Технологическая карта урока по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.» (УМК Перспектива, 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усцелёмова Мария Борисовна

Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю все живое»; повторение рассказов по разделу, стихотворений, сказок.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Способствовать развитию речи, навыков чтения, умений определять основную мысль произведений, уметь определять тип текста;
  2. Обобщить знания о научно – познавательных текстах.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь через умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  2. Развивать умение анализировать прочитанное.

Воспитательные:

  1. Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к животным;
  2. Воспитывать интерес к чтению через творческую работу.

 

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» по литературному чтению, 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 27.04.2021

Школа: №104

Класс: 2 «м»

Урок: 1

Время: 8:00 - 8:40 Кабинет: 314

Студент: Усцелёмова Мария Борисовна

Группа:  31

Учитель:  Савушкина Татьяна Петровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю все живое»; повторение рассказов по разделу, стихотворений, сказок.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Способствовать развитию речи, навыков чтения, умений определять основную мысль произведений, уметь определять тип текста;
  2. Обобщить знания о научно – познавательных текстах.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь через умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  2. Развивать умение анализировать прочитанное.

Воспитательные:

  1. Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к животным;
  2. Воспитывать интерес к чтению через творческую работу.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» по литературному чтению, 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

Психологический настрой

 Создает эмоциональный настрой.

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас,

Друг на друга посмотрели,

И спокойно все сели.

- Меня зовут Мария Борисовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- А начать наш урок я бы хотела начать с девиза
Кто желает прочитать?
- Ребята, а как вы его понимаете?

- Верно, и поэтому мы будем продолжать собирать наши знания. Вы очень мудро размышлять и выразительно читать!

- На партах вы видите карту успеха, после выполнения каждого задания вы будете отмечать в ней свою успешность.

3 балла -  с заданием справился

2 балла – были ошибки, затруднения

1 балл – с заданием не справился

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, приветствуют учителя, друг друга.

Читаю девиз и делятся своей точкой зрения.

- «Будем думать, размышлять на вопросы отвечать, выразительно читать»

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Презентация

Раздаточный материал

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный

Артикуляционное упражнение

Эвристическая беседа

Упражнение на соотнесение

Организует речевую разминку. Создает условия для беседы.

- К нам на урок прилетела гостья, но чтобы узнать кто это, нам нужно проговорить скороговорку. Сначала прочитаю я,  а вы внимательно послшайте.

Сыр сорока раздобыла,
Сорок дырок в сыре было.
Сыр сорока поклевала –

Сыра с дырками не стало

- Теперь 1 ряд - читает первую строчку, 2 - ряд вторую, 3 ряд -  третью, 4 строчку - вместе. 
- Отлично! Давайте теперь каждый ряд прочитает скороговорку полностью максимально быстро.
- Молодцы!
- Вы наверное уже догадались, какой гость нас сегодня будет сопровождать на уроке?

Выполняют речевую разминку.

 

Ускоряются

- сорока

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов

Речевая разминка

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод

проблемный вопрос

Фронтальная

Наглядный

Словесный

Практический метод

Направляет учащихся на определение темы и целей урока (постановка темы, цели)



-
На протяжении нескольких уроков мы с вами работали по разделу. И открывали маленькие и большие секреты страны Литературии. Как этот раздел называется?

- Как по-другому можно было бы назвать этот раздел?

- Любите ли о них читать?
- Чему нас учат животные?

- К сожалению, мы заканчиваем этот раздел.
А когда мы  заканчиваем каждый раздел в какую страну мы попадаем?
- Верно, откройте страницу 118 и прочитайте тему нашего урока.

- Какие цели мы можем поставить перед собой?


- А чтобы нам было легче  работать уроке. сорока  нам предложила  план работы на уроке. Но пока она к нам летела растеряла некоторые слова, помогите ей вставить их наместо.
- И поэтому нам нужно его восстановить.
1. Вспомнить пройденный раздел «Люблю всё живое»
2. Закрепить наши знания.
3. Сделать вывод.
- Молодцы!

