Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»

Цели: дать обучающимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор обучающихся; акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Сергия Радонежского;

воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну, прививать духовно- нравственные качества;

развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.

Оборудование:

Презентация

Ноутбук

Карточки с заданиями для групповой работы

«Символы» для рефлексии.

  1. Орг момент.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Повернитесь к нашим гостям и улыбкой поприветствуйте их.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

  1. Речевая разминка.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь –твоё начало.

И преподобный Сергий в ней.

- Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

- Подберите однокоренные слова, к выделенному слову живёт.

(живой, живность, заживут и т.д.)

3. Актуализация опорных знаний уч-ся.

-Назовите литературный жанр, зашифрованный на доске, который, тоже является однокоренным словом, к слову живёт: ЕТЖИИ

- Что обозначает слово житие? 

(Ответы детей)

-Давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что обозначает слово Житие

(Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью)

Учитель: Да, житие - жанр древнерусской литературы. Он повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя - вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

Житие поучительно, оно учит христианской морали.

Вывод:

- Как вы думаете, о ком говорится в житии? (о святых)

- Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).

4. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Игра в парах «Найди друга».

- Возьмите на столе карточки и установите соответствие.

Илья Муромец               сказка

Сергий Радонежский     былина

Иванушка дурачок

- Какая карточка осталась? Почему?

- Как вы думаете, о каком святом сегодня пойдёт разговор?  

(о Сергии Радонежском)

  • Знакомо ли вам это имя? Кто такой Сергий Радонежский?

(портрет Сергия Радонежского) (слайд 3)

-А что вам известно о Сергии Радонежском?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока «Житие Сергия Радонежского»

  • Какую цель можно поставить?

Кто такой Сергий Радонежский?

Какими поступками прославился Сергий Радонежский?

Что такое житие?

Узнать побольше о святом Сергии Радонежском

5. Постановка проблемы.

- Сегодня на уроке мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, о котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака»  

– Как вы понимаете это высказывание?

Весь христианский мир чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя земли русской Сергия Радонежского.

- Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Что нам для этого необходимо?

(изучить житие Сергия Радонежского)

6. Работа по теме урока.

1.Словарная работа.

«Житие преподобного Сергия Радонежского» написано его учеником в 1418 году на старославянском языке. Мы с вами читаем «Житие» в переводе на современный язык. Но в нём есть много слов, сложных для нашего понимания. Сейчас мы разберём эти слова.

2. Работа по учебнику.

Чтение «Житие Сергия Радонежского» по «цепочке» (с. 22-28)

3.Работа в парах.

- Найти информацию в тексте и ответить на вопросы.

1 ряд

                                                     

1.Как звали родителей Сергия?

2.Почему их называли божьими угодниками?

1 абзац

 с. 22

3.Какой обет дали родители перед рождением ребѐнка?

2 абзац

С. 22

Ответы:

1.Кирилл и Мария 2.Они были людьми благочестивыми, правдивыми, добродетельными, угодными Богу 3.Принести ребѐнка в церковь и отдать Богу.

2 ряд

1.Как назвали младенца при крещении?

Варфоломей

2.Какое чудо произошло после его крещения?

С. 22-23

1.Варфоломей

2.В среду и пятницу младенец не брал грудь, не пил коровьего молока, ничего не ел.

3 ряд

1.Легко ли давалась Варфоломею учѐба?

2. Какое событие произошло в жизни отрока?

3.Как это событие повлияло на отрока?

С. 26 вверху и до конца абзаца

1.Был худший из учеников, очень переживал и молился Богу

2.Встреча со старцем.

3.Получив благословение от старца, хорошо освоил грамоту. Родители и братья удивились неожиданному разуму и мудрости.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

7. Закрепление знаний.

1.Фронтальная работа с репродукцией картины М. Неверова «Видение отроку Варфоломею»

-Какой момент жития изображѐн на картине?

(-Встреча со старцем. Отрок остановился перед старцем и ждѐт окончания молитвы)

-Что вы видите в глазах мальчика?

(-Душевную чистоту, спокойствие, но и печаль.)

-Как вы думаете, о чѐм диалог двух встретившихся людей?

(Варфоломей поведал ему свою печаль: он не владеет грамотой)

-Каким изображѐн старец-монах?

(Лицо старца закрыто капюшоном. Он стоит, наклонив голову, вокруг которой свечение)

-Что можно сказать про пейзаж картины?

(Осенний пейзаж. Природа охвачена тишиной)

-Какие цвета использует художник?

(Художник использует различные оттенки жѐлтого, золотистого цветов)

Учитель:

- Художника Михаила Нестерова всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа. Посмотрите на отрока Варфоломея. В нём угадывается жажда духовного совершенства, готовность к испытаниям и лишениям.

2.Работа с текстом учебника.

Индивидуальная работа уч-ся.

Учитель:

- Найдите ответ на вопрос:

-Как сложилась судьба Варфоломея дальше?

-Исполнил ли он родительскую волю?

(Родители переехали в Радонеж. Варфоломей хотел стать монахом и служить Богу. Но родители просили, чтобы он их упокоил, а потом осуществил свой замысел)

-О каких чертах характера говорит его поступок?

