Эссе "Классная симфония души и сердца"
статья (1 класс) по теме

Нестеренко Елена Леонидовна

В работе представлены результаты работы меня, как классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Классная симфония  души и сердца

          Разрешите представиться - Нестеренко Елена Леонидовна, классный руководитель  1 «Б» класса Мещеринской средней школы №1.

        Воспитание можно сравнить со сложным музыкальным произведением, в котором  дети – ведущие скрипочки, родители – настройщики инструментов, а классный руководитель - дирижер большого оркестра.  Чтобы школьная музыка звучала в унисон, классному руководителю, так же как и дирижеру большого оркестра, надо слышать каждую скрипку. Суметь услышать в каждом ребенке прекрасную мелодию творчества– вот в чем для меня заключается педагогическое мастерство.

      И только такудивительно красивая школьная музыка зазвучит обязательно в мажоре!                                                         

Руководитель класса, что бы ни  случилось-

В водовороте жизненных страстей,

Ты сохрани в себе ребенка душу,

Ну а себя в душах детей!

    Как важно не только проникнуть в мир ребенка, важно не сломать мир его души. И если он впустил тебя в этот мир, береги его доверие. Слова: «Сохрани в себе душу ребенка, а себя в душах детей» - мое педагогическое кредо!

   Только настоящее, неподдельное человеческое участие классного руководителя может затронуть сердце ребенка, научить его сориентироваться в жизни, вырасти добрым и отзывчивым человеком.

    В педагогике часто мы часто слышим сочетание «духовно-нравственное воспитание». Считаю, что двойное название «духовно-нравственные» не совсем точное. Ведь нравственность – это и есть воспитание духовности! 

    К сожалению, отношение к нравственным и патриотическим ценностям в российском обществе изменилось в худшую сторону.   Лозунг «Бери от жизни все и любым способом» стал нормой для значительной части людей.

     Я задумалась: что надо сделать мне как классному руководителю, чтобы изменить положение к лучшему? Поняла, что только возрождение нравственных ценностей поможет сделать наш мир лучше, добрее.

    Каким я вижу своего воспитанника?  Конечно, достойным гражданином своей страны. Но главное –  ребенок должен быть счастливым!Любовь, доброта, милосердие, сопереживание – ценности, помогающие нашим детям обрести духовное и нравственное здоровье!

     Мной разработана авторская программа воспитания «Цветок Дружбы» с 1 по 4 класс. Программа имеет рецензию кафедры общей педагогики ГОУ «Педагогическая академия».

     Цель долгосрочной программы: воспитание нравственной личности с активной гражданской позицией, выстраивающей на этой основе свои поступки, всю свою жизнь.

       Опыт работы показывает, что счастье ребенка зависит от отношений  «Педагог - Ученик - Родитель».

           Символ  программы  – цветок, который тянется к солнцу; от бед и невзгод его защищают руки взрослых.

    Культура ума, культура души, культура тела помогают расцвести прекрасному Цветку Дружбы, согретому лучами теплого общения учеников, учителей  и родителей!

         Ключевыми  ценностями программы  являются общение,  семья и дружба.    

Стратегические задачи программы воспитания:

1.Создание условий для адаптивного воспитания.

2.  Создание условий для организации внеурочной жизни класса.

3.  Психологическое сопровождение воспитательной программы класса.

4.Совершенствование демократического стиля управления.

5. Повышение профессиональной компетенции.

     Свою работу с классом начинаю с  изучения возрастных особенностей школьника, осваиваю новую технологию «Лист индивидуальных достижений»; исследую семейный микроклимат.

   Активно пользуясь разного рода опросниками, считаю, что самый лучший метод диагностики учащихся – это внимательное педагогическое наблюдение.                                                                                                           

 Чем раньше ребенка научить общению, тем легче ему будет в жизни. Поэтому в воспитательной работе большое внимание уделяется самоуправлению. В нашей школе создана модель ученического самоуправления «Город». Наш класс называется  город Смешариков, дружные жители которого вместе учатся, трудятся и отдыхают. Первоклассники – активные члены детской школьной общественной организации «Надежда». Совместные акции учат детей самому важному в жизни: любить себя, любить людей, любить и беречь Природу, любить Жизнь.

   Воспитательная работа ведется по 7направлениям,   главное  в которых  –  совместное участие родителей, детей и учителей!                              