Формулируют тему и цели урока. Отвечают на вопросы.  Высказывают своё мнение.

- «Люблю всё живое»


-
 О животных, О братьях наших меньших …


- любить искренне, без желания получать что-то взамен

- страну Литературии

- «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

- Вспомнить пройденное по разделу «Люблю всё живое»
Закрепить наши знания с помощью заданий

- в нем пропущены слова

Помогают вставить пропущенные слова

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

- Итак, сорока нам приготовила задания для закрепления ваших знаний по пройденному разделу. Прочитайте её сообщение.

Выводит на слайд задание.
1.Дополняшки
На слайде вы будите видеть авторов и информацию о них. Ваша задача вставить пропущенные слова или по портрету сказать что это за автор .
- … Геннадий Яковлевич (Портрет)
- Портрет Михаила Пришвина

-  … Иванович Чарушин (портрет)
- Портрет Виталия Валентиновича Бианки

- Автор произведения «Почему плачет синичка?»
- Молодцы, ребята! Какой можно сделать вывод? Что объединяет всех этих авторов?
- Верно! Ребята, чтобы перейти к следующему заданию , давайте вспомним
, а каком типе текста вы узнали?

- Чем он отличается от художественного?

 

И мы переходим к следующему заданию. Это будет работа в парах, вы должны будите вместе посовещаться.  Прочитайте пожалуйста задание.
2. Вспоминайка

- На слайде будет выведен фрагмент из текста, ваша задача определить его тип.

- «Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.»
- «У зайца отличный слухи бегает он очень быстро. При этом он несётся зигзагами, делает крутые повороты, чтобы запутать врагов.»
-  «Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…»

-  «Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.»
- Хорошо! Ребята, решила поинтересоваться, а какие типы текста вы ещё знаете?

- Посмотрите на слайд, каких животных вы видите?
Выводит на слайд иллюстрации с изображениями животных.
- А какие интересны е факты об этих животных знаете?
- Наша гостья приготовила пару фактов о животным и она просит, чтобы вы их прочитали.
3. Интересные факты о животных.
Еноты – они могут издавать более пятидесяти разных звуков для общения! Они шипят, мурлычут и рычат, но особенно «разговорчивы» еноты тогда, когда конкурируют за пищу.
Зайцы - в безвыходных ситуациях, зайцы могут атаковать своих обидчиков задними лапами.
Утки - очень выносливые птицы. Они могут за 24 часа пролететь около пятисот километров.
Пингвины - самым «злым» врагом пингвинят являются касатки. Эти пернатые совершенно не боятся людей

- Ребята, а вы знаете сколько насчитывается, посмотрите на слайд, что это?
- Верно, и нам его нужно разгадать.
- Молодцы! А что вы знаете о собаках?
- Какие вы знаете породы собак?
- Какие у них профессии?
4. Отличительные особенности
- пород  собак насчитывается около 400 признанных официально
- собакам нужен порядок и правила
- язык тела эффективнее тела

- отпечатки собачьих носов равносильны отпечаткам человека
- собаки всегда рядом с человеком

- Молодцы!
- В этом разделе вы прочитали стихотворения, сказки, но кажется я что-то упустила?

- Ребята, на слайде выведено определение «рассказа», но слова разбежались, помогите им вернуться по местам.

- Отлично! Давайте же вспомним, а с какими рассказами мы познакомились в этом разделе.  Посмотрите на доску, на ней вывешены названия произведений и их авторы, ваша задача по одному выйти к доске  и соединить верно.

- Молодцы! Какой из рассказ вам больше понравился и почему?

- Верно!
 Физминутка 

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

- Молодцы, теперь садимся, продолжаем.

