Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения. "А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"

Аркадий Гайдар, сын революции, веселый задушевный друг миллионов ребят, шагает сегодня с нами рядом в строю бойцов за мир, за дружбу, за счастье народов!

Л.Кассиль.

Цели:

Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;

способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа;

совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;

учить добру, коллективизму,

воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;

воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;

воспитание любви к прошлому нашей страны

расширять кругозор учащихся,

формировать устойчивый интерес к чтению.

Оборудование:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, детские рисунки, мультимедийный пректор, викторина.

Ход урока

I. Оргмомент.

Объявление темы и цели урока. Слайд 2.

II. Вступительная беседа о писателе.

Слайд 3.

Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове.

Слайд 4.

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.

Слайд 5.

В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.

Слайд 6. Слайд 7.

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя.  Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

Слайд 8. Слайд 9.

Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.

Слайд 10.

Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Слайд 11.

Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Слайд 12-18.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

Слайд 19.

Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.

Слайд 20.

Слайд 21.

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды".

Слайд 22.

Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии. Слайд 23. 

Слайд 24. 

Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей.

Слайд 25. 

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.

Слайд 26. 

Слайд 27. 

Слайд 28. 

Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра.

Слайд 29. 

На могиле Гайдара установлен памятник.

Слайд 30. 

Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.

-А теперь решим викторину. И проверим свои знания. 

Викторина.

В каком году родился писатель? (1904 году)

В каком городе он родился? (Львов)

Самая известная повесть Гайдара для детей. («Чук и Гек»)

Как звали отца Гайдара? (Петр)

Имя матери писателя. (Наталья)

Настоящая фамилия А.П.Гайдара. (Голиков)

В какой город переезжает с родителями в 1912 году? (Арзамас)

Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт?        (В 14 лет.)

В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком?        (В 17 лет.)

7. Главный герой повести «Тимур и его команда». (Тимур)

Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется "Тимур и его команда".

III. Вопросы и задания по тексту.

- В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

- Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его   команда».        (Гараев.)

-Зачем Женя искала почту?( Ей нужно было отправить телеграмму папе).

- Назовите фамилию Жени и Ольги.(Александровы.)

- Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени. (Полковник, командир бронедивизиона.)

- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).

- Назовите кличку собаки Тимура.        (Рита.)

- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)

- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)

- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).

- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).

- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка)

- Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков)

- Назовите имя пожилого джентльмена, который является дедушкой Коли Колокольчикова? (Ф. Колокольчиков)

- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

- Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

- Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").

- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум?(В часовне.)

- Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина? (В будке на краю базарной площади.)                                                          

- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)

- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги?        (В три часа.)

- Кто организовал ребят на проводы Георгия?        (Женя.)

- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)

- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

Слайд 31.О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

IV. Разгадывание кроссворда-логогрифа. Слайд 32.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.) 

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

7. Договорите слово:

- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой…(Плакат.)

8. Какое слово пропущено?

"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)

V. Словарная работа  Слайд 33. 

- Какое слово получилось?( Характер).

- Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

- Где в повести встречается слово характер? (В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)

- На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.

- Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой).

- Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).

- Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).

-Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).

- Объясните значение слова парламентер? (Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).

- Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. 

- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?  ("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").

- Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума? Слайд 34. 

 Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

VI. Вопросы для самых внимательных читателей.

Слайд 35. 

Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза!

- У _______ рогов не бывает.

- Какое слово я пропустила? (Голубь).

-Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ? (Женя Оле, когда она послала ее за водой).

- Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо! (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25).

-Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе? (Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")

-Что говорится в повести об эхе? (Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок).

VII. Персонажи повести.

 В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?

м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

VIII. Итог урока.

- Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"? (Главные герои книги такие же дети как мы)

- Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").

 Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

Заключение. Слайд 36. 