Послушание, благочестие, верность слову, уважение и почитание родителей.

Учитель:

- На этом этапе мирская жизнь Варфоломея заканчивается.

-Кто из вас знает, когда Варфоломей получил имя Сергий?

(Имя Сергий получил, когда стал монахом. Сергий Радонежский основал монастырь, посвящѐнный Святой Троице, - Свято - Троицкую Сергиеву лавру.)

8 . Контроль и самоконтроль усвоения знаний, анализ допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест «Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга                 б) Пётр и Марфа                      в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий                  б) Константин                       в) Варфоломей

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко                     б) медленно и не прилежно                в) прилежно, но с трудом

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца                      б) ангела                       в) монахиню

5.Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»                                   б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым                                 б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь                         г) что он хочет знать грамоту

7.Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева                                       Б) из Москвы

В) из Ростова                                    Г) Из Рязани

8.Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж                                      б) В Москву

в) В Коломну                                     г) Во Владимир

9.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником                     б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

10.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся                         б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Самопроверка по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

В

В

А

В

Г

В

А

В

Б

Синквейн

Святой

Самоотверженный, благородный

Благословил, помогал, молился.

Сергий Радонежский – основатель монастыря.

Преподобный

Подведение итогов урока.

  • Чему вы хотели научиться на уроке?

(Познакомиться с особенностями жанра «житие».

Расширить знания о преподобном Сергии Радонежском)

  • Удалось решить поставленную задачу?

-Как вы думаете, пригодятся эти знания в будущем?

- Как поняли смысл фразы «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака», написанной  Епифанием  Премудрым в житие про Сергия Радонежского.

- Какие черты характера вас сближают с преподобным  Сергием Радонежским?   

Вывод

Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. преп. Сергий человек потрясающей духовной силы, способный  при этом понять и простить людские грехи.

   

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

Домашнее задание.

По выбору:

  1. Подготовить пересказ о жизни Сергия Радонежского по учебнику (с. 22-28).
  2. - Найти в интернете или других источниках информацию о подвигах Сергия и ответить на вопрос: во имя кого или чего он их совершал?

Рефлексия.

Используем приём «Неоконченное предложение» выберите одно из предложений и завершите его:

  • Сегодня я обнаружил в себе…
  • Сегодня я сделал маленькое открытие…
  • Мне был интересен этот урок тем, что…
  • Я хотел бы в себе изменить…

- Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке. Пусть он вам помогает в трудные минуты учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе

Слайд 2

Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

Слайд 3

Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь –твоё начало, И преподобный Сергий в ней.

Слайд 4

Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт . И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь –твоё начало, И преподобный Сергий в ней. Задание. Подберите однокоренные слова, к выделенному слову живёт. ЕТЖИИ житие Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью.

Слайд 5

«Житие Сергия Радонежского» Кто такой Сергий Радонежский? Что такое житие? «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака» Епифаний Премудрый

Слайд 6

Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.

Слайд 7

Толковый словарик Угодник – лицо, возведённое в ранг “ святых ” за совершённые при жизни “ особо угодных богу ” дел. Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. Благочестивый – соблюдающий предписание религии. Обет – торжественное обещание, обязательство. Отрок – мальчик-подросток. Иерей - священник. Просфора – церковный хлеб. Псалом – священная песнь. Панихида – церковная служба по умершему. Литургия – богослужение. Черноризец – монах. Благодать – ниспосланная свыше сила. Инок – монах.

Слайд 8

“ Видение отроку Варфоломею ” Михаил Нестеров C:\Documents and

Слайд 9

“ Юность Преподобного Сергия ” Михаил Нестеров После смерти родителей несколько лет погруженный в молчание, в полном одиночестве жил он в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь.

Слайд 10

Сергий Радонежский стал основателем Свято-Троицкой Сергиевой лавры (монастыря). “ Сергий Строитель ” Николай Рерих

Слайд 11

По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю .

Слайд 12

Тест «Житие Сергия Радонежского» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В В В А В Г В А В Б

Слайд 13

«Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака» Епифаний Премудрый Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но всё в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога. Николай Гумилёв

Слайд 14

Домашнее задание По выбору: Подготовить пересказ о жизни Сергия Радонежского по учебнику (с. 22-28). Найти в интернете или других источниках информацию о подвигах Сергия Радонежского и ответить на вопрос: Во имя кого или чего он их совершал? Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде

Слайд 15

Рефлексия. Используем приём «Неоконченное предложение» выберите одно из предложений и завершите его: Мне был интересен этот урок тем, что… Сегодня я сделал маленькое открытие… Я хотел бы в себе изменить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Житие Сергия Радонежского - памятник древнерусской литературы"

Раздел программы "Летописи. Былины. Жития"Элементы содержания урока: герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний; участие в диалоге при обсуждении прослушанного...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Житие Сергия Радонежского"

Презентация по теме "Житие Сергия Радонежского" раскрывает тему урока.  Через презентацию ребята более полно познакомятся с жизнью маленького Варфоломея и становлением его, как личности и великог...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....