Слушают задание учителя

Читают задание со слайда

Выполняют задание

- Снегирев
- Михаил Пришвин
-  Евгений
-  Виталий Валентинович Бианки

- Сухомлинский Василий Александрович
- все эти писатели писали рассказы о животных

-  Научно-познавательный рассказ - изложение в краткой форме, о каком-либо научном факте
- Научный текст - текст, в котором сообщаются точные сведения о чем- либо. Художественный текст – текст, в котором автор рассказывает какую- либо историю и передаёт свои чувства и переживания читателю.
- В. Сухомлинский – «Почему плачет синичка?» Художественный


- «Заяц» - энциклопедия, научно - познавательный

- Е. Чарушин «Страшный рассказ», художественный

- Г. Снигирёв – «Отважный пингвинёнок»

- рассказы

Ответы детей

- лиса, пингвины, зайцы,  собаки,  утки, еноты

Читают факты о животных

- ребус

- собака

Читают со слайда

- рассказ

- Это небольшое художественное произведение о каком – либо событии или случаи

- 1.«Отважный пингвинёнок» - Г. Снигерёв

2. «Ребята и утята» - М. пришвин

3. «Страшный рассказ» -Е. Чарушин

4. «Почему плачет синичка?» - В. Сухомлинский

Отвечают на вопросы

Выражают  свою точку зрения

Повторяют за учителем

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: работа в парах

П: анализ объектов

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов

П: построение рассуждения;

Включение в систему знаний, повторение

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная,

закрепление ранее изученного

Индивидуальная

Практический

Работа в паре

Фронтальная

Словесный

Работа в  группах

- Сейчас вы побудите настоящими критиками.
6. Критики
Работа будет проходить в группах. Ваша задача написать отзыв по плану, который вы видите на слайде, о прочитанном рассказе. Для каждой группы будет свой рассказ.

- Для начала вспомним правила работы в группе и прочитаем пункты плана.

- Хорошо! На это я вам даю 7 минут, время пошло.

- Заканчиваем! Итак, кто желает первым оставить свой отзыв?

- Верно!
- Сорока оставила для нас последнее задание.

Посмотрите на страницу 119. Прочитайте внизу, как называется стихотворение и кто автор?
7. Хорошо читайка
- Давайте вместе по очереди его прочитаем с выражением, громкостью, четкостью.
- Молодцы, ребята! Ребята, а вы как вы думаете, умеют ли думать звери?
- Понимаете ли вы язык животных?
- Какой можно сделать вывод по этому стихотворению?

- 1. Как называется произведение?
2. Кто его написал?
3. Кто главные герои? Как они выглядят?
4. Какова главная мысль, которую хотел передать автор?
5. Какой интересный эпизод тебе больше всего понравился?

Составляют отзыв письменно в группах

 

Выступают со своими отзывами


Отвечают на вопросы





- Что животные как люди, могут быть счастливыми, несчастными, чувствуют всё, что и мы.

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.


Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

Фронтальная

Анализ

произведения и своей деятельности

Обеспечивает подведение итогов. Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.  Прощается с учащимися.

- Давайте повторим, какой раздел мы закончили?
- Что в него входило?

- Какие типы текстов мы сегодня повторили?

- Заканчиваем заполнение таблицы успеха.
- Какой вывод сделала каждый для себя?
- Ребята, сорока передаёт, что вы большие молодцы, поработали сегодня на УРА и прощается с вами.
На прощание она вам оставила на партах вот такие маленькую раскрасочку, на которой изображен силуэт собаки..
Ваша задача раскрасить  и подрисовать её под своё настроение
- Запишите пожалуйста домашнее задание: на стр. 117 прочитать шутки-минутки с выразительностью.
- Спасибо за урок! Вы Большие молодцы!

Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы.

- «Люблю всё живое»

- стихотворения, сказки, рассказы

- научно – познавательный, художественный

Анализируют и отвечают.

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению С. Михалков "Мой секрет" 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет» Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познако¬мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...

Технологическая карта урока литературного чтения Маленькие и большие секреты страны Литературии «Мои самые близкие и дорогие» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Мои самые близкие и дорогие»; повторение рассказов по разделу, стихотворений.Задачи урокаДидактические:Способ...

Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»

Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4...