Урок литературного чтения 1 класс УМК "Перспектива" «Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федотова Людмила Васильевна

Урок ОНЗ, состоит из трёх фаз ТРКМ через чтение и письмо. Соответствует ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Федотова Людмила Васильевна
2. г. Шадринск МКОУ «Лицей №1»
3. Литературное чтение
4. 1 класс
5. Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»»
6. Место урока в теме: в разделе «Хорошие соседи, счастливые друзья» 6 урок, проводится перед обобщающим уроком по разделу.

Технологическая карта урока

Тема

«Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»

УМК

«Перспектива»

Учебные пособия

Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 1 класс (учебник);

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Педагогическая цель

Создание условий для работы над  развитием нравственных качеств личности, понятиями «дружба», «рассказ» при работе с художественным текстом.

Планируемые результаты

Предметные

Знакомство с текстом В.Г. Сутеева «Чей же гриб?», активизация и расширение словарного запаса; знакомство с понятием «рассказ», умение видеть позицию автора, прогнозировать события; знакомство с высказыванием о добрых делах

Личностные

Первоначальное представление о нравственных понятиях, отражённых в литературном тексте; осознание значимости дружбы для каждого человека и лично самого учащегося

Метапредметные

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные – умение извлекать информацию из текста; умение осуществлять анализ художественного произведения; умение отвечать на вопросы.

Коммуникативные – умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге.

Образовательные ресурсы

ММП, карточки на каждую парту для игры «Верите ли вы, что …»; тексты для индивидуальной работы о творчестве В.Г. Сутеева;  книги и фото В.Г. Сутеева; чистые листы для синквейна

Этап и цель деятельности

на уроке. Используемый

приём ТРКМ.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Фаза вызова.

Цели: актуализировать знания,

пробудить познавательный интерес,

помочь определить направления

в изучении темы.

Приём  «Верные и неверные высказывания»

- Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые секреты страны Литературии. Что же это будет, давайте разбираться.

- Рассмотрите столбики слов с записями. Какое задание нужно выполнить, как вы думаете? Слайд 2

- Соедините литературный жанр и название произведения. Объясняйте своё решение (фронтальная работа).

сказка                               «Это – да! Это – нет!»  Ю. Мориц

рассказ                              «Гадкий утёнок»

Г.Х. Андерсен

стихотворение                 «Причуды природы»

И. Акимушкин

познавательная статья     «Паровоз» Е. Благинина

- Какой жанр остался лишним? А вы читали рассказы? Приведите примеры. Так ли это на самом деле, проверим.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы, что…»

Правила игры:

- У вас на столах лежат листочки, на которых

начерчена таблица, как у меня на слайде.  Слайд 3

Цифрами я указала № вопросов.

- Я вам буду читать вопросы, которые начинаются со слов

«Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.

- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+»,

если нет, то «-». Обводите номера тех вопросов, при ответе, на которые мнения в паре не совпадали.

1

2

3

4

5

Вопросы:

1. Верите ли вы, что рассказ – это небольшое по объёму произведение?

2. … , что в рассказе описывается много событий?

3. …, что в рассказе повествуется реальное событие?

4. …, что в рассказе действующих лиц (героев) немного?

5. …, рассказ – это произведение, написанное в прозе?

- По каким вопросам ваши мнения разошлись? Попробуйте объяснить, почему вы не согласны.  Мы к ним вернёмся в течение урока.

- Из списка авторов, выберите на ваш взгляд тех, кто пишет рассказы.  (Работа фронтальная.) Слайд 4

А.Л. Барто, Л.Н. Толстой, Е.А.Благинина, Е.И. Пермяк, Н.И. Сладков, С.Я. Маршак, В. Ю. Драгунский

- Начинайте свой ответ со слов: Я знаю, что …(автор) написал… (произведение), поэтому, я считаю, что … (писал стихи (поэт) или писал рассказы (прозаик)).

- Чтобы узнать фамилию автора рассказа, который мы будем читать, посмотрите на числа, которые стоят у некоторых букв, соедините их. Слайд 5

  Л.Н. Т3олстой, Е4.И. Пе5рмяк, Н.И. С1ладков6, В. Ю. Драгу2нский

- Откройте учебники на с. 63. Прочитайте название рассказа.

