рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Русский язык. Зеленина, Хохлова.

Математика

литературное чтение 2 часа в недели

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon литературное чтение 224 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  базового уровня  для 4  класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004)  и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»

На изучение отводится 2 часа в неделю

Таким образом, всего 68 часов.

Курс обеспечен:

  1. учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  «Родная речь» в двух частях. 4 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.
  2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»

Цели и задачи:

  1. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  2. Формирование эстетического отношения к искусству слова;
  3. Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  4. Овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  5. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  6. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  7. Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
  8. Развитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.

Основные требования к знаниям, умениям   и навыкам учащихся в 4 классе  начальной школы

Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;

знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;

знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы

знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска зывать;

знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа ции можно употребить каждую из них;

уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  1. изученные литературные произведения и их авторов;
  2. жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

уметь

  1. читать осознанно вслух тексты художественных произведений це лыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литера турного языка;
  2. читать выразительно художественный текст (заранее подготовлен ный);
  3. приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, зага док, сказок);
  4. определять тему и главную мысль произведения;
  5. пересказывать текст (объем — до 1 страницы);
  6. делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг на русском языке;
  2. расширения словарного запаса, самостоятельного поиска значе ния неизвестных русских слов в словаре.

Тематический план

№ п/п

Раздел программы

4 класс

Всего часов

Содержание

Контрольные,

творческие, лабораторные

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Летописи, былины, сказания, жития

3час.

Выделение языковых средств выразительно сти. Участие в диалоге при обсуждении про слушанного (прочи танного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоциональ но-нравственных пе реживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Тест.

Диагностика навыка чтения

Знать жанр «летопись», «былина»,  произведение «Житие Сергия Ра донежского».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; чи тать осознанно текст художественного произведения; выска зывать оценочные суждения о прочи танном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб ретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2

Чудесный мир классики

12часов

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произве дения. Участие в диа логе при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них

 

Диагностика навыка чтения

Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова,  Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения

Уметь составлять небольшое моноло гическое высказыва ние с опорой на ав торский текст, оце нивать события, ге роев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осо знанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка.

3

Поэтическая тетрадь

7часов

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской ли тературы о природе, о весне.  Выра зительное чтение, использо вание интонаций, соответст вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Тестирование.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

4

Литературные сказки

7час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Тестирование.

Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художест венного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

5

Делу время – потехе час

5час

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Тестирование.

Уметь различать сказки народные и литературные, отве чать на вопросы, вы сказывать оценочные суждения о прочи танном, изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь составлять небольшое моноло гическое высказыва ние с опорой на ав торский текст, оце нивать события, ге роев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстра циями, читать выра зительно художест венный текст; опре делять тему и глав ную мысль произве дения; пересказывать доступный по объему текст.

6

Страна детства

4часа

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Уметь составлять небольшое моноло гическое высказыва ние с опорой на ав торский текст; оце нивать события, ге роев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст.

7

Природа и мы

5часов

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Тестирование.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале.

8

Поэтическая тетрадь

5часов

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской ли тературы о природе, о весне.  Выра зительное чтение, использо вание интонаций, соответст вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Тестирование.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

9

Родина

4час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию

10

Страна «Фантазия»

3 часа

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

11

Литература зарубежных

стран.

9часов

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Тестирование

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (облож ка, оглавление, титульный лист, ил люстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

Тематическое планирование

Тема урока

Всего

часов

Тип урока

Вид

контроля

Средства наглядности

Домашнее

задание

Дата проведения

Лето писи. Были ны. Жития  3(часа)

1

 «И вспомнил Олег коня своего».

1

Комбинированный

Фронталь ный опрос

С. 10-11,выраз. чит,вопр.4,5

2

Былина «Ильины три поездочки» («Садко»)

1

Комбинированный

Текущий

С.19-24, выраз читать, вопр.8

3

«Житие Сергия Радонежского» -памятник древне русской литера туры

1

Комбинированный

Текущий

С. 25-29,

выраз, читать

Чудесный  мир  классики (12часов)

4

П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок)

1

Комбинированный

Тематический.

Выразительное

чтение

С. 40-49,

выраз. чит,

найти отрывок к иллюст р.

5

П. Ершова «Конёк-Горбунок»

1

Комбинированный

Тематический

С. 49-62,

выраз. чит,

вопросы 3,4

6

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

Комбинированный

Тематический

Наизусть

по выбору

7

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 72-92,

читать

8

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Комбинированный

Чтение наизусть.

С. 72-92,

вопрос 7

9

М. Ю. Лермонтов. «Дары Те река»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 96-98,

выраз. читать,

вопросы 1,2

10

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение по ролям

С. 99-113,

читать

11

М. Лермонтов

 «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение. Ответы на вопросы

С. 113,

вопросы

2,3,7

12

Л. Н. Тол стой«Детство»

1

Комбинированный

Тематиче ский. Вырази тельное чтение

С.116-120, выраз. читать, вопрос 3

13

Л. Толстой «Как мужик убрал камень».

