Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме:
    Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".

    Федосова Елена Юрьевна

    Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon semeynye_cennosti_v_russkih_skazkah.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема : «Семейные ценности (отношения)  в русских народных сказках».

    Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, а также между детьми и их семьёй, развивать стремления быть терпимыми  в обществе людей, воспитывать уважение к родителям, познакомить с правилами поведения в семье, с понятием «семья», познакомить со сказками про семью.

    Оборудование: книги со сказками, мультфильм по сказке, куклы к сказке (бабка, дед, курица), стол, скатерть, яйцо, самовар, учебники «Родное слово», стихи, ребусы.

    1.Орг. момент.   –Какой урок по счёту?

                                 - Как называется наш урок?

                                -Сегодня мы проведём немного необычный урок чтения.

    2.Повторение.   Посмотрите на доску. На доске один ученик читает тему урока.

    «Семейные отношения в русских народных сказках».

                                             Вспомните что такое сказка? (выдуманная история с волшебством)

                                             Какие сказки бывают?

                                             Какую сказку называют волшебной?

                                             Какую о животных?

                                             Какую бытовой?

                                             Какую авторской?

                                             Какую р.н.с.. …

    -Посмотрите на доску . На доске выставка книг со сказками.

    Выберите и назовите все авторские сказки, потом русские народные.

    Сказки входят в устное народное творчество.

    Произведения каких ещё жанров входят в устное народное творчество? Пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, загадки, песенки…)

    3. Основная часть.

    Посмотрите на доску. На доске тоже загадка, но кто скажет как называются такие загадки? (ребус)

    А сейчас отгадаем ребус.

    На доске  7Я.    Кто отгадал что это? ( семья)

    Что же такое семья? Ответы детей, ( маленькое государство, общество из близких тебе людей)

    1 ученица  Полина

        Семья – это что-то родное, теплое, душевное. Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; А еще в семье не должно быть вредных привычек. И самое главное, чтобы семья была полноценной: мама, папа, дети.

    Из каких членов должна состоять ваша семья?

    - Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся) 

    Мама

    Папа

    Брат

    Сестра

    - Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка

    - Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

    Дяди

    Тёти

    Двоюродные братья, сёстры.

    Прабабушки

    Прадедушки.

    Все члены семьи должны выполнять определённые функции и задачи, как взрослые по отношению к вам так и вы по отношению к своим родным.

    Валя расскажет нам какие же  2 ученик

     Задача детей в семье  уважать своих родителей, помогать им, слушаться их и любить. А задача родителей вырастить крепкого и здорового ребенка помочь ему получить хорошее образование и наставить на путь истинный.

                     Женя   3 ученик

                      В семейном кругу мы с вами растём!
                     Основа основ – родительский дом!
                     В семейном кругу все корни твои!
                    И в жизнь ты выходишь из семьи!

    Для чего человеку семья? Для счастья, ..

    А чтобы семья была крепкой, надо выполнять и соблюдать определённые правила.

    -Кто сам назовёт эти правила?

    Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, любили., слушались, гостеприимными были.

    Ребята, а ведь русский народ написал очень много различных сказок о семье, назовите некоторые из них.

    А сейчас посмотрим, выполнялись эти правила в сказке «Курочка Ряба».

    Инсценировка сказки.

    Ведущий:

    Жили-были дед да баба,

    Была у них курочка ряба

    Снесла курочка яичко,

    Не простое –золотое

    Баба:

    Эй, старик, проснись скорей!

    Дед:

    Волки что ли у дверей?

    Ты чего шумишь старуха?

    Баба:

    Да смотри, что я нашла:

    Наша курочка Пеструха

    Под кустом яйцо снесла

    Дед:

    Ну, снесла, какое дело!

    Что, ты баба, обалдела!

    Баба:

    Да яйцо-то не простое,

    А, гляди-ка-,золотое

    Дед:

    Золотое, в самом деле?

    Мы с тобой разбогатели,

    Баба:

    Погляди, горит, как жар!

    Дед:

    Не случился бы пожар.

    Баба:

    Ой, горит, слепит глаза.

    Дед:

    Чудеса!

    Баба:

    Чудеса!

    Дед:

    Ты в сундук запри его.

    ( раздаётся стук в дверь)

    Баба:

    Нету дома никого!

    Ишь, соседей, как назло,

    Ненароком принесло.

    Дед:

    Ты поди. Запри засов.

    Да спустить бы надо псов.

    Баба:

    В среду в город я поеду.

    Там базар бывает в среду.

    Богатеев много там.

    Им яичко я продам.

    Накидают мне рублей.

    На пальто себе добуду.

    Я сибирских соболей.

    Вот обновок накуплю я,

    Разных юбок сорок штук.

    Шаль в цветочек голубую.

    До краев набью сундук.

    Дед:

    Что ты мелешь небылицы?

    Ишь, сыскалась молодица

    Наряжаться в разный хлам.

    Нет, уж если мы богаты.

    Я построю вместо хаты

    Трехэтажные палаты

    И беседки по углам.

    Баба:

    Наказанье с глупым мужем!

    Что, ты, старый не блажи!

    Мы живём других не хуже,

    Не к чему нам этажи.

    А за эти за беседки

    Засмеют тебя соседки.

    Дед:

    Пусть смеются, мне не жалко.

    Баба:

    Да уймись, ты, не кричи.

    Вот упала на пол скалка,

    Чугуны гремят в печи.

    Ой, не мил мне белый свет!

    Дед:

    Я хозяин или нет?

    Баба:

    Ой, яичко покатилось,

    Покатилось и разбилось,

    И скорлупки не осталось.

    Всё куда-то подевалось.

    Дед:

    Ну, что мы затужили?

    От чудес одна беда.

    Будем жить, как прежде жили,

    И работать, как всегда

    Баба:

    И шубёнку справить можно,

    И подправить можно дом.

    Дед:

    Только то, видать, надёжно,

    Что даётся нам с трудом.

    Открывай, старуха, дверь.

    Что нам прятаться теперь?

    Эй, соседки!

    Баба:

    Эй, сосед!

    Забывать друзей не след.

    Заходите на часок,

    У меня хорош квасок,

    И соленья, и варенья.

    Вместе:

    Заходите без стесненья!

    Что же случилось в семье в  этой сказки? Какими можно назвать бабу и деда?

    Какими надо быть?

    А сейчас будем работать над сказкой «Лисичка со скалочкой»

    -Посмотрим, что сделали баба и дед в этой сказке?

    (чтение сказки коллективное)

    -Почему они так поступили?

    Здесь, какими качествами обладает семья? ( дружба, защищают друг, друга,)

    Давайте теперь вспомним ещё одну сказку  про семью «Волк и семеро козлят»

    Вы её все знаете, но нам её вспомнить поможет мультфильм

    Посмотрим фрагмент сказки «Волк и семеро козлят»

    Скажите, что случилось в этой семье?

    Просмотр мультфильма 10 минут

    Почему это произошло?

    Надо слушаться маму.

    А кто главные герои этой сказки? (мама коза и козлята)

    А у кого ещё бывает семья? ( у животных)

    А какие отношения у животных в их семьях?

    Кому нужна семья и без семьи трудно прожить? (всему живому)

    4. Итог     Какими же семейными отношениями  должна обладать семья, что бы она была счастливой и крепкой.

    5. Домашнее задание. Нарисовать рисунок понравившегося сказочного героя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

    Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

    Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

    На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

    Презентация к уроку внеклассного чтения" « Образ лисы в русских народных сказках»" 2,4 класс

    Цель:  развитие читательского интереса у младших школьников....

    Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

    Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...