Программа по чтение УМК "Школа России" ФГОС 2012 год.
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Голованова Оксана Борисовна

 

Программа расчитана на все 4 года обучения. Соответствует ФГОСТ нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass_chtenie.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. А именно авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Э.В. Головановой.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучение младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения  и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс направлен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствования всех видов речевой деятельности; формирование читательского кругозора;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта; формирование нравственных чувств и представление о добре, дружбе, правде, и ответственности.

Литературное чтение как учебный предмет начальной школы имеет большое значение в решение задач не только обучения, но и воспитания.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В первом классе на изучение отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Общая характеристика предмета.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текста. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Ценностные ориентиры предмета «Литературное чтение».

Программа предполагает такое содержание учебных книг , их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного  искусства.

Литературоведческий принцип с учётом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Развитие навыка чтения предполагает:

-на первом году обучения – формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости;

-на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя;

- на третьем и четвёртом годах обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приёмами чтения.

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического курса, эстетических потребностей;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживание чувствам других людей;

формирование положительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотиваций к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей;

формирование умения понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование звуково-символических средств представления информации о книгах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов пользования различных информации;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствие целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;

умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

понимание литературы, как явления национальной и мировой культуры,  средства сохранений и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;

 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

Использование различных видов чтения;

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

Умение работать с разными видами текстов. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи. Умение писать отзыв на прочитанное произведение;

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Содержание курса «Литературное чтение».

Виды речевой и читательской деятельности

умение слушать (аудирование)

чтение (чтение вслух. Чтение про себя)

работа с разными видами текста

Библиографическая культура

работа с текстом художественного произведения

работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

умение говорить (культура речевого общения)

письмо (культура письменной речи)

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика ( практическое освоение)

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Тематическое планирование.

1 класс (40 часов, из них 4 резервные)

Вводный урок  (1 час)

Жили-были буквы (7 часов)

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)

Апрель, апрель. Звенит капель! (5 часов)

И в шутку и всерьез (6 часов)

Я и мои друзья (5 часов)

О братьях наших меньших (5 часов)

2 класс (136, из них 2 резервных)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

Самое великое чудо на свете (4 часа)

Устное народное творчество (15 часов)

Люблю природу русскую. Осень (8 часов)

Русские писатели (14 часов)

О братьях наших меньших (12 часов)

Из детских журналов (9 часов)

Люблю природу русскую. Зима (9 часов)

Я и мои друзья (10 часов)

Люблю природу русскую. Весна (9 часов)

И в шутку и всерьез (14 часов)

Литература зарубежных стран (12 часов)

3 класс (136 часов)

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)

Самое великое чудо на свете (4 часа)

Устное народное творчество (14 часов)

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

Великие русские писатели (24 часа)

Поэтическая тетрадь 2 ( 6 часов)

Литературные сказки (8 часов)

Были – небылицы (10 часов)

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

Люби живое (16 часов)

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 12 часов)

По страницам детских журналов (8 часов)

Зарубежная литература (8 часов)

4 класс (136 часов)

Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)

Летописи, былины, жития (11 часов)

Чудесный мир классики (22 часа)

Поэтическая тетрадь (12 часов)

Литературные сказки (16 часов)

Делу время – потехе час (9 часов)

Страна детства (8 часов)

Поэтическая тетрадь (5 часов)

Природа и мы (12 часов)

Поэтическая тетрадь (8 часов)

Родина (8 часов)

Страна фантазии (7 часов)

Зарубежная литература (15 часов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию логического мышления 2012 г.

Программа по развитию интеллектуальных способностей  учащихся 3-4 классов...

Итоги реализации основной образовательной программы начальной школы в 2011-2012 учебном году

Я обозначила проблемы и трудности при введении новых образовательных стандартов...

Программа Профилактика правонарушений обучающихся на 2012-2016 учебные годы

Программа "Профилактика правонарушений обучающихся" рассчитана на 4 года. Здесь вы найдёте тематику классных часов и бесед по трём разделам:1.Профилактика правонарушений и безнадзорности.2. Профилакти...

КТП литературное чтение 1 класс 2012 -2013 учебный год

Планирование в соответствии с ФГОС ....

Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013

Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013...

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, 2012-2013 усебный год, УМК ПНШ ФГОС НОО...

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по математике, 1 класс, 2012-2013 учебный год, УМК ПНШ ФГОС НОО...