Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_po_knige_timur_i_e.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения урока внеклассного чтения  по книге

«Тимур и его команда»

Цель: создание  условий для понимания нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

Задачи:

1.Учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев,

2. Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувство любви к ближнему, вызвать интерес к тимуровскому движению.

Предметные результаты: знание детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара, понимание нравственных ценностей поступков героев Гайдара при изучении произведения  «Тимур и его команда».

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из текста;
  • на основе анализа объектов делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение работать в группе;

регулятивные УУД:

  • умение прогнозировать предстоящую работу
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:

личностные УУД:

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
  • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

 Всем желаю хорошего настроения. Давайте активно работать и удивлять своими знаниями наших гостей. Готовы?

2.  Вступительная беседа о писателе.

Учитель:

В перечень книг для чтения в 4 классе в рамках проекта «Успешное чтение» входит повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Этому произведению мы посвятим наш урок внеклассного чтения.

Когда в давние времена шли в поход воины- конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал свой путь отряд, назывался «Гайдаром».

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним.

Учитель: Ребята! Кто нам расскажет об А.П.Гайдаре?

1 и 2 выступающий:

-Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года.

В 1912 г. Семья переехала в г. Арзамас, где и прошло детство писателя.

-Отец Аркадия был сельским учителем, комиссаром штаба 35 дивизии, мать – учительница.

-В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей – его младшие сестра: Наталья, Ольга и Катя.

-Аркадий Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время.

-Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14.

-Сложный период в биографии нашей страны – гражданская война. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка.

-Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.

-Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов.

Учитель: Какие произведения были написаны им?

(Чук и Гек, Голубая чашка, Тимур и его команда, Школа, Дым в лесу, Военная тайна,  Горячий камень)

Учитель: Этот мужественный человек, имеющий псевдоним «Всадник, скачущий впереди», сказал такие слова: «Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее. Рассказать им, какое это счастье жить в Советской стране, на нашей замечательной земле. Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь ее и защищать». Эти слова стали эпиграфом нашего урока.

1 и 2 выступающий:

-Он считал, что можно воспитать личность, одухотворенную благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат и умер на боевом посту.

-В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде. Однажды, небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. (Звучит трагическая мелодия)

-Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма.

-Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

Дети читают стихотворение С.Я. Маршака «Памяти Гайдара».

3. Работа над произведением.

Учитель: Ребята! Расскажите о повести «Тимур и его команда». Какое значение имело это произведение?

Ответ: В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь. В этой книге рассказывается о двух командах: команде Мишки Квакина и команде Тимура.

Учитель: Ребята! В какое время развиваются события, описанные в книге?

Ответ: Повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос.

Рубрика «Знаете ли вы?»

1)Знаете ли вы, что любили читать и смотреть ребята предвоенных, 40-х годов? Ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.

2) Знаете ли вы, что по 5-10 раз они смотрели фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтая биться вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Мальчишки хотели бороться со стихией в условиях Заполярья, как это делали герои полярники из фильма «Семеро смелых».

3) Знаете ли вы, что повесть Гайдара началась печататься в газете "Пионерская правда" в 1940 году. И в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру.

4) Знаете ли вы, что они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.

Учитель: Ребята! Скажите, чем занималась команда квакинцев?

Ответ: Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял по ночам сады мирных жителей, квакинцы дрались, курили, играли в карты, обижали слабых, они неряшливо одевались. Бездельничали и хулиганили.

Учитель: Ребята! Расскажите о взаимоотношениях «квакинцев»?

Ответ: Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, тычки.

Учитель: А теперь скажите, существуют ли в нашей жизни «квакинцы»? Как вы думаете?

Ответ: Да, к сожалению, в наше время,  есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество стараются бороться с ними, направляют их на правильный путь.

Инсценировка «Заседание штаба»

Учитель: Расскажите о делах тимуровской команды.

Ответ: Команда тимуровцев придумала увлекательную форму помощи Красной Армии. Командир команды Тимур со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали дворы этих людей красной звездой. Это и старуха-молочница, это и семья лейтенанта Павлова, семья полковника Александрова. Тимуровская команда, в отличии от команды Мишки Квакина, брала под свою защиту и охрану семьи, в которой кто-то погиб на фронте. Ребята помогали воды принести, сложить дрова, поймать убежавшую козу. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».

Учитель: А теперь, ребята, расскажите о взаимоотношениях в команде Тимура?

