Творчество А.С. Пушкина
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса. Тема: Творчество А.С. Пушкина. Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s._pushkin.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. (2-й класс)

Тема: Знакомство с творчеством  А.С.Пушкина  

«У Лукоморья дуб зеленый….»

Цели:

обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;

выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

работать над техникой чтения;

расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;

воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

на доске портрет А. С. Пушкина

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и  произведениями нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина.

3. Биография

(презентация)

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович. В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей. Но выжили лишь сын Лев и дочь Ольга

С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться  сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества, и в их доме собирались поэты, художники, музыканты. Будущий великий поэт родился в эпоху, когда все высшее общество говорило по-французски, детям

нанимали гувернеров-французов. Александр Пушкин не стал исключением – его начальным образованием занимался француз.  В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Няня А. С. Пушкина – Арина. Это ее домашнее имя, а подлинное имя Ирина  или Иринья. Но сам Пушкин ни единого раза не называл ее по имени, в письмах писал просто «няня».

1805-1810 год

В этот период детства Александр Сергеевич Пушкин проводит много времени (особенно летом) у своей бабушки – Марии Алексеевны Ганнибал. Бабушка в своих записях отмечает крайнее непостоянство своего старшего внука, вечно кидающегося, даже в детстве, в крайности.

На восьмом году жизни он начинает писать, подражая некоторым французским поэтам. Из-под его пера выходят басни, шуточные поэмы, комедии. Свою комедию “Похититель” он один “разыгрывает” перед сестрой. Он пишет небольшие стихи в альбомы соседских барышень.

На восьмом году жизни он начинает писать, подражая некоторым французским поэтам. Из-под его пера выходят басни, шуточные поэмы, комедии. Свою комедию “Похититель” он один “разыгрывает” перед сестрой. Он пишет небольшие стихи в альбомы соседских барышень.

1811 год

В этом году наступает еще один важный период в биографии Пушкина – учеба в Царскосельском Лицее. Его отправили в только что открытый Царскосельский лицей, расположенный буквально по соседству с резиденцией русских императоров. Образование, полученное в Лицее, приравнивалось к высшему, а воспитанники изначально готовились к государственной службе.

А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

По окончании лицея преподаватели предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене в 1815 году в присутствии знатных вельмож. Его имя стало известно за пределами лицея. В 1817 году Александр Пушкин заканчивает учебу в Лицее и поступает служить в Коллегию иностранных дел.

Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом произошел конфликт

Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. 27 января 1837 года состоялся поединок. На этой дуэли поэт был ранен в живот.

Узнав, что ранение смертельно, поэт стремиться уладить свои дела, и обменивается записками с Императором Николаем I, который обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания.

Умер поэт через два дня. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.

Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина?    Давайте вместе вспомним эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)

Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)

В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

«Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок»

5. Физминутка:

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес? Вот мы остановились и

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки,

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

          Крылья сложили назад

6. Работа над произведением .
Первичное восприятие текста.

Ребята, сказочное путешествие продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.

7. Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  (Чтение учителем отрывка из поэмы 
на фоне музыкальной записи)

8. Беседа по первичному восприятию:
Каким же поэт изобразил лукоморье?
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. 
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?  (Высказывания детей)
Какие вам встретились трудные непонятные слова?(Дети называют слова)
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

9. Словарная работа:(на доске записаны слова)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

                                                      

Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам.(Подбор синонимов под руководством учителя).

10. Самостоятельное чтение текста (жужжащее)
Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
Что вы можете сказать о второй части?
Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.(Высказывания детей) 
Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…

Объясните значение слова «мимоходом».Нарисуйте устно эту картину
Высказывания детей.

 11. Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске.
 Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)  
          
 
Мы видим лукоморье, дуб зелёный и всех сказочных героев, о которых пишет автор.(Высказывания детей)

12. Зарядка для глаз
Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:
Дети выполняют упражнения «По волнам» ( движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).

13. Выразительное чтение учащимися отрывка
Беседа по прочитанному.
Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Напевное, плавное.
Какая должна быть интонация?
Интонация торжественности и таинственности.
Как вы можете объяснить слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»
Произведение заканчивается так же, как  и народная сказка.
Как нужно  читать эти строки?
Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

14. Домашнее задание наизусть 1 часть

15. Итог урока.
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? 
Поэма.
Что особенно вам понравилось?
Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество А.С. Пушкина.

Презентация предназначена для учеников 3-4 классов, поможет расширить знания детей о творчестве великого поэта....

Проект по творчеству А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Данный учебный проект вызвал огромный интерес у ребят. Каждая группа участников проекта работала над своей темой. В ходе работы над проектом ребята обогатили свои знания, получили богатый опыт поисков...

Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина

Внеклассное мероприятие по литературе....

Внеклассное мероприятие «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Внеклассное мероприятие, которое посвящено жизни и творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....

Творчество А.С. Пушкина

Статья: "Тверская земля в жизни и творчестве А.С. Пушкина"...

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....