Главные вкладки

    Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Смирнова Светлана Ивановна

    Урок по программе "Начальная школа 21 века".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_cht_i_pisma.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК   В 1 КЛАССЕ

    ТЕМА.

    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З (з).

    ПИСЬМО ПИСЬМЕННЫХ БУКВ З (з).

    ЦЕЛИ:

    Формировать фонемные умения: различать звуки и буквы, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки.

    Познакомить с буквой З (з) и звуками, которые она обозначает.

    Формировать графические навыки.

    Формировать и совершенствовать способ чтения.

    Развивать мышление, память.

    Формировать навык самостоятельной работы.

    ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с буквами, рисунки и фишки для

                                                             звукового разбора, карточка с буквой З (з),

                                                             пособие «окошки» у детей, сигналы для обратной

                                                             связи

    I. Организация класса

    II. Повторение изучаемого

    - Ребята, мы отучились с вами два месяца, но уже многое знаем и умеем.

    - Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем).

    - Кто может объяснить, что такое буква?

    (Буква – это символ, знак для обозначения звука на письме).

    - На какие группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные).

    - Как из можно различать?

    (Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды).

    - У меня есть два мешочка со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте.

    (У доски работает 1 ученик)

                      гласные              согласные

    - А пока …. Наводит порядок в, мы с вами вспомним, на какие группы можно разделить все согласные звуки? (Мягкие и твердые).

    - Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.

    - Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.

                           Учитель:                                                   Ученики:

                      - Ла – ла – ла                                               - Ля – ля – ля

                     - Ду – ду – ду                                               - Дю – дю – дю

                    - Нэ – нэ – нэ                                               - Не – не – не

                   - То – то – то                                             - Тё – тё – тё

                  - Ры – ры – ры                                             - Ри – ри – ри

                 - Са - са – са                                                - Ся – ся – ся

    - Молодцы!

    - А теперь приготовим «сигналы», проверим порядок в мешочках.

                                                                     (Дети сигналят зеленым кругом, если все

                                                                     правильно)

    - Какие буквы поменял местами?

    (И, Э, Й, Г)

    - А теперь поиграем в игру «Найди свой домик». Дети с 1 ряда, возьмите гласные буквы из нашего мешка.

    - Итак, был солнечный день, гласные пошли погулять, но вдруг набежала тучка, и пошел дождик. Гласные разбежались по своим домам.

               (Два ученика держат силуэты домиков: зеленого и синего).

          (Дети должны встать за зеленым или синим домиком по принципу правописания

                                      гласных после мягких и твердых согласных).

                                        а  о  у  ы  э

                                                                        я  ё  ю  и  е

                         

    - А теперь «домики» пусть проверят, не попал ли к вам чужой жилец?

    (Дети, если видят ошибку, сигналят красным кругом).

    - Опять выглянуло солнышко, гласные пошли гулять парами. Выберите свою пару. Кто первый? Назовите себя. (а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и).

    - Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала.

    Ш. Звукобуквенный анализ

    - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. И начнем со звукобуквенного разбора слова, которое вы должны отгадать. Послушайте загадку:

    Полосатые лошадки,

    Африканские лошадки,

    Хорошо играть им в прятки

    На лугу среди травы.

    Разлинованы лошадки,

    Будто школьные тетрадки,

    Разлинованы лошадки

    От копыт до головы.

    - Правильно, мы будем делать разбор слова «зебра». Сколько звуков в этом слове?

    - Покажите цифру.

    -Верно, 5. Откройте учебник на с. 120.

    - К доске выполнять разбор выходит….

                                 (На доску вывешивается рисунок зебры над моделью слова

                                 после того, как дети определят количество звуков в слове:

    рисунок зебры


    1 ученик работает у доски, остальные в учебнике выкладывают фишки в схему.

     (Ученик выполняет анализ слова по алгоритму)

    1. Медленное произношение слова по модели, чтобы каждый звук попал в свой «домик».

    2. Интонационное выделение 1 звука в слове.

    3. Изолированное произношение 1 звука.

    4. качественная характеристика звука:

    ([з`] – согласный, мягкий, звонкий).

    5. Обозначение звука фишкой и буквой, если она изучена.

     6. Остальные звуки по этому же плану…

    7. Прочтение слова целиком по частям, деление на слоги, постановка ударения.

    - Молодец, садись!

    - Посмотрите на рисунок, что это?

    (Замок).

    На доске:

    рисунок замка

    - Разбор этого слова вы сделаете самостоятельно. К доске пойдет….

    (Ученик работает под занавеской).

    - Проверим разбор. Сигналим.

    - Поставили ударение в этом слове, разделим его на слоги. К доске пойдет….

    IY. Изменение ударения в слове «замок»,

    Работа над лексическим значением слова «замок»

    - Посмотрите на схему, расположенную под схемой слова «замок». Чем различаются эти схемы?

    (Переставлено ударение).

