Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Школа России.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Сычёва Светлана Петровна

                                   Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Школа России. 

    Рабочая программа разработана на осноые Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др. 

     К программе прилагается материал для контроля навыков чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по литературному чтению 3 класс.

Пояснительная записка.

          Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента  государственного стандарта начального общего  образования и  авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. Литературное чтение. 1 – 4 класс.

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Структура документа.

     Рабочая программа  по своей структуре соответствует Положению  о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н.Крылова»

       Место предмета в базисном учебном плане.

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе на ступени общего начального образования из расчёта 4 часа в неделю.  

                                                                   Основные задачи курса.  

             Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

           Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

            Начальный этап литературного образования, реализуемый в программе «Литературное чтение», является первой ступенью единого, непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе.

            Программа «Литературное чтение» имеет два основных направления:

- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;

- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

           Отсюда вытекают два основных принципа построения программы – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

        Коммуникативно-речевой принцип позволяет:

- развивать важнейшие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

- формировать умения пересказывать текст и создавать собственные по аналогии с прочитанным;

- способствовать освоению диалоговой формы общения.

       Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

      Таким образом, курс «Литературного чтения» направлен на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

       Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:

воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;

обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;

развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.

      Программа по литературному чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.

      Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

      Кроме навыка чтения и традиционных для программ начальной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

      При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

      В программу были внесены изменения:

     Программа  Л.Ф. Климановой, М.В. Бойковой   Литературное чтение 3 класс рассчитана на 136 учебных часов.

    Данная рабочая программа рассчитана на 102  учебных часа. Уменьшено количество часов на повторение материала по всем разделам учебно – тематического плана, исключён вводный урок, урок внеклассного чтения проводится интегрировано с уроком литературного чтения через каждые  две недели.

      Учебно-тематический план

Учебная

четверть

Наименование  

дидактической единицы (раздел  и тема)

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

2

Устное народное творчество

___________________________________________________________

Поэтическая тетрадь № 1

__________________________________________________________

Великие русские писатели

11

___________

6

____________

8

2

Великие русские писатели

11

Поэтическая тетрадь № 2

_________________________________________________________

Литературные сказки

6

___________

5

3

Были – небылицы

_________________________________________________________

Поэтическая тетрадь № 3

________________________________________________________

Люби живое

________________________________________________________

Поэтическая тетрадь № 4

9

___________

3

____________

14

____________

3

4

Поэтическая тетрадь № 4

            1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

________________________________________________

Зарубежная литература

3

__________

8

Всего

102

                                             Содержание  учебного курса.

            В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.

          В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место занимают произведения современных писателей.

                                        Введение «Самое великое чудо на свете» (2 часа)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

                                          Устное творчество русского народа (11 часов)

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки.

Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

                                             Страницы русской классики (36 часов)

Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»); И. Никитин  («Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).

Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»).

Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).

С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).

А. Пушкин («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

                                                          Литературные сказки (5 часов)

Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).     

                                                           Были-небылицы (9 часов)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).

                                                             Люби живое (14 часов)

М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).

                                        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

Б. Шергин («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).

                 По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (3 часа)

Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).

                                                     Зарубежная литература (8 часов)

Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).

Требования к уровню подготовки учащихся.  

       В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

наизусть не менее 15 стихотворений;

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

определять тему и главную мысль произведения;

воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

   

                                                      Средства контроля.  

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра вильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюже та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан ров и особенностей, знание имен детских пи сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на изусть или с листа. Осуществляется на матери але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти па «закончи предложение», «найди правиль ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа нию незнакомые тексты. При выборе текста осу ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа ми. Для проверки учитель заготавливает инди видуальные карточки, которые получает каж дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, пере становка, пропуски или добавления букв, сло гов, слов);

неправильная постановка ударений (бо лее 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитан ного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по со держанию текста;

неумение выделить основную мысль про читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос новного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последователь ности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовлен ного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте нии вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразитель ность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

                                                 Контроль уровня обученности  учащихся.

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

       Год

Административный контроль ЗУНов

Количество проверочных работ

      2

      1

      1

        1

         5

Тематическое планирование.

Номер занятия

Наименование дидактической единицы (раздел и тема)

    Тип урока

Домашнее задание

Самое великое чудо на свете. 2 часа.

1

Рукописные книги Древней Руси.

Комбинированный

4 - 7

2

Первопечатник Иван Фёдоров.

Проверь себя! Проверка техники чтения.

Комбинированный

8 -12

Устное народное творчество. 11 часов.

3

Русские народные сказки.

Комбинированный

13 -17

4

Докучные сказки. Вн/чт Урок-праздник.

«Мудрая книга».

