Эссе "Классная симфония души и сердца"
статья (1 класс) по теме
В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Классная симфония души и сердца
Разрешите представиться - Нестеренко Елена Леонидовна, классный руководитель 1 «Б» класса Мещеринской средней школы №1.
Воспитание можно сравнить со сложным музыкальным произведением, в котором дети – ведущие скрипочки, родители – настройщики инструментов, а классный руководитель - дирижер большого оркестра. Чтобы школьная музыка звучала в унисон, классному руководителю, так же как и дирижеру большого оркестра, надо слышать каждую скрипку. Суметь услышать в каждом ребенке прекрасную мелодию творчества– вот в чем для меня заключается педагогическое мастерство.
И только такудивительно красивая школьная музыка зазвучит обязательно в мажоре!
Руководитель класса, что бы ни случилось-
В водовороте жизненных страстей,
Ты сохрани в себе ребенка душу,
Ну а себя в душах детей!
Как важно не только проникнуть в мир ребенка, важно не сломать мир его души. И если он впустил тебя в этот мир, береги его доверие. Слова: «Сохрани в себе душу ребенка, а себя в душах детей» - мое педагогическое кредо!
Только настоящее, неподдельное человеческое участие классного руководителя может затронуть сердце ребенка, научить его сориентироваться в жизни, вырасти добрым и отзывчивым человеком.
В педагогике часто мы часто слышим сочетание «духовно-нравственное воспитание». Считаю, что двойное название «духовно-нравственные» не совсем точное. Ведь нравственность – это и есть воспитание духовности!
К сожалению, отношение к нравственным и патриотическим ценностям в российском обществе изменилось в худшую сторону. Лозунг «Бери от жизни все и любым способом» стал нормой для значительной части людей.
Я задумалась: что надо сделать мне как классному руководителю, чтобы изменить положение к лучшему? Поняла, что только возрождение нравственных ценностей поможет сделать наш мир лучше, добрее.
Каким я вижу своего воспитанника? Конечно, достойным гражданином своей страны. Но главное – ребенок должен быть счастливым!Любовь, доброта, милосердие, сопереживание – ценности, помогающие нашим детям обрести духовное и нравственное здоровье!
Мной разработана авторская программа воспитания «Цветок Дружбы» с 1 по 4 класс. Программа имеет рецензию кафедры общей педагогики ГОУ «Педагогическая академия».
Цель долгосрочной программы: воспитание нравственной личности с активной гражданской позицией, выстраивающей на этой основе свои поступки, всю свою жизнь.
Опыт работы показывает, что счастье ребенка зависит от отношений «Педагог - Ученик - Родитель».
Символ программы – цветок, который тянется к солнцу; от бед и невзгод его защищают руки взрослых.
Культура ума, культура души, культура тела помогают расцвести прекрасному Цветку Дружбы, согретому лучами теплого общения учеников, учителей и родителей!
Ключевыми ценностями программы являются общение, семья и дружба.
Стратегические задачи программы воспитания:
1.Создание условий для адаптивного воспитания.
2. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
3. Психологическое сопровождение воспитательной программы класса.
4.Совершенствование демократического стиля управления.
5. Повышение профессиональной компетенции.
Свою работу с классом начинаю с изучения возрастных особенностей школьника, осваиваю новую технологию «Лист индивидуальных достижений»; исследую семейный микроклимат.
Активно пользуясь разного рода опросниками, считаю, что самый лучший метод диагностики учащихся – это внимательное педагогическое наблюдение.
Чем раньше ребенка научить общению, тем легче ему будет в жизни. Поэтому в воспитательной работе большое внимание уделяется самоуправлению. В нашей школе создана модель ученического самоуправления «Город». Наш класс называется город Смешариков, дружные жители которого вместе учатся, трудятся и отдыхают. Первоклассники – активные члены детской школьной общественной организации «Надежда». Совместные акции учат детей самому важному в жизни: любить себя, любить людей, любить и беречь Природу, любить Жизнь.
Воспитательная работа ведется по 7направлениям, главное в которых – совместное участие родителей, детей и учителей!