- Итак, кто догадался, какова тема нашего урока? Это и понятие «рассказ», это тот секрет, о котором мы будем вести разговор. Сформулируйте полностью тему урока.

- Предположите, над, чем будем работать, чему учиться? (учитель корректирует высказывания, уточняет)

Предполагают виды заданий.

Вспоминают, что им известно по данному вопросу, анализируют и соединяют жанр и название.

Увидели, что к жанру рассказ нет названия.

Приводят примеры, прочитанных рассказов.

Слушают правила, делают предположения, обсуждая в парах.

Пробуют аргументировать свои предположения.

Делают предположения, вспоминая, что им известно по данному вопросу. Дают полные ответы, ориентируясь на формулировку-подсказку.

 

Соединяют буквы в слово – Сутеев.

Предполагают тему урока, формулируют цели.

II. Фаза осмысления.

Цели: содействовать активному восприятию изучаемого материала,  сохранять интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией

Приёмы « Инсерт», «Чтение с остановками»

 

 

Физкультминутка

Физкультминутка под песню «У друзей нет выходных» («Барбарики») и зарядка для глаз.

- Посмотрите на выставку книг с произведениями В. Г. Сутеева. Скорее всего, вы помните этого автора и его произведения, но я почему-то уверена, что не всё ещё вы знаете о В.Г. Сутееве.

- Прочитайте текст, делая пометы на полях:

«v» - я это знал;

«+» - это для меня новое;

«?» - не понял, есть вопросы

Владимир Георгиевич Сутеев (1903-1993) – русский писатель, художник, мультипликатор. Родился  в Москве в семье врача.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 года он работал в издательстве «Детгиз». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С. Михалкова.

А в 1952 году вышла первая его книжка «Две сказки и про карандаш и краски».

Владимир Сутеев написал много сказок, которые отличаются живостью, простотой и юмором. Почти каждое предложение в его произведениях сопровождалось яркой иллюстрацией, в них автор многое привнёс из мультипликации.

- Что нового вы узнали из текста? Может, есть то, что вызвало у вас вопросы, давайте обсудим.

- Те ребята, кому захотелось более подробно узнать о творчестве В.Г. Сутеева, могут приготовить сообщение к следующему уроку.

- Давайте отдохнём, выполним двигательную физкультминутку.

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

- Всё, что вы читали, слышали раньше у этого автора, были сказки. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Чей же гриб?».

- Предположите, о чём может идти речь в тексте с таким названием.

- Давайте слушать. Слайд 6

Как-то раз, погожим осенним утром. Васик и Толик собрались в лес по грибы. Васик взял большую плетеную корзину, и Толик тоже. Свистнул Толик своего песика Бублика, и Васик своего Дружка кликнул. Идут Васик и Толик по дороге, истории про пиратов друг другу рассказывают. А Бублик и Дружок вокруг них кругами носятся - в догонялки играют. Так и дошли до леса.
- Ну, а теперь все рассказы и игры в сторону, - сказал Толик. - Собираем грибы!

Стоп.

- Кто пошёл за грибами?

-Как вы думаете, почему Васик и Толик вместе  отправились за грибами?

- Согласны ли вы с тем, что последнее предложение звучит как призыв? К чему? А это хорошо или плохо?

- А давай устроим соревнование, - предложил Васик.
- Кто больше грибов наберёт - тот и победитель.
- Идет! - крикнул Толик. - Раз, два, три, начали!

И вот постепенно корзинки обоих ребят начали пополняться подберёзовиками, подосиновиками, рыжиками, маслятами и даже сыроежками. А вот белые грибы как-то не попадались.
- Кто найдет белый гриб - тот и выиграл, сказал Толик. – Только, похоже, не растут они здесь. Видимо место неподходящее.

Стоп.

- Какими грибами наполнялись корзины ребят?

- А что значит «даже сыроежки»?

- Что вы знаете о белых грибах?

- Чем ребята решили закончить соревнование?

- Очень даже подходящее, - не согласился с другом Васик. - Это же настоящий сосновый бор. Здесь боровикам самое раздолье.
- И правда. Недалеко от старой сосны стоял огромный красавец боровик - всем грибам гриб!
- Я нашёл его! - в один голос закричали мальчишки. Они одновременно бросились к грибу-великану и столкнулись лбами. Да так сильно, что искры из глаз посыпались.