    - Произнесите слово,  которое получится.

    (Замок).

    - Кто объяснит, что значит это слово?

    (Замок – дворец).

    - Посмотрите, у нас в классе тоже есть замок, сделанный из картона.

    - Мы поменяли ударение, переставили его на другую гласную, и слово поменяло свое значение, смысл. Был замок, приспособление для запирания чего-нибудь, а стал замок-дворец.

    Y. Знакомство с буквой З (з)

    1. Сравнение звуков [з]  и [з` ]

    - Назовите звуки, обозначенные в схемах стрелочками. Дайте им характеристику.

    ([з ] – согласный, твердый, звонкий,

    [з` ] – согласный, мягкий, звонкий).

    2. Знакомство с буквой З (з).

    - Звуки [ з ]  и [з` ] обозначаются на письме буквой З (зэ). Сколько вариантов написания буквы вы видите? (4).

                                                                        Показ карточки с буквой:

    - Я показываю букву, вы называете, какая она?

    (З – прописная, письменная;

      з – строчная, печатная;

     З- заглавная печатная;

      з- строчная письменная).

    - Посмотрите на рисунок – подсказку, назовите первый звук в слове.

    (Зонт, [з ]).

    - Найдите букву в классе, положите под фишку.

    - В окружающих нас предметах можно заметить очертания букв.

                                                                             На доске:

                                       

    - З – не просто завитушка,

      З – пружинка, крендель, стружка.

    - На эту букву посмотри:

    Она совсем как цифра…(3)

    YI. Физкультминутка 

    1. Игра «3, 13, 33».

    На «3» - дети хлопают в ладоши,

    на «13» - стоят, опустив руки,

    на «33» - приседают.

    2. Игра «Живые буквы».

    - Изобразите букву О, Я, Л, Р, Г, К.

    3. Влево, вправо повернись,

    Наклонись и поднимись,

    Руки кверху, руки вбок

    И на месте прыг да скок.

    YII. Упражнения в слышании изученных звуков

    - Придумайте слова со звуками [з ] и  [з`]

    (зубр, забор, зубы, звонок, коза, глаза, звезда).

    Если дети затрудняются, предложить им прослушать стихотворение, запомнить слова, назвать, определить место звука в слове.

    - В звезде найдешь ты букву З,

    И в золоте и в розе,

    В земле, в алмазе, в бирюзе,

    В заре, в зиме, в морозе.

    Скороговорка: У зайки Бубу

                              Заболели зубы.

     -Попробуем повторить скороговорку медленно, а затем быстро.

    - Молодцы!

    YIII. Чтение слогов, слов, рассказа с буквой З (з).

    1. Чтение слогов с буквой З (з) по пособию «окошки»

                                                                                    (Вслух читают дети, которые не

                                                                                   умели читать, придя в школу)

    - Возьмите пособие «окошки», установите в первом окошке букву «з», во втором будем передвигать гласные. Читает….., мы повторяем хором.

    - А теперь читаем слоги снизу вверх.

    Читает….. Мы повторяем хором.

    2. Чтение слогов по учебнику на стр. 120

    - Читаем слоги по учебнику по столбикам «по цепочке». Начинает….

    - А теперь читаем столбики слогов справа налево «по цепочке», начинает…

    - На верхней строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает твердый согласный звук.

    (за, зо, зу, зы, зэ)

    - На второй строке прочитайте слоги, в которых буква «з» обозначает мягкий согласный звук.

    (зе, зю, зи, зё, зя)

    3. Чтение слов с буквой «з» на стр.120

    - Прочитаем слова по столбикам.

                 Зина                   знал                           глаз                      зайка

                 зима                  знак                            глаза                   знай

    - Какие различия в написании слов 1 столбика заметили? (З-з, н-м)

    - Какое различие в написании слов 2 столбика? (последние буквы разные)

    - Какая разница в значении слов 3 столбика (в количестве; один – много)

    - Найдите слова, состоящие из 1 слога, среди слов верхней строки.

    (Знал, глаз)

    - На второй строке прочитайте слова из 2 слогов.

    (Зима, глаза)

    4. Чтение слов по стрелкам на стр. 121

    - Составим и прочитаем слова 1 столбика сверху вниз.

                               

    - Прочитаем слова 2 столбика снизу вверх.

    - Какое слово встретилось дважды?

    - Сколько в нем слогов? (Заноза- 3 слога).

    5. Чтение слов на стр. 121 (внизу). Самостоятельная работа.

                                                  (Во время самостоятельной работы учитель оказывает

                                                  индивидуальную помощь)

    - Прочитайте «про себя» слова в нижней части страницы. Соедините слово с соответствующей картинкой.

    - Прочитайте название верхней левой картинки. (Заколка)

    - Прочитайте название правой верхней картинки. (Змея)

    - Прочитайте название нижней средней картинки. (Мимоза)

    - Какие слова мы не прочитали? Где находятся рисунки к ним?