Суть программы в том, что каждое направление спланировано на 4 года с учетом предыдущей воспитательной деятельности и с корректировкой результативности на год. В этом мне помогает диагностика.
Бесспорно, нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. И это желание – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать.
Для этого мы организовали семейный клуб “Радуга”, который предполагает неформальное общение педагогов, детей, родителей и создает ситуацию успеха!
Почему “РАДУГА”? Потому что мы:
Р - радуемся,
А - анализируем вместе с детьми,
Д - думаем
У - усердно над проблемами воспитания
Г- говорим,
А - активно приложив старание!
Взаимоотношения строятся на основе педагогики сотрудничества.
Классный руководитель, являясь посредником между ребенком и окружающим миром, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждого ребенка, защиты его интересов.
Апробирую и внедряю разнообразные формы воспитания: возрождение тимуровского движения, традиций семейного чтения, уроки Мужества, музыкальные и литературные гостиные, экологические десанты, презентации, выставки, посещение храма.
Отличительной особенностью всех мероприятий является то, что они учат детей видеть в каждом человеке удивительную и неповторимую личность, которая нуждается в любви и уважении.
Главной в воспитательной работе считаю коллективную проектную деятельность. Очень важно заниматься проектной деятельностью с детьми младшего школьного возраста. Через практические навыки происходит понимание жизни, появляется единство действий учителей, учеников, родителей.
Помните грустный диалог Маленького принца с Цветком из известной сказки А. Экзюпери: «А где люди? Их носит ветер. У них нет корней». Поисково-исследовательская работа позволяет моим воспитанникам почувствовать свои корни. Главное общее дело нашего класса – социально-значимый коллективный проект «Память». Память – это наш долг перед теми, кого уже нет и перед теми, кто только начинает жить!
Я горжусь результатом исследовательской работы! В год 65-летия Великой Победы 9 Мая, в Год учителя по инициативе нашего классного коллектива состоялось открытие памятной мемориальной доски в селе Мещерино в честь учителей и учеников школы, воевавших с фашистскими захватчиками.
Этому событию предшествовали годы работы… Вместе с членами поискового отряда «Космос» по крупинкам собиралась информация о героях - земляках, организовывались встречи с их родственниками, создавались видеофильмы. Материалы передавались в краеведческие музеи школ района. Исследовательскую работу о земляках-героях мы публиковали на страницах районной общественно-политической газеты «Ступинская панорама». Основные материалы в 2011 году напечатали в Книге Памяти нашего района «Нашим землякам посвящается». Также местным телевидением недавно снят фильм «Помним» о поисково-исследовательской работе.
В наших силах увековечить подвиг славных земляков, подаривших нам будущее!
Каждый раз, когда приходится говорить о результатах своей работы, в памяти всплывают строчки из стихотворения:
… В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет счастье нести на крыле,
Учитель профессия дальнего действия…
Действительно, говорить о результатах работы легко и приятно, когда твои уже выросшие дети приходят состоявшимися в этой жизни людьми: среди моих учеников руководители предприятий, военные, врачи, учителя, строители. Радуюсь за них и горжусь ими. И так хочется надеяться, что с моими нынешними первоклашками все будет хорошо!
А пока пытаюсь отслеживать развитие каждого и всего коллектива с помощью тестов, применяю в работе кукло-и-имиджтерапию, сказкотерапию, танцевально-двигательную терапию, психолого-диагностическую работу с использованием мандал.
Находкой стала организация и проведение совместно с психологом сюжетно-ролевых игр. Самостоятельно разработанная в рамках авторской программы «Цветок Дружбы» сюжетно-ролевая игра “Город Смешариков” помогла первоклассникам на примере взаимоотношений героев отечественного мультфильма создать благоприятный микроклимат в коллективе, способствовала созданию толерантной среды.
Обязательно предусматриваю включение учащихся из неполных и малообеспеченных семей в общественно-полезную деятельность.
Большое внимание уделяю здоровью детей. Ведь – счастливый ребенок – это ребенок здоровый душой и телом. Для этого использую в работе современные здоровьесберегающие технологии. (игровые технологии оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности).