Комбинированный

18-21

5

Сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Комбинированный

22 -27

6

Сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Комбинированный

22 -27

7

Сказка. «Иван-царевич и серый волк»

Комбинированный

28 -31

8

Сказка. «Иван-царевич и серый волк»

Комбинированный

31- 33

9

Сказка. «Иван-царевич и серый волк»

Комбинированный

34 - 39

10

Сказка. «Сивка-бурка»

Комбинированный

40- 45

11

Сказка. «Сивка-бурка»

Комбинированный

46 -50

12

Сказка. «Сивка-бурка»

Комбинированный

           46 - 50

13

Проверь себя! Вн/чт Сказки П.Бажова.

Комбинированный

            51 -58

                                                            Поэтическая тетрадь № 1. 6 часов.

14

Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Комбинированный

60 -63

15

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Комбинированный

64 -65

16

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы».

Комбинированный

66 - 71

17

И.Суриков «Детство», «Зима».

Комбинированный

72 - 75

18

И.Суриков «Детство», «Зима».

Комбинированный

76 -77

19

Проверь себя! Вн/чт Стихи детских писателей.

78 -80

        Великие русские писатели. 19 часов.

20

А.С.Пушкин «За весной, красой природы», «Уж небо осенью дышало».

Комбинированный

81 -86

21

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета».

Комбинированный

86 -87

22

А.Пушкин «Зимнее утро».

Комбинированный

88 -89

23

А.Пушкин «Зимний вечер».

Комбинированный

24

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Комбинированный

90 -91

25

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Комбинированный

92 -98

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Проверка техники чтения.

Комбинированный

99 -108

27

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Комбинированный

109 - 129

28

И.А.Крылов «Мартышка и очки».

Комбинированный

132 -135

29

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».

Комбинированный

136 -137

30

И.Крылов «Ворона и Лисица». Вн/чт И.Крылов. Басни.

Комбинированный

137 -139

31

М.Лермонтов «Горные вершины»

Комбинированный

142 -144

32

М.Лермонтов «На севере диком», «Утёс».

Комбинированный

          144 - 146

33

М.Лермонтов «Осень». Вн/чт Рассказы Д.Мамина-Сибиряка.

Комбинированный

147

34

Л.Н.Толстой «Акула».

Комбинированный

150 -153

35

Л.Н.Толстой «Прыжок».

Комбинированный

153 -159

36

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Комбинированный

159 - 161

37

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Комбинированный

      162 - 163

38

Проверь себя! Вн/чт Э.Успенский. Рассказы.

Комбинированный

164 -165

                                                       Поэтическая тетрадь №2. 6 часов.

39

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».

Комбинированный

168 -170

40

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Комбинированный

170 - 172

41

К.Бальмонт «Золотое слово».

Комбинированный

173

42

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

Комбинированный

175 - 176

43

И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги».

Комбинированный

176 -177

44

Проверь себя! Вн/чт Л.Пантелеев. Рассказы.

Комбинированный

178

                                                           Литературные сказки. 5 часов.

45

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Комбинированный

180 -187

46

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

Комбинированный

188 - 195

47

В.Одоевский «Мороз Иванович».

Комбинированный

196 - 201

48

В.Одоевский «Мороз Иванович». Проверка техники чтения.

Комбинированный

202 -208

49

Проверь себя! Вн/чт Сказки Р.Киплинга.

Комбинированный

209 -215

Были – небылицы. 9 часов.

50

М.Горький «Случай с Евсейкой».

Комбинированный

 2 ч.  4 - 7

51

М.Горький «Случай с Евсейкой».

Комбинированный

8 - 11

52

К.Паустовский «Растрёпанный воробей».

Комбинированный

12 -14

53

К.Паустовский «Растрёпанный воробей».

Комбинированный

15 -18

54

К.Паустовский «Растрёпанный воробей».

Комбинированный

19-24

55

А.Куприн «Слон».

Комбинированный

25 -27

56

А.Куприн «Слон».

Комбинированный

28 - 33

57

А.Куприн «Слон».

Комбинированный

34 -41

58

Проверь себя! Вн/чт Рассказы М.Пришвина.

Комбинированный

42 -44

                                                          Поэтическая тетрадь № 3. 3 часа.

59

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон».

Комбинированный

46 - 49

60

А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

Комбинированный

50 -53

61

С.Есенин «Черёмуха». Проверь себя! Вн/чт Рассказы Н.Сладкова.

Комбинированный

54 -56

Люби живое. 14 часов.

62

М.Пришвин «Моя Родина».

Комбинированный

58 -59

63

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Комбинированный

60 -63

64

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Комбинированный

63 -67

65

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».

Комбинированный

68 -70

66

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».

Комбинированный

70 -72

67

В.Бианки «Мышонок Пик».

Комбинированный

73 -77

68

В.Бианки «Мышонок Пик».