        Суть программы в том, что каждое направление спланировано на 4 года с учетом предыдущей воспитательной деятельности и с корректировкой результативности на год. В этом мне помогает диагностика.

         Бесспорно, нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. И это желание  – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать.

      Для этого мы организовали семейный  клуб  “Радуга”, который предполагает неформальное общение педагогов, детей, родителей и создает ситуацию успеха!

                  Почему  “РАДУГА”?    Потому что мы:

                                                           Р -  радуемся,

                                                           А - анализируем вместе с детьми,     

                                                          Д - думаем
                                                         
У - усердно над проблемами воспитания      

                                                          Г- говорим,

                                                          А - активно приложив старание!

   Взаимоотношения  строятся на основе педагогики сотрудничества.

        Классный руководитель, являясь посредником между ребенком и окружающим миром, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждого ребенка, защиты его интересов.

        Апробирую и внедряю разнообразные формы воспитания: возрождение тимуровского движения, традиций семейного чтения, уроки Мужества,  музыкальные и литературные гостиные, экологические десанты, презентации, выставки, посещение храма.

     Отличительной особенностью всех мероприятий является то, что они учат детей видеть в каждом человеке удивительную и неповторимую личность, которая нуждается в любви и уважении.

           Главной в воспитательной работе считаю коллективную проектную деятельность. Очень важно заниматься проектной деятельностью с детьми младшего школьного возраста. Через практические навыки происходит понимание жизни, появляется единство действий учителей, учеников, родителей.

     Помните грустный диалог Маленького принца с Цветком из известной сказки А. Экзюпери: «А где люди? Их носит ветер. У них нет корней».  Поисково-исследовательская работа позволяет моим воспитанникам почувствовать свои корни. Главное общее дело нашего класса – социально-значимый коллективный  проект «Память».  Память – это наш долг перед теми, кого уже нет и перед теми, кто только начинает жить!   

          Я горжусь результатом исследовательской работы! В год 65-летия Великой Победы 9 Мая, в Год учителя  по инициативе нашего классного коллектива состоялось открытие памятной мемориальной доски в селе Мещерино в честь учителей и учеников школы, воевавших с фашистскими захватчиками.        

    Этому событию предшествовали годы работы…  Вместе с членами поискового отряда «Космос» по крупинкам собиралась информация о героях - земляках, организовывались встречи с их родственниками, создавались видеофильмы. Материалы передавались в краеведческие музеи школ района. Исследовательскую работу о земляках-героях  мы публиковали на страницах районной общественно-политической газеты «Ступинская панорама». Основные материалы в 2011 году напечатали в Книге Памяти нашего района «Нашим землякам посвящается». Также местным телевидением недавно снят фильм «Помним» о поисково-исследовательской работе. 

   В наших силах увековечить подвиг славных земляков, подаривших нам будущее!

  Каждый раз, когда приходится говорить о результатах своей работы, в памяти всплывают строчки из стихотворения:

… В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет счастье нести на крыле,
Учитель профессия дальнего действия…

         Действительно, говорить о результатах работы легко и приятно, когда твои уже выросшие дети приходят состоявшимися в этой жизни людьми: среди моих учеников руководители предприятий, военные, врачи, учителя, строители. Радуюсь за них и горжусь ими. И так хочется надеяться, что с моими нынешними первоклашками все будет хорошо!

    А пока пытаюсь отслеживать развитие каждого и всего коллектива с помощью тестов, применяю в работе  кукло-и-имиджтерапию, сказкотерапию, танцевально-двигательную терапию, психолого-диагностическую работу с использованием мандал.

     Находкой стала организация и проведение совместно с психологом сюжетно-ролевых игр. Самостоятельно разработанная  в рамках авторской программы «Цветок Дружбы»  сюжетно-ролевая игра “Город Смешариков помогла  первоклассникам на примере взаимоотношений героев отечественного мультфильма создать благоприятный микроклимат в коллективе, способствовала созданию толерантной среды.

     Обязательно предусматриваю включение учащихся из неполных и малообеспеченных семей в общественно-полезную деятельность.

    Большое внимание уделяю здоровью детей. Ведь – счастливый ребенок – это ребенок здоровый душой и телом. Для этого использую в работе  современные здоровьесберегающие технологии. (игровые технологии оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности).

