Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           

        Программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику «Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова, и направлена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

          В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета  3 часов в неделю, 102 часа в год.

         Основными разделами программы являются: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»», «Зарубежная литература».

Требования к ЗУН учащихся:

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

Развитие навыков чтения:

Развитие навыков правильного, сознательного чтения в слух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрого понимания прочитанного.

Обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углублённое понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения.

Совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

Требования к уровню сформированности навыка  чтения.

Правильное, сознательное достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту.

Выработка умений работать с текстом.

Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.

Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.

Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.

Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).

Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.

Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.

Развитие умения выразить в словах свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.

Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.

Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.

Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературному чтению

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

1

Самое великое чудо на свете

1

День знаний. Самое великое чудо на свете.

2

Рукописные книги Древней Руси.

3

Первопечатник Иван Фёдоров.

4

Урок — путешествие в прошлое.

Устное народное творчество

5

Русские народные песни.

6

Докучные сказки.

7, 8

Русская народная сказка«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

9, 10

Русская народная сказка«Иван-царевич и серый волк».

11, 12

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

13

Урок — КВН (обобщающий урок по теме).

Поэтическая тетрадь № 1

14

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

15

Ф.И. Тютчев «Листья».

16

А.А. Фет «Мама!Глянь-ка из окошка...»

              «Зреет рожь над жаркой нивой...».

2

17

И. Никитин «Полно,степь моя,спать беспробудно», «Утро».

18

И. Никитин «Встреча зимы».

19

И. Суриков «Детство».

20

И. Суриков «Зима».

21

Урок — Путешествие в Литературную страну(обобщающий урок)

Великие русские писатели

22

А.С. Пушкин «За весной, красой природы»  

                   «Уж небо осенью дышало».

23

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода».

                    «Опрятней модного паркета».

24

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

25

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

26, 27, 28

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном  

и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

29

КВН по сказкам А.С. Пушкина

30

И.А. Крылов « Мартышка и очки».

31

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

3

32

И.А. Крылов Ворона и Лисица».

33

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...».

34

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

35

Детство Л.Н. Толстого(из воспоминаний писателя).

36

Л.Н. Толстой «Акула».

37

Л.Н. Толстой «Прыжок».

38

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

39

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве?»

                     «Куда девается вода из моря?»

40

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь № 2

41

Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».

42

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

43

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

44

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы»

                       «Густой зелёный ельник».

Литературные сказки

45

Д. Мамин-Сибиряк. Присказка к « Алёнушкиным сказкам».

46

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза,короткий хвост».

4

47, 48

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

49, 50

В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович».

51

Проверка техники чтения. Урок — КВН.

Были-небылицы

52, 53

М.Горький. "Случай с Евсейкой".

54, 55

К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей".

56, 57

А. Куприн "Слон".

58

Урок-путешествие по "Былям-небылицам".

Поэтическая тетрадь № 1 (часть 2)

59

Саша Чёрный. "Что ты тискаешь утёнка?.." "Воробей". "Слон".

60

Александр Блок "Ветхая избушка", "Сны","Ворона".

61

Сергей Есенин "Черёмуха".

62

Урок-викторина по теме "Поэтическая тетрадь № 1 (часть2)".

Люби живое

63

Михаил Пришвин."Моя Родина"(Из воспоминаний).

64

И.Соколов-Микитов "Листопадничек".

5

65

И.Соколов-Микитов "Листопадничек".

66

В.И.Белов "Малька провинилась".

67

В.И.Белов "Ещё раз про Мальку".

68, 69

Виталий Бианки "Мышонок Пик".

70, 71

Б.С.Житков "Про обезьянку".

72

В.Л. Дуров "Наша Жучка".

73

В.П. Астафьев "Капалуха".

74

В.Ю. Драгунский "Он живой и светится".

75

Урок-конференция "Земля - наш дом родной"(обобщающий).

Поэтическая тетрадь № 2 (часть 2)

76

С.Я. Маршак "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной".

77

Агния Барто "Разлука", "В театре".

78

Сергей Михалков "Если".

79

Е. Благинина "Кукушка", "Котёнок".

80

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь № 2 (часть 2)".

81

Подведение итогов. Проверка техники чтения.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

82

Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок".

6

83

А.П. Платонов "Цветок на Земле".

84

А.П. Платонов "Цветок на земле"

85

А.П. Платонов "Ещё мама".

86

Николай Носов "Федина задача"

87

Николай Носов "Телефон".

88

В.Ю. Драгунский "Друг детства".

89

Урок- конкурс по разделу "Собирай по ягодке-наберешь кузовок".

По страницам детских журналов "Мурзилка". "Весёлые картинки".

90

Ю.Ермолаев "Проговорился".

91

Ю.Ермолаев "Воспитатели".

92

Г.Остер "Вредные советы".

93

Г. Остер "Как получаются легенды".

94

Обобщающий урок.

Зарубежная литература.

95, 96

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.

97, 98, 99

Г.Х. Андерсен "Гадкий утёнок".

100

Развивающий час по теме "Зарубежная литература".

101

Проверка техники чтения. Литература на лето.

102

Обобщающий урок за курс 3-го класса

Литература:

Родная речь 3 класс, в 2-х ч.М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова, Просвещение – 2008г.

О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова  Календарно-тематическое планирование для начальной школы. М.: «Астрель», 2008г.

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Методическое пособие к учебнику Родная речь 3 класс – М.: Просвещение, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...