите внимание, как они написаны на доске. Как понимаете эти слова?

5.Обобщение.

- Итак, мы говорили о трудной жизни Сергия и его учеников, о многих лишениях и нищете, которую испытывала братия.

Учитель обращает внимание на триптих «Труды преподобного Сергия». Внимание на нимб над головой.

- Сергий считал своим долгом заботиться о своём окружении. Послушайте, как пишет Епифаний Премудрый о заботах Сергия, о его трудах. /с.97 «Житие Сергия Радонежского»/

- Какие черты характера проявились у Сергия в этом возрасте? /трудолюбие, терпение, сила духа/

6.Сергий – государственный деятель.

- Но не только за своё трудолюбие, свою мудрость нашёл он отклик в сердцах людей. Его имя связано с победой русского народа над монголо - татарами. Это была Куликовская битва.

- Какое она имела значение для русского народа?

- Послушайте отрывок из «Житие» о том, какое отношение к этой битве имел Сергий Радонежский. /с.169/

Вывод: дар предвидения. Мы видим, что этот человек был ещё и великим государственным деятелем. Он выступал за единение Руси, очень поддерживал московских князей в то время, когда Русь была раздроблена на мелкие княжества. Он видел силу Великой страны – в единении.

Т.О., весь жизненный путь этого человека был праведным, правильным. Его характер, его поступки. И за это он был причислен Церковью к Лику Святых.

7.Итог.

- Поняли ли вы, что такое Житие?

- Чем оно отличается от другой религиозной литературы?

- Для кого создавалось Житие, с какой целью?

- Житие – это назидание будущим поколениям. Это особый вид литературы. Попробуйте вывести главные черты характера героя Жития.

- Житие – это особое произведение. Оно и похоже и не похоже на произведения, которые мы уже читали. Не похоже уже тем, что в нём описывается человек, который жил. И ему свойственны особые черты характера. Я выписала их на доске.

Покорность /всем трудностям/

Терпение

Смирение

Трудолюбие

Исполнение сыновьего долга

Кротость

Благочестие – благая честь, благочестивый человек живёт по законам христианской веры.

Сила духа

- Какие черты характера были присущи нашему герою?

- Эти черты были свойственны не только Сергию, но и всем Святым. И каждый раз, читая новое Житие, вы будете встречаться с такими же образами, с человеческими характерами, похожими друг на друга.

- А знаете ли вы, кто ещё был причислен Церковью к Лику Святых?/Александр Невский, Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской, Илья Муромец…/. В истории Русской Церкви даются жизнеописания русских князей Бориса и Глеба, о которых вы узнаете позже, Андрея Рублёва, чьими росписями украшен наш Успенский Собор.

- Вернёмся к нашему проблемному вопросу. Убедились ли мы, что этот человек был необыкновенный? В чём его необыкновенность?

- История донесла о нём память не только в Житие. Но и в большом архитектурном памятнике, каким является монастырь в Загорске – Троице – Сергиева Лавра.

А на том самом месте, где впервые построил свою маленькую Церковь преподобный Сергий, стоит теперь главный Храм в этой Лавре – Троицкий Собор.

- Лавра носит имя Троицы – символа христианской веры в то, что Бог един в трёх лицах. И Сергия – основателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Житие Сергия Радонежского"

Презентация по теме "Житие Сергия Радонежского" раскрывает тему урока.  Через презентацию ребята более полно познакомятся с жизнью маленького Варфоломея и становлением его, как личности и великог...

Внеклассное мероприятие "Преподобный Сергий Радонежский. Житие"

На примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского   прививать детям уважительное отношение к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлекать...

Презентация "Житие Сергия Радонежского" 4 класс Литературное чтение

Цели: формировать устойчивый интерес к пред­мету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу­рологическим и историческим фактам, соо...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Житие Сергия Радонежского" по программе "Школа России"

Урок лиературного чтения "Житие Сергия Радонежского " проведен в 4 классе по программе "Школа России". На уроке использованы разнообразные формы работы с учащимися: работа в парах,...