Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век. (Пояснительная записка. Тематическое планирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.36 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 61.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
З. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Метапредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в
произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в
конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1. Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина.
2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Автор комплекта Л.А. Ефросинина
3. Литературное чтение. Учебная хрестоматия, рабочая тетрадь. Автор комплекта Ефросинина Л.А.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой
5. Литературное чтение. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Ефросинина Л.А.
6. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки литературного чтения».
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Тема урока | Количество часов | Содержание | УУД |
О нашей Родине. 5 часов | |||||
1 | Ф.Савинов «Родина» | 1 | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия. | Знать: - произведения о Родине. Уметь: - сравнивать загадки, шутки» потешки, указывать на их особенности; - самостоятельно читать молча слова и текст; - находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; - сравнивать разные по жанрам произведения; - выполнять задания под рубрикой «Проверь себя». | |
2 | И.Никитин «Русь» | 1 | Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | ||
3 | С.Романовский «Русь» | 1 | Определение эмоционального состояния героя. Чтение «про себя». Объяснение учителя. | ||
4 | С.Романовский «Слово о Русской земле» | 1 | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | ||
5 | С.Прокофьев «Родина». Доп. чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда ни взгляну…» | 1 | Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине. | ||
II. Народная мудрость (устное народное творчесво). 5 часов | |||||
6 | Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки | 1 | Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм | Понимать отличие малых фольклорных форм. Уметь: - выделять признаки былины (былинного сказа); - работать с произведением, выполнять задания в учебнике; - выразительно читать (плавно, выделяя повторы). | |
7 | Былина «Как Илья Муромец Богатырём стал» | 1 | Формирование читательских умений | ||
8 | Былина « Три поездки Ильи Муромца» | 1 | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | ||
9 | Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп. чт. Песенки, приговорки, докучные сказки и др. | 1 | Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | ||
10 | Устное народное творчество. Проверь себя | 1 | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением | ||
III. О детях и для детей 20часов. | |||||
11 | Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чт. Б.Заходер «Перемена» | 1 | Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | Знать: наизусть два стихотворения; пословицы. Уметь: - выделить пословицы о труде в тексте; - правильно называть произведение; понимать главную мысль; - находить части в тексте; - сравнивать стихи, рассказы, сказки; - определять жанр произведения; - пересказывать по плану кратко и подробно; - составлять схематический план | |
12 13 | С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание. | ||
14 | Е.Пермяк «Смородинка». Доп.чт. С.Михалков «Прогулка» | 1 | Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст. | ||
15 | Н.Носов «Заплатка». Г .Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. нанайская сказка «Айога» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание. | ||
16 | Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чт. Я.Аким «Жадина» | 1 | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности. | ||
17 18 | М.Зощенко «Самое главное». | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | Уметь: - заучивать наизусть басни, стихотворения; - подбирать пословицы по теме произведения; - сравнивать произведения разных жанров; -самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения; - выполнять задания в рабочей тетради; - отвечать на вопросы после прочитанного произведения. | |
19 | В.Сутеев « Кто лучше?» Доп.чт. Л.Осеева «Волшебная иголочка» | 1 | Развитие навыка чтения по ролям | ||
20 21 | А.Митт «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом» | 2 | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст. | ||
22 | Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев Доп.чт.»Цветик – семицветик» | 1 | Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание | ||
23 | В.Беспальков «Совушка». | 1 | Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков. | Знать: наизусть два стихотворения; пословицы. Уметь: - выделить пословицы о труде в тексте; - правильно называть произведение; - понимать главную мысль; - находить части в тексте; - сравнивать стихи, рассказы, сказки; - определять жанр произведения; - пересказывать по плану кратко и подробно; - составлять схематический план. | |
24 | В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чт. Н.Носов «На горке» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание. | ||
25 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы). | ||
26 | Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений. | ||
27 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений. | ||
28 29 | Братья Гримм «Семеро храбрецов» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы). | ||
30 | Проверь себя. Сказки народные и авторские | 1 | Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений. | ||
IV. «Уж небо осенью дышало…» 6часов | |||||
31 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чт. М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | Уметь: - выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; - выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; - понимать главную мысль; - выделять голосом обращения в тексте; - самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; - выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений. | |
32 | Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень» | 1 | Составление загадок о белке и вороне. Выразительное чтение произведения (по выбору). | ||
33 | А. Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени» | 1 | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. | ||
34 | Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | ||
35 | Э. Шим «Храбрый опёнок». Доп.чт. А.Майков «Осень» | 1 | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность. | ||
36 | Проверь себя. Произведения о родной природе | 1 | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности. | ||
V. «Снежок порхает, кружится…». Произведения о зимней природе. 19 часов | |||||
37 | З.Александрова «Зима» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному). | Знать: -наизусть 2-3 стихотворения; Уметь: - бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; - пересказывать рассказ или сказку по готовому плану, - объяснять авторскую точку зрения; - сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений; - объяснять поступки героев и свое отношение к ним; - передавать интонацией свое отношение к читаемому; - различать авторские и народные сказки; - самостоятельно выполнять задания по теме «Проверь себя»; - оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я ещё не знаю»). - выразительно читать стихи наизусть; - бегло читать отрывки знакомого текста; - пересказывать по готовому плану; - объяснять свою точку зрения и соотносить её с авторской позицией. | |
38 | С. Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт. С.Есенин | 1 | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи. | ||