     Очень интересно проходят  совместные  занятия стрейчингом детей и родителей.

Вместе с родителями ведем Дневники Здоровья для каждого ученика, в которых, кроме медицинских данных, содержатся памятки, помогающие родителям проводить оздоровительные мероприятия с детьми

    Невозможно воспитать полноценного гражданина нашего общества без духовного развития. Общим делом класса стал социальный проект «Дорогою добра». Содержание проекта – беседы с интересными людьми, мероприятия по благоустройству территории, благотворительные мероприятия, в частности сбор игрушек для многодетных семей соседних деревень.

      Вместе с родителями организован экологический десант на святой источник, который находится неподалеку от нашего военного городка.Наша цель  – научитьдетей милосердию, научить помогать людям!

     Важным моментом в воспитательном становлении нравственной личности – работа с книгой!Поэтому мы возрождаем традиции семейного чтения.                         

  Родители вместе с детьми проводят литературные праздники не только для учеников школы, но и для детишек детского сада.

    Дети вместе с родителями сочиняют стихи, рассказы. Мы все собрали  воедино и создали книгу «Дом, в котором мы живем». Авторские стихотворения творческих работ, публикуются в районных газетах.

    В продолжении другим направлениям, нравственное воспитание детей вижу    в знакомстве детей с истоками культуры родного края

  Новаторским шагом для нас стал экологический проект «Через любовь мою к природе я связан со всем великим миром. Вместе с родителями мы разрабатываем дизайн ландшафта пришкольного участка, закрепленного за нами. В начале года мы оценили состояние территории, провели конкурс рисунков, каким участок может быть в будущем. Зимой закупили семена, и весной работа возобновилась.

     Я часто говорю: «Не делайте природе больно!» Нельзя просто сорвать цветок, надо иметь на это причину. Мы с детьми провели специальный эксперимент: поставили три банки с рисом и залили их водой. На одной написали «любовь», на другой «зло», а третью поставили вообще без слов. На банку со словом «зло» дети ругались: «некрасивая, плохая, злая». На банку со словом «любовь» говорили: «красавица, умница, мы тебя бережем и любим». А к третьей банке не подходили вообще. Через месяц банка с надписью «зло» покрылась черной плесенью и пахла гнилью. Банка «любовь» тоже покрылась плесенью, но розовой и пахла кислым молоком. А от третьей банки шел неприятный запах, в ней была черная плесень. Самое страшное на свете – это равнодушие. Оно черное – сделали вывод мои первоклассники.

   И еще вывод: природа живая, она зависит от нашего к ней отношения. Дети увидели это наглядно.

         В старинной азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как будто призывает: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

      Я не знаю, какую профессию выберут в будущем мои воспитанники, но уверена в одном: они растут добрыми, дружными и неравнодушными людьми.

 Я часто представляю, что это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, осознавшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

   Я уверена, что понятие совести, добра, милосердия останутся не на бумаге,  а в умах и душах наших детей!      

   Очень хочется, чтобы в наших непростых жизненных условиях миссия классного руководителя не теряла особого значения и призвания в исполнении

   прекрасной «симфонии души и сердца»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика-симфония чисел

Лаборатория гуманной педагогики. Уроки Ш.А. Амонашвили. Конспект урока....

Праздничная концертно-конкурсная программа, посвященная Дню матери «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!»

Праздничная концертно-конкурсная программа, посвящённая Дню матери " Сказ от сердца и души, о том как мамы хороши!"начинается со слов приветствий для мам, затем каждая участница представляет себя и св...

Нравственность - симфония души и сердца.

Подготовлено выступление о том, что может сделать учитель в наше время для воспитания нравственности, духовнисти и патриотизма подрастающего поколения....

Внеклассное мероприятие ко Дню Матери "Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!" (1 - 4 классы)

Дети 2 класса Новообинской средней школы приготовили внеклассное мероприятие посвященное Дню Матери "Сказ от сердца и души, о том, как мамы хороши!" Пили песни для мам и с участием мам, готовили выста...

Классный час: «Мир памяти, мир сердца, мир души…»(ВОВ)

Цели: 1. Расширить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне;2. Воспитание уважения к войнам-ветеранам;3. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги Советского...

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)

Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...

Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши!

Россия, Россия, края дорогие,Здесь издавна русские люди живут.Они прославляют просторы родные,Раздольные русские  песни поют....