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С.121,

подготовиться к чтению по ролям

14

А. П. Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Пересказ от

лица героев

С.124-135,  выразительно читать

15

А. П. Чехов «Мальчики».

1

Комбинированный

Составление

плана

С. 125-135, пере сказ по плану

Поэтическая тетрадь 7часов)

16

Ф. И. Тютчев. Стихи о весне

1

Комбинированный

Чтение наизусть

С. 140, читать,

вопросы 4,5

17

А. Фет «Бабочка»,

«Весенний дождь»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 143-144, выразительно

читать

18

Е. А. Баратынский Весна весна!

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 145-146, выразительно читать

19

 А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Комбинированный

Тематический

С. 147, выразительно читать

20

И. С. Никитин «В синем небе .»

1

Комбинированный

Чтение наизусть

С. 148, выраз. читать, вопросы 1,2

21

Н. А. Некрасов «Школьник», стихи

1

Комбинированный

Чтение

наизусть

С. 149-151,

наизусть по выбору

22

И. А. Бунин «Листопад»

1

Комбинированный

Чтение

наизусть

С.152-153, выразительно читать, вопр 6

Литературные сказки (7часов)

23

В. Ф. Одоевский Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С.158-170,

читать

24

В. Ф. Одоевский Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Творческий

пересказ

С. 170, вопросы 6,7

25

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Комбинированный

Пересказ

С.171-180,

читать,

пересказ отр.

26

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 182-193,

читать

27

П. П. Бажов «Се ребряное копыт це»

1

Комбинированный

Чтение по ролям

С. 182-193,

читать, вопр 9

28

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 195-206,

читать

29

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Чтение по

ролям

С.206-216, читать

Делу время - потехе час (5часов)

30

Е. Л. Шварц «Сказка о поте рянном времени»

1

Комбинированный

Текущий

С. 4-16, читать

31

Е. Л. Шварц «Сказка о поте рянном времени»

1

Комбинированный

Текущий

С.16, вопросы 5,6

32

В. Ю. Драгунский.  «Главные реки».

1

Комбинированный

Чтение по ролям

С. 17-23, готов к чтению по ролям

33

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Чтение по ролям

С.24-28, готов к чтению по ролям

34

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С. 29-34, вопрос 5

Страна детства (4часов)

35

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 38-46,

читать

36

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 47-58,

читать

37

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Комбинированный

Творческий

пересказ

С. 53-58,

пересказ

отрывка

38

М. М. Зощенко «Елка».

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С. 59-64, вопрос 4

Поэти ческая тетрадь (3часа)

39

В. Я. Брюсов «Опять сон»

1

Комбинированный

Чтение наизусть

С. 68-70, вопрос 6

40

. С. А. Есенин «Ба бушкины сказки»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С. 71, выраз. чи тать

41

М. И. Цветаева«Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С. 72-73, выраз. чи тать

Приро да и мы (6ч)

42

 Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С.

76-83, выраз. чи тать

43

 Д. Н. Мами н-Сибиряк «Приемыш»

1

Комбинированный

Творческий пересказ

С. 76-83, пересказ, воп 5

44

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 85-91,

читать

45

М. М. Пришвина в рассказе «Вы скочка»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 92-95,

вопрос 5

46

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С.100-109,

читать

47

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

С. 110,

вопрос 10

Поэтическая тетрадь (5часов)

48

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

Комбинированный

Чтение

наизусть

С.114-115,

вопрос 3

49

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С.116-117,

вопрос 3

50

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Комбинированный

Чтение

наизусть

С. 118,

наизусть

51

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С. 119,

выразительно читать

52

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Комбинированный

Выразительное

чтение

С.120-125,

вопрос 4

Родина (4часов)

53

И. С. Ни китин «Русь»

1

Комбинированный

Вырази тельное

чтение

С. 128-132,

Выраз. читать

54

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

Комбинированный

Чтение наизусть

С. 133-135, вопрос 3

55

А. В. Жигулин «О, Родина! »

1

Вырази тельное

чтение

С. 138, вырази тельно чи тать

56

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Комбинированный

Вырази тельное

чтение

С. 139-140,

Выраз. читать, вопрос 4

Страна Фантазия (З часа)

57-58

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

2

Комбинированный

Вырази тельное

чтение

С. 144-149, читать, вопр 4

59

Кир Булычев  «Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Вырази тельное

чтение

С. 150-157, вопрос 9

Зару бежная  лите ратура (9часов)

60-61

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

2

Комбинированный

Вырази тельное

чтение

С.160-165,

вопрос 9

62-64

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

3

Комбинированный

Творческий пересказ

С. 167-181, вопрос 3

65-66

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Комбинированный

Пересказ

С.194-200, читать вопрос 6

67

 С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С.201-208, вопрос 2

68

 С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Комбинированный

Вырази тельное чтение

С.209-216, чит, вопр 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....

Рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по технологии...