Комбинированный

78 -82

69

Б.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный

83 -86

70

Б.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный

87 -89

71

Б.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный

90 -93

72

Б.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный

94 -97

73

В.Дуров «Наша Жучка» .

Комбинированный

74

В.Астафьев «Капалуха».

Комбинированный

98 -101

75

В.Драгунский «Он живой и светится». Проверь себя! Вн/чт Рассказы о животных.

Комбинированный

102 -108

    Поэтическая тетрадь № 4. 4 часа.

76

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Проверка техники чтения.

Комбинированный

110 -111

77

А.Барто «Разлука», «В театре».

Комбинированный

112 -115

78

С.Михалков «Если».

Комбинированный

116 -117

79

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Проверь себя! Вн/чт Поэзия В.Жуковского.

Комбинированный

118 -119

     Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 12 часов.

80

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Комбинированный

124 -136

81

А.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». Вн/чт М.Пришвин «Лисичкин хлеб».  

Комбинированный

137- 140

82

А.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». Вн/чт М.Пришвин «Лисичкин хлеб».  

Комбинированный

141 -143

83

М.Зощенко «Золотые слова».

Комбинированный

144 - 146

84

М.Зощенко «Золотые слова».

Комбинированный

147 -153

85

М.Зощенко «Великие путешественники».

Комбинированный

153 -164

86

М.Зощенко «Великие путешественники».

Комбинированный

164-165

87

Н.Носов «Федина задача».

Комбинированный

164- 159

88

Н.Носов «Федина задача».

Комбинированный

157 -169

89

Н.Носов «Телефон».

Комбинированный

170 -172

90

В.Драгунский «Друг детства».

Комбинированный

91

Проверь себя! Вн/чт Рассказы о войне.

Комбинированный

172

                По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». 3 часа.

92

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Комбинированный

173 -182

93

Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Комбинированный

183 -186

94

Р.Сеф «Весёлые стихи». Проверь себя! Вн/чт «О чём будем читать летом».

Комбинированный

186 -188

Зарубежная литература. 8 часов.

95

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

Комбинированный

190 -192

96

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

Комбинированный

193 -195

97

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

Комбинированный

196 -198

98

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

Комбинированный

199 -200

99

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Проверь себя! Вн/чт Урок – Путешествие. Обобщающий урок.

Комбинированный

200 -204

100

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения.

Комбинированный

205 -209

101

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

Комбинированный

210 - 215

102

Проверь себя! Вн/чт Урок – Путешествие. Обобщающий урок.

Комбинированный

Итого

102

  Учебно-методическое обеспечение.

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Презентации: С.Есенин. Поёт зима - аукает. Сказки А.С. Пушкина. Люби живое.

4. Таблицы:  • На острове Буяне. •Какие бывают загадки.• Пословицы.• Сказки народные и литературные.• И.А.Крылов.• А.С.Пушкин. •И.С.Тургенев.•Стихи русских поэтов о родной природе.• Л.Н.Толстой.• Стихи о Родине.• Читаем о братьях наших меньших.• Читаем о детях и для детей.• Зарубежные сказочники.• Книги о животных.• Писатели–детям.• По страницам любимых книг.

5. Электронные учебники:

Электронное учебное издание «Супердетки плюс». Тренировка быстрого чтения.

• Электронное учебное издание «Супердетки плюс». Тренировка внимания.

• Электронное учебное издание «Супердетки плюс». Тренировка памяти.

                                                   Список литературы.

   1.  Государственный  стандарт начального  общего образования  (приказ МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5.03.2004 г. № 1089)

   2.  Примерная программа   Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение 1 – 4 класс» - 2 – е издание- М.: Просвещение, 2011г.

  3.   Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой «Родная речь. 3 класс»- М.: «ВАКО», 2011г.

  4.   Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Головина М.В. «Родная речь». 3 класс – з – е изд.-М.: Просвещение, 2006г.

  5.   «Начальная  школа» - ежемесячный научно – методический журнал №9, 2005год

    «Библиотечка   учителя» стр.36 – 44.

                                                             Приложение.

                                      Тексты для проверки техники чтения.

                                                 Проверочная работа № 1

                                                         Прилетели грачи

        Первыми к нам прилетели грачи. Ещё кругом снег лежит, а они уже тут. Разгуливают по проталинам – чёрные, белоносые. Отдохнут после дороги и начнут гнезда устраивать.
Выберут себе грачи парк или рощу.

       С утра до вечера шумят, галдят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Весь день грачи трудятся, а наступит вечер – усядутся возле своих гнёзд и спят до утра. А утром проснутся рано-рано и опять за работу примутся.