Стоп.

- Дайте объяснение, почему друзья одновременно бросились к увиденному грибу?

 - Что подтвердилось из наших предположений?

- Давайте немного отдохнём.

- Прочитаем текст по цепочке, по предложению.  Подумаем, о чём же всё-таки этот рассказ?

- Итак, что же главное, на ваш взгляд то, что хотел сказать нам автор?

- Вы уже знаете, что это рассказ, но мы так до конца и не выяснили признаки этого литературного жанра. Вернёмся к листочкам с игрой «Верите ли вы, что…» и попробуем узнать точно, что обозначает это понятие.

- Примеры названий рассказов, которые вы называли в начале урока, подходят под эти признаки? Какие рассказы мы прочитали в изучаемом разделе?

- Ребята, а как вы думаете, что могло быть дальше в нашем сегодняшнем рассказе?

- Как бы вы поступили на  месте героев?

- Как вы считаете, есть ли разница между выражениями «думать о хорошем» и «делать хорошее»? В чём различие?

- Имеют ли эти выражения отношение к рассказу? Аргументируйте.

- В учебнике на с. 65 задание 11. Определите нужное слово в пословице.

- Как вы понимаете это высказывание?

Рассматривают книги, вспоминают названия прочитанных произведений В.Г. Сутеева.

Воспринимают поставленную задачу, работают с текстом индивидуально.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают то, что было не понятно.

Выполняют движения, проговаривая текст.

Прогнозируют содержание текста.

Смотрят и слушают текст видеролика по произведению.

Участвуют в беседе по фрагменту текста, формулируя собственное мнение и позицию.

Смотрят и слушают текст видеролика по произведению.

Участвуют в беседе по фрагменту текста, формулируя собственное мнение и позицию.

Смотрят и слушают текст видеролика по произведению.

Участвуют в беседе по фрагменту текста, формулируя собственное мнение и позицию. Соотносят предположения и содержание произведения.

Выполняют движения под музыку.

Читают текст по цепочке по предложению.

Выделяют главную мысль.

Анализируют признаки, осуществляют контроль.

Приводят примеры названий рассказов.

Высказывают свои предположения по поводу дальнейших событий рассказа.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Слушают и вступают в диалог.

Подставляют подходящие слова в клетки кроссворда (любовь, милосердие, забота, надежда, дружба) и получают слово из пословицы – Жизнь дана на добрые дела.

Строят рассуждение, исходя из своего жизненного опыта.

III, Фаза рефлексии.

Цели: вернуть учащихся к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения: дать творческое и практическое задание на основе изученной информации.

Приёмы «Синквейн», «Комплимент»

- Ребята, как вы считаете, какие слова сегодня на уроке были главными? Какой секрет страны Литературии мы открыли?

- Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы, чему учились? Какие ваши действия помогли получить знания и умения?

- Составьте в группах синквейн к понятию« рассказ», пятистишие, которое выразит ваше отношение к тому, что вы услышали и почувствовали в течение урока, написанное по следующим правилам:

Первая строчка – название темы одним словом (обычно словом, отвечающим на вопрос кто? что?).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое?).

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (слова, отвечающие на вопрос что делает?)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- Послушаем, что у вас получилось. (Учитель отмечает наиболее удачные варианты)

- Работа была проведена большая, кого и за что вы хотели бы поблагодарить, похвалить? (умные, смелые мысли; активное участие, помощь…) Может у вас есть пожелания одноклассникам, себе?

- На самом деле у В. Сутеева на этом рассказ не заканчивается. Поднимите руку, кому стало интересно, чем же на самом деле всё закончилось. Дома постарайтесь найти продолжение рассказа, я думаю, вы будете удивлены. Кроме того, на следующем уроке мы подведём итог изученному в этом разделе, и у каждого из вас, я очень на это надеюсь, будет, что сказать по этому поводу.

- Благодарю за работу на уроке!

Обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу, делают выводы, синтезируют информацию с помощью синквейна. Составляют и записывают свой вариант пятистишия в группах.

Зачитывают вслух.

Оценивают вклад друг друга в урок и благодарят учителя и друг друга за проведённый  урок.

Понимают и воспринимают словесную формулировку рекомендуемого домашнего задания и анонс следующего урока.