    (Язык – в правом нижнем ряду,

      Зеркало – внизу слева).

    6. Чтение рассказа на стр. 121

    - Прочитайте рассказ «про себя».

    - Сколько в нем предложений? (3)

    - Прочитайте 1 предложение…. 2 предложение ….3 предложение….

    - Прочитайте весь текст….

    - Найдите слово из рассказа, которое подходит к данной модели.

    (Модель к слову-на доске).

    (Если дети затрудняются, предложить им обратить внимание на 1 звук (гласный) в слове).

    - А почему не подходит слово «озёра?».

    (В нем 2 звук – согласный мягкий, а не твердый).

    IX Письмо букв Зз.

    - Откройте тетрадь на стр. 16. Посмотрите на верхнюю строку, сравним печатные и письменные буквы.

                                                                (На доску перенесена странички из тетради)

    (Письменные пишутся с наклоном).

    - Сколько элементов в букве «З»? (2)

    - Как называются? (2 правых полуовала).

    - А почему буквы две? Для чего нужна заглавная?

    - Придумайте имена на букву «З»?

    (Зина, Зоя, Захар)

    - У нас в классе есть дети, у которых в именах в середине слова есть буква «з»? (Лиза)

    - А у кого в середине фамилии буква «з»?

    - На следующей строке рассмотрите заглавную букву «З». Найдите точку начала движения. Покажите ее ручкой.

    - Где она находится? (На 1  ниже верхней линии рабочей строки).

                                           3

    - Что показывает синяя стрелка?

    (Направление движения).

    - Смотрим на доску, я объясню, как писать заглавную букву «З».

    - Поставим точку начала движения на 1 ниже верхней линии рабочей строки.

                                                               3

                                                                    (Учитель объясняет по плакату с буквой).

    Закругляя, ведем вверх, касаемся верхней линии рабочей строки, закругляя, ведем вниз к пунктирной линии. Пишем нижний полуовал, закругляя, ведем вниз,  касаемся нижней линии рабочей строки, поднимаемся на 1 над ней.

                                                                                            3

    - Букву пишем в воздухе на счет – раз, два.

    - Приготовились, вместе со мной попробуем написать букву в воздухе.

    - Выполним правила посадки под счет: 1, 2, 3, 4, 5. 6.

    - Обведите букву по черточкам, напишите 1 букву сами. Сравните ее с образцом, напишите еще две буквы, не допуская ошибок. Найдите лучшую, поставьте под ней карандашом +.

    - Какое различие в написании маленькой  буквы «з»?

    (Она занимает расстояние от пунктирной до нижней линии рабочей строки).

    - Точка начала движения находится на 1 ниже пунктирной линии, а верхний

                                                                4

    полуовал заканчивается в середине расстояния от пунктирной до нижней линии рабочей строки. Нижний полуовал заканчивается на 1 выше линии рабочей строки.

                                                                                    4

                                                                     (Учитель показывает образец написания

                                                                     на доске)

    - Пишем 1 букву по черточкам и 3 буквы, соблюдая расстояние между ними. Сравниваем с образцом, под лучшей буквой ставим +.

                                           Физкультминутка

    1. «Веселый человечек».

    - Смотрим на картинки и делаем движения вместе с веселым человечком.

    2. А теперь поиграем в упрямых человечков. Я называю движение, а вы делаете наоборот.

    - Поднять руки вверх! Вниз, вверх, вниз.

    - Встали! Сели!

    - Наклонились влево, вправо!

    - Голову вверх, вниз.

    - Поднимите левую руку, правую!

                     X.Письмо слов с буквой З.

    1. Дописывание заглавной или строчной  букв З (з)

                                                                    (К доске вызывается ученик, который

                                                                     вставляет буквы в слова)

    - Догадайтесь, какое задание будем выполнять дальше?

    (Дописывать в слова З или з)

    - Какое слово будем писать первое?

    (Зима – с маленькой печатной буквы «з»?)

    - Как будем писать 2 слово?

    (Зоя – с заглавной буквы, это имя девочки).

    - Как напишем 3 слово?

    (Змея – с маленькой буквы «з»).

    - Поставим ударение в словах.

    К доске пойдет…..

    2. Составление слов из наборов букв и запись их.

    - Посмотрите на стрелки, какая буква будет первой в слове? Второй? Кто составил слово? (коза)

    (Аналогично с другими словами проводится работа).

    - Поставим точки под гласными, разделим слова на слоги.

                             XI.Итог урока

    - С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?

    л    и      р

    м  к   н   э

    ы   ю   е

    о   а   я    г

    ё       й   у


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д.

    Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д"....

    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

    Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

    Интегрированный урок чтения и письма в 1кл. "А.Шибаев "Всегда вместе". Письменные буквы С,с."

    Интегрированный урок по программе "Начальная школа 21века"....

    Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

    Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...