Очень интересно проходят совместные занятия стрейчингом детей и родителей.
Вместе с родителями ведем Дневники Здоровья для каждого ученика, в которых, кроме медицинских данных, содержатся памятки, помогающие родителям проводить оздоровительные мероприятия с детьми
Невозможно воспитать полноценного гражданина нашего общества без духовного развития. Общим делом класса стал социальный проект «Дорогою добра». Содержание проекта – беседы с интересными людьми, мероприятия по благоустройству территории, благотворительные мероприятия, в частности сбор игрушек для многодетных семей соседних деревень.
Вместе с родителями организован экологический десант на святой источник, который находится неподалеку от нашего военного городка.Наша цель – научитьдетей милосердию, научить помогать людям!
Важным моментом в воспитательном становлении нравственной личности – работа с книгой!Поэтому мы возрождаем традиции семейного чтения.
Родители вместе с детьми проводят литературные праздники не только для учеников школы, но и для детишек детского сада.
Дети вместе с родителями сочиняют стихи, рассказы. Мы все собрали воедино и создали книгу «Дом, в котором мы живем». Авторские стихотворения творческих работ, публикуются в районных газетах.
В продолжении другим направлениям, нравственное воспитание детей вижу в знакомстве детей с истоками культуры родного края
Новаторским шагом для нас стал экологический проект «Через любовь мою к природе я связан со всем великим миром. Вместе с родителями мы разрабатываем дизайн ландшафта пришкольного участка, закрепленного за нами. В начале года мы оценили состояние территории, провели конкурс рисунков, каким участок может быть в будущем. Зимой закупили семена, и весной работа возобновилась.
Я часто говорю: «Не делайте природе больно!» Нельзя просто сорвать цветок, надо иметь на это причину. Мы с детьми провели специальный эксперимент: поставили три банки с рисом и залили их водой. На одной написали «любовь», на другой «зло», а третью поставили вообще без слов. На банку со словом «зло» дети ругались: «некрасивая, плохая, злая». На банку со словом «любовь» говорили: «красавица, умница, мы тебя бережем и любим». А к третьей банке не подходили вообще. Через месяц банка с надписью «зло» покрылась черной плесенью и пахла гнилью. Банка «любовь» тоже покрылась плесенью, но розовой и пахла кислым молоком. А от третьей банки шел неприятный запах, в ней была черная плесень. Самое страшное на свете – это равнодушие. Оно черное – сделали вывод мои первоклассники.
И еще вывод: природа живая, она зависит от нашего к ней отношения. Дети увидели это наглядно.
В старинной азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как будто призывает: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Я не знаю, какую профессию выберут в будущем мои воспитанники, но уверена в одном: они растут добрыми, дружными и неравнодушными людьми.
Я часто представляю, что это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, осознавшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
Я уверена, что понятие совести, добра, милосердия останутся не на бумаге, а в умах и душах наших детей!
Очень хочется, чтобы в наших непростых жизненных условиях миссия классного руководителя не теряла особого значения и призвания в исполнении
прекрасной «симфонии души и сердца»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика-симфония чисел
Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....
Праздничная концертно-конкурсная программа, посвященная Дню матери «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!»
Праздничная концертно-конкурсная программа, посвящённая Дню матери " Сказ от сердца и души, о том как мамы хороши!"начинается со слов приветствий для мам, затем каждая участница представляет себя и св...
Нравственность - симфония души и сердца.
Подготовлено выступление о том, что может сделать учитель в наше время для воспитания нравственности, духовнисти и патриотизма подрастающего поколения....
Внеклассное мероприятие ко Дню Матери "Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!" (1 - 4 классы)
Дети 2 класса Новообинской средней школы приготовили внеклассное мероприятие посвященное Дню Матери "Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!" Пили песни для мам и с участием мам, готовили выста...
Классный час: «Мир памяти, мир сердца, мир души…»(ВОВ)
Цели: 1. Расширить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне;2. Воспитание уважения к войнам-ветеранам;3. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги Советского...
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)
Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...
Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!
Россия, Россия, края дорогие,Здесь издавна русские люди живут.Они прославляют просторы родные,Раздольные русские песни поют....