Эти слова сказал А. Гайдар в своей поэтической сказке «Горячий камень»: «Надо суметь одну свою жизнь прожить как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны»    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество А.П. Гайдара Повесть «Тимур и его команда» Урок внеклассного чтения 4 класс Подготовила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 Кунделева О.Е.

Слайд 2

Аркадий Гайдар (Голиков) 1904 - 1941

Слайд 3

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Льгов Курской области.

Слайд 4

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода,(приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детская комната и рабочий стол.

Слайд 2

Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.

Слайд 3

Арзамас. Реальное училище, в котором с 1914 по 1918 год учился А . Голиков (Гайдар). 3

Слайд 4

1919 год В 16 лет Гайдар командовал полком, но это лишь одна из страниц в его интересной и насыщенной жизни. В армию Аркадий Гайдар попал в 14 лет, а уже в 20 был демобилизован.

Слайд 5

Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Слайд 6

Обложка первого издания – повести «Р.В.С.»

Слайд 7

«Дальние страны»

Слайд 9

Первое иллюстрированное издание повести «Школа» «Школа» - самое крупное произведение Гайдара. Эта книга, теперь уже «историческая» - будущие поколения, которые захотят знать об Октябрьской Революции и Гражданской войне, не минуют «Школы» Гайдара

Слайд 10

Иллюстрации к повести «Школа»

Слайд 11

«Чук и Гек»

Слайд 12

В 30-х начале 40-х годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», « Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году- «Тимур и его команда».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дом, в котором родился Аркадий. 1909г. Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.

Слайд 2

А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 г. 2

Слайд 3

Корреспондентское удостоверение, выданное «Комсомольской Правдой» Аркадию Гайдару 19 июля 1941 года

Слайд 4

Гайдар на фронте Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии.

Слайд 5

КОРРЕСПОНДЕНИЯ А.ГАЙДАРА С ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА В « КОМСОМОЛЬСКУЮ ПРАВДУ »

Слайд 6

Гибель А.Гайдара В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей. Село Леплява Каневского района под Киевом, возле которого погиб А.Гайдар.

Слайд 7

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.

Слайд 8

Место гибели Аркадия Гайдара

Слайд 9

Эта доска установлена первоначально на могиле Гайдара

Слайд 10

«Гайдар» в переводе на русский значит «всадник, скачущий впереди». Обелиск на месте гибели А.П. Гайдара. 10

Слайд 11

Памятник А. Гайдару в Каневе

Слайд 12

Жизнь Аркадия Гайдара продолжается в его книгах. Памятники А.Гайдару В городе Арзамасе. В городе Льгове . Скульптурная группа «Гайдар с детьми» В городе Каневе на могиле писсателя. Скульптура Мальчиша-Кибальчиша в Москве на Ленинских горах.

Слайд 14

Кроссворд 8 5 1 7 6 4 2 3 Г а р а е в з в е з д а ч е р д а к п о ч т а К в а к и н п о л к о в н и к п л а к а т в ы х о д

Слайд 15

Словарная работа. Хара́ктер Благоро́дство Парламентёр Ультима́тум

Слайд 16

Ультиматум Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум. Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

Слайд 17

Какое слово пропущено? Украли! А какая была коза! Ну, _________, а не коза! - У _________ рогов не бывает. голубь голубей

Слайд 18

Эти слова сказал А.Гайдар в мудрой и поэтической сказке «Горячий камень». «Надо суметь одну свою жизнь прожить так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны».

Слайд 19

Использованы материалы: Презентация Евгении Викторовны Герланд Презентация Пегушиной Юлии Владимировны Презентация С. А. Залата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар»

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва  «Лиловый шар». Презентация разделена на 2 части. Перед показом необходимо части соединить....

Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....

Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"

Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.Задачи: .-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;-Развивать внимание к авторс...

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Е. Габовой "Гришуня на планете Лохматиков"

Разработка внеклассного занятия    по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»включает в себя  рассказ об авторе, обсуждение прочита...