        Торопятся – пора грачихам птенцов выводить. Грачата – самые ранние птенцы. Не успеют на деревьях листочки распуститься, а они уже кричат – есть просят. (94 слова)

                                                                                                                         (Г.Скребицкий, В.Чаплина)

Вопросы и задания

1. Как грачи вьют свои гнёзда и когда у них появляются птенцы?
2. Почему в народе говорят: грач – птица весенняя?
3. Продолжи начатые фразы:

"Увидел _____ – весну встречай!";
"На каждой ветке  __________
Сидят и чистят перышки!"

                                                         Проверочная работа № 2.

                                                                                * * *

Я в понедельник или в среду,
А может, в пятницу чуть свет,
В деревню к бабушке поеду,
Которой в письмах шлю привет.

Поеду к бабушке в деревню,
Там ждут меня друзья-луга,
Там ждут меня друзья-деревья,
Друзья-цветы, друзья-стога.

Поеду в гости я к туманам,
Воды колодезной напьюсь
И по мосточкам деревянным
Со скрипом медленно пройдусь.

Поеду к бабушке в деревню –
Она не очень далеко.
Там ждёт клубничное варенье,
Там ждёт парное молоко.

Я в понедельник или в среду,
А может, завтра в два часа,
В большом автобусе поеду
Стрижей послушать голоса.

Сбегу со старого крылечка,
Помчусь по травам босиком
Туда, где ждёт девчонка Речка
Меня за ближним бугорком!

                                                                                                                                           (111 слов)
                                                                                                                                    (М.Пляцковский)

Вопросы и задания

1. О чём мечтает мальчик с приходом лета?
2. Помечтай, чем бы тебе хотелось заняться в деревне вместе с этим мальчиком?
3. Как бы ты озаглавил это стихотворение?

                                                        Проверочная работа № 3.

                                                                    Праздник синиц.

       Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
     Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
     Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
(122 слова)

                                                                                                                                  (В. Корабельников)

Вопросы и задания

1. В какое время года синицы слетаются стайками?

2. Сколько видов синиц живут в наших парках?

3. Чем питаются синицы весной и летом?

                                                           Проверочная работа № 4

                                                             О чудесных вещах.

         Знаешь ли ты сказку о ковре-самолёте?
Эту сказку придумали в старину, когда ковры уже были, а самолётов ещё не было.
Людям очень хотелось научиться летать, научиться шагать через леса и горы, научиться быстро работать. Оттого-то они и мечтали о ковре-самолёте, о сапогах-скороходах, о пиле-самопилке.
      А теперь чудесные вещи бывают не только в сказке, но и на самом деле.
У нас нет ковра-самолёта, но зато у нас есть просто самолёт. Он летает так быстро, что за ним не угнаться ни одной птице.
    Нет у нас и сапог-скороходов... Но зато у нас есть поезд и автомобиль. Они переносят нас через леса и поля не хуже, чем сапоги-скороходы.
   Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счёт потеряли. Мы их видим, когда гуляем по улице. Они работают на наших заводах. Их можно найти в каждом доме.
(140 слов)

 

                                                                                                                                               (М.Ильин)

Вопросы и задания

1. Почему люди придумывали сказки о ковре-самолёте, пиле-самопилке и т.д.?
2. Какие ещё чудесные вещи ты помнишь из других сказок? Какие мечты в них воплощал человек?
3. Какие вещи в жизни заменили сказочные гусли-самогуды, горшок каши, печку (из сказки "По щучьему веленью") и др.?

                                                              Проверочная работа № 5.

                                                                       Синие волны.

          Ослепительно ярким утром мы с отцом шли росистой луговой стёжкой, затем свернули к льняному полю. Босые ноги тонули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым. Небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами будто разлилась синяя морская волна.
        Подходим ближе. Я уже различаю в этой синеве отдельные тонкие стебельки льна. На каждом стебле крохотные листочки и синие капельки-цветы. Это от них на ветру получается такая красивая морская волна.
        Синие волны одна за другой пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались, словно о крутой берег. Потом поле замирало, становилось спокойным, и его синева сливалась с небом.
        Стою с отцом, замер от неожиданности, от радости: такое я видел впервые. А отец лукаво покручивает чёрный ус:
– Нет, сынок, ничего на свете красивее цветущего льна!
        Теперь, в зрелом возрасте, я понимаю. Сколько ни живи, природа всегда открывает для человека что-то новое, неизвестное, красивое. Даже и в том, что видано-перевидано.
(155 слов)

                                                                                                                            (По А.Дорохову)

Вопросы и задания.

1. Прочитай ещё раз название рассказа. О чём мог бы быть рассказ с таким названием? Подумай и расскажи.
2. Какую удивительную картину наблюдали отец и сын?
3. Приходилось ли тебе видеть подобные чудеса в природе? Поделись с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....