Ответ: Взаимоотношения в тимуровской команде были дружескими, доброжелательными, уважительными. Не все они герои-крепыши, как Гейка, Тимур. Коля Колокольчиков – большой соня,  он вечно все просыпает. В команде Тимура есть правило: уважать не только членов своей команды, но и  других людей.

Учитель: Скажите, чему учил Тимур?

Ответ: Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям, любить Родину, думать всегда о людях. (Альтруизм -бескорыстная забота о благополучии других)

Учитель: Ребята! Живем ли мы сейчас по-гайдаровски?

Здесь идут размышления ребят: жить по-гайдаровски трудно, но интересно, надо любить родину, уважать людей, поступки сверять по добрым делам.

4. Проверка прочитанного.

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас проведем небольшую викторину по книге А.Гайдара «Тимур и его команда».

1 вопрос: Кто и кому говорит такие слова:

« Ты о людях всегда думал, и они заплатят тебе тем же».

(Ответ: Ольга – Тимуру)

2 вопрос: Я начинаю строчку, а вы продолжите ее:

Мы не шайка и не банда,

Не ватага удальцов…

Ответ: Мы веселая команда

            Пионеров- молодцов

Учитель: Что означает слово «пионер»?

Словарная работа

 (Слово «пионер» означает «передовой, первооткрыватель». Пионерами называют тех, кто открыл новые земли, совершил открытия в науке, технике, литературе и искусстве. Советский Союз – пионер социализма. Наша страна – пионер космоса.)

 Быть пионером – это значило во всем и всегда быть впереди, воспитывать в себе замечательные черты советского человека – любовь к своей Родине трудолюбие и стремление к знаниям, честность и благородство, скромность и дисциплинированность, коллективизм и товарищество.

Назовите атрибуты одежды пионеров. (Пионерская форма, красный пионерский галстук, значок, пилотка.)

3 вопрос: Я называю имена детей, которые были в команде Тимура. Будьте внимательны. Кто из них лишний?

Тимур, Коля Колокольчиков, Гейка, Алешка, Нюрка Женя, Сима Симаков, Таня, Ладыгин, Ольга.

Ответ: Алешка, Ольга.

4 вопрос: Что означает звезда, начерченная на заборе некоторых домов?

5 вопрос :Как называется документ, составленный Тимуром и его командой и адресованный шайке Квакина?

6 вопрос: Какой эпизод из фильма вы сейчас увидите?

Демонстрируется фрагмент из фильма .

Учитель: Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло)

5. Творческая работа.

Учитель: А теперь сплотимся в команды и проявим творчество в выполнении следующих заданий:

1 команда составляет синквейн «Квакинцы»

2 команда составляет  плакат  под названием: «Гайдар- Тимур и его команда –Тимуровцы», который будем презентовать учащимся нашей школы, в целях агитации и пропаганды тимуровского движения.

3 команда составляет синквейн  «Тимуровцы»

6. Итог урока.

- А какие тимуровские дела можете выполнять вы – ребята 21 века? Детский дом, госпиталь для ветеранов, помощь и поддержка детей-инвалидов, волонтеры, благотворительность, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку, собрать мусор, макулатуру и так далее. Даже просто сказать доброе слово человеку, поддержать его, покормить бездомное животное, провести субботник и убрать территорию.

  

7. Рефлексия учебной деятельности.

Вспомните примеры из своей жизни,  когда вы сделали что-то нехорошее другому человеку, совершили скверный поступок, за который вам до сих пор, может быть, стыдно. Напишите на листочке. А теперь встаньте и выбросьте в мусорное ведро, чтобы этот поступок никогда не повторился.

-Представьте, как гордо мчится по бескрайним просторам нашей Родины сильный и мужественный всадник сквозь время и пространство. А из-под копыт его коня улетают прочь из нашей жизни подлость и трусость, хулиганство и предательство, лень и жадность. Он так мечтал об этом в своём ХХ веке и так надеялся, что мы сделаем это в наше время – веке XXI. И мы обязательно выполним гайдаровские заветы. Только для этого нужно, чтобы все мы были вместе: Россия, Гайдар и мы!»

 

Звучит песня «Дорогою добра» (На электронной доске – добрые дела детей класса»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар»

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва  «Лиловый шар». Презентация разделена на 2 части. Перед показом необходимо части соединить....

Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"

Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.Задачи: .-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;-Развивать внимание к авторс...

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Е. Габовой "Гришуня на планете Лохматиков"

Разработка внеклассного занятия    по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»включает в себя  рассказ об авторе, обсуждение прочита...