39 | И. Соколов- Микитов «Зима в лесу». | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
40 41 | Э. Шим «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
42 | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт. немецкая сказка «Бабушка Метелица» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение). | ||
43 | М. Пришвин «Деревья в лесу» | 3 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение). | ||
44 | Коллективное творчество «Зима в лесу» | 1 | Развитие навыков творческой деятельности. | ||
45 | И. Суриков «Детство» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора). | ||
46 47 | Литературная сказка. В. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр). | ||
48 49 50 | Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. японская народная сказка «Журавлиные перья» | 3 | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора). | ||
51 | Н. Некрасов «Саша». Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 1 | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме. | ||
52 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
53 | И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу» | 1 | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме. | ||
54 | И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
55 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» | 1 | Развитие речи учащихся. | ||
VI. Здравствуй, праздник новогодний! 9 часов | |||||
56 | С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | Уметь: - выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) - передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т.п.); - работать самостоятельно и оценивать свои знания. | |
57 58 59 | А. Гайдар «Ёлка в тайге» | 3 | Учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т.п.); | ||
60 | С. Маршак «Декабрь» | 1 | Познакомить с творчеством С.Маршака. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ||
61 | Контрольная работа. Проверка начитанности | 1 | Обобщить и проконтролировать знания учащихся. Проверка начитанности. | ||
62 | Книги Х.-К.Андерсена. «Штопальная иголка» | 1 | Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности. | ||
63 | Проверь себя. Природа зимой | 1 | Сформированность учебной и читательской деятельности | ||
64 | Идёт волшебница зима | 1 | Развитие читательского интересаю | ||
VII. Произведения о животных. 15 часов | |||||
65 | Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Доп.чт. Е.Чарушин «Перепелка» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | Знать: - наизусть 1 – 2 стихотворения по теме; - 3-5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: - различать народные песни, загадки, сказки, народные и авторские сказки; - отличать реальные события от волшебных; - находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; - рассказывать сказку или её часть близко к тексту; - сочинять сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; - отбирать в библиотеке книги о животных; - составлять книгу-самоделку о героях-животных; - иллюстрировать понравившийся эпизод произведения; - находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; - давать характеристику героям и их поступкам. | |
66 | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Произведения фольклора (считалка, загадка) | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
67 | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Оленёнок». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайцев» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
68 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | 1 | Развитие навыков читательских умений. | ||
69 | В. Бианки «Ёж-спаситель». Доп.чт. М.Пришвин «Журка» | 1 | Развитие навыков читательских умений. | ||
70 71 | М. Дудин «Тары-бары…». Доп.чт. В.Бианки «Хвосты» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения. | ||
72 | К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К. Паустовский «Барсучий нос» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. | ||
73 74 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чт. африканская сказка «О том, как лиса обманула жену» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
75 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. | ||
76 77 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 2 | Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом. Инсценирование сказки. Пересказ; чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию). | ||
78 | Русская народная сказка «Белые пёрышки» | 1 | Развитие навыков чтения, читательских умений. | ||
79 | Произведения о животных. Литературный диктант | 1 | Сформированность учебной и читательской деятельности. | ||
VIII. Зарубежные сказки. 11 часов. | |||||
80 | Украинская сказка «Колосок». Доп.чт. французская сказка «Волк, улитка и осы» | 1 | Развитие читательских навыков. Работа с текстом | Уметь: - выделять признаки сказки; - правильно называть произведение; - составлять схематический план; - пересказывать подробно и сжато по готовому плану; - выделять признаки сказки; - правильно называть автора и название произведения; - выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; пересказывать подробно, сжато по готовому плану | |
81 82 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. | ||
83 84 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. | ||
85 86 87 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 3 | Рассказ по плану; подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли). | ||
88 89 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развитие речи учащихся. | ||
90 | Проверь себя | 1 | |||
IX. Семья и я. 14 часов | |||||
91 | Л.Толстой «Лучше всех» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | Уметь: - выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные), диалоги; - употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; - разыгрывать сценки из произведений. Знать: - наизусть 1-2 стихотворения о маме; - что такое рифма, строфа. | |
92 | Произведения фольклора: пословица, колыбельная песня | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
93 | Е.Пермяк «Случай с кошельком». А.Аксаков «Моя сестра» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
94 | М.Лермонтов Спи, младенец, мой прекрасный…». Л.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
95 | Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
96 | Л.Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
97 98 | А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
99 | Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Доп.чт. С.Михалков «А что у вас?» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
100 | В.Солоухин «Деревья» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
101 | Книги о семье | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
102 | Сказки разных народов | 1 | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности. | ||
103 104 | Проверь себя. Рассказы, стихи, сказки. Тест | 2 | Сформированность учебной и читательской деятельности. | ||
X. «Весна, весна красная…». Произведения о родной природе. 24 часа | |||||
105 | Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов «Весной» | 1 | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. | Уметь: - выражать при чтении вслух своё отношение к весенней природе; - подмечать приметы и краски весны; - описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; - участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна...»; - пересказывать подробно и сжато по готовому плану; - составить словарь по теме «Весна»; - сочинять стихи, сказки, рассказы о весне. Знать: наизусть 1-2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору). | |
106 | А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. | ||
107 | Г. Скребицкий «Весна-художