Урок "Зимняя симфония"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок чтения по произведению С.Есенина "Береза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_zima.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зимняя симфония

1.Орг.момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

 Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда.

Ну, начнем урок друзья.

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть зима в окно прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло,

Ведь весь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Введение в тему.

А начать урок хочется с загадки, которая поможет понять о чем пойдет сегодня речь.

Средь мрачной ночи невидимкой

Надолго в гости к нам сама

Пришла неведомой тропинкой

Царица холода - ...      (зима)

3. Объяснение нового материала.

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! С некоторыми из них мы уже знакомы. Назовите эти произведения. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег... Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, доброй , величественной, волшебной. Зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

(Слай шоу фото зимы под музыку). Много стихотворений посвящено зиме.

-Но для чего и для кого создаются стихи? Ведь в обыденной

жизни,    разговаривая друг с другом, нам в голову не приходит

говорить в   рифму. Зачем же нужна поэзия? (стихотворения

 красивы, мелодичны, рифмованные. Они создают особенное

 настроение, действуют на чувства людей, делая их добрее, чище, красивее).

Я  приглашаю вас сесть на тройки лошадей и отправиться любоваться природой. Это можно сделать в деревне, где природа и жилые постройки дополняют друг друга, гармонируют между собой не нарушая величия природы.(Видео ряд с лошадками под музыку с бубенчиками).

Нас встречают сельские жители.(Выходят две девочки. Одна с коромыслами, вторая с хворостом.)

-Доброго здоровьюшка!

-Здравствуй, милая! Никак с речки путь держишь?

-Да, белье полоскала! А ты за хворостом в лес бегала?

-Ой, что это за ребята? Гости никак!  Выходит дед.

-А ,ну, по домам! Расшумелись! Гостей заморозили! Заходите к нам в дом! Накормим, напоим и спать уложим. Принимай хозяюшка!

Выходит хозяйка дома и рассказывает о русской избе. (На экране появляется слайды внутреннего убранства).Угощает (рассказывает о том что принято было подавать на стол).

Ну, что ж, поздно! Пора ложиться отдыхать. (Ф-ка)

Ну вот наступило утро, мы проснулись и выглянули в окно. Что же мы видим?(Слайд)

Да, это береза. Она стала символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки.

  Давайте прочитаем стихотворение С.Есенина «Береза».

Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.

Чтение учителем наизусть. Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего - то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.) каким настроением проникнуто стихотворение? Какими красками нарисовано стихотворение? Какие звуки вы услышали? Какие запахи почувствовали?

В стихотворении встретились незнакомые слова:

 кайма-

бахрома-

 Найдите в словаре значение этих слов

Вторичное чтение стихотворения детьми.

Слова белая береза являются ключевыми в этом произведении. Какие ассоциации у вас вызывает белый цвет?

(Белая береза, белый свадебный наряд; белокаменная церковь; белый свет, белая Русь; белый - божественный, белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.)

  1. Какое ощущение вызывает образ белой березы?

(Ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни).

  1. Какой литературный прием использует автор в этой строфе?

(Олицетворения.)

  1. Что же нам это позволяет понять?

(Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину. В одном ее движении угадывается желание быть красивой и сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, легкая, изящная, сверкающая белизной).

  1. Какой вид тропа еще есть в этой строфе?

(Сравнение. “Точно серебром”.)Почему автор использует выражение принакрылась, а не укрылась, и не накрылась?

  1. Что нового открывается автору и читателю во второй строфе? Какие краски преобладают? Береза под снежным нарядом спит или жива?

(Здесь белого цвета еще больше.  Поэт - живописец рисует белым по белому, что, безусловно, требует большого мастерства. И ему удается передать то скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.)

  1. Какое слово помогает понять, что жизнь есть?

(Распустилась, как будто весной, листочки.)

  1. И вновь перед нами не просто живое дерево, а девушка. За счет чего мы видим этот образ?

(Да ведь она укрыта не просто снегом, а платком с бахромой. Платком необычайной красоты.)

1. Естественное продолжает повествование.

2. Целостно объединяет части стихотворения, указывая на последовательность смены кадров и появления новых черт березы.)

  1. Новая строфа выводит нас на новый уровень. Чем, на ваш взгляд, отличается содержание 3 строфы?

(Оно отличается насыщенностью действия. Появляются два глагола, за счет чего расширяется пространственное изображение.)

  1. Какой литературный прием использует автор, чтобы вновь выделить, подчеркнуть необычность березы?

(Противопоставление. Живая береза “стоит” в “сонной тишине”. Но она одна сейчас, когда все спит. И лишь снежинки горят.)

(Береза живет внутренней жизнью. Она сама творит чудо. В ней таится та природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно прекрасный. Береза светится.)

  1. Какой образ появляется в последней строфе?

(Заря.)

  1. Что помогает нам выделить этот образ, дать ему определенную значимость?

(Союз “а” как бы выделяет ее и в то же время ставит в общее движение жизни. Ее естественность выделена графически. Заботливое внимание зари еще больше возвеличивает березу.)

  1. На кого похожа сейчас заря?

(Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь.)

Попробуй представить березу, изображенную поэтом. Как ты думаешь, почему обычная береза под окном вдруг превратилась в красавицу?

Если бы тебе нужно было изобразить березу. Какой бы она была по характеру?

А что расскажут березки о себе сами. Выходят 3 березки и рассказывают о несправедливом отношении людей к ним.

А давай пойдем в лес и посмотрим как он красив и величественен.

Прослушивание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою».

Каким ты увидел лес в изображении Ф.Тютчева?

Здесь встретились незнакомые слова:

Чародейка-волшебница, колдунья.

Бахрома-свисающие кисти.

Трепетать- испытывать волнение.

Мещет- метать, бросать, направлять.

Вторичное чтение.

Как поэт называет зиму? (волшебница, чародейка)

- А какой ещё русский поэт называл зиму волшебницей?

                  Вот север, тучи нагоняя,

                  Дохнул, завыл, -и вот сама

                  Идет волшебница – зима…  (А.С.Пушкин.)

-Каким стал лес? Найдите слова в тексте, которые передают его состояние. (околдован, очарован, опутан, окован – они усиливают ощущение колдовского покоя).

  1. Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какие слова стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос? («сном волшебным») Лес безмолвен, неподвижен, как мертвец, но он живой; он спит до весны, когда его разбудит солнце. Величественен.
  2. Но нам пора возвращаться домой. Жители села прощаются с нами и ждут с нами встречи вновь. Берегите  природу, сохраняйте ее мощь и величие и наслаждайтесь ее необыкновенной красотой. В нашем лесу не так много снега как хотелось бы. Подойдите к доске и прикрепите снежинки, которые вы получали на уроке.


-

  берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика-симфония чисел

Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Эссе "Классная симфония души и сердца"

В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя....

План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония"

План - конспект урока по музыке в 4  классе "Страна Симфония". Сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнава...

Звучи Осенняя симфония или Осень отогрелась

Впечатления о проходившем конкурсе "Осенняя Симфония" Отзовы детей....

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Симфония творчества" 1 класс

При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетичес...

Сценарий открытого урока "Симфония чисел"

Урок закрепления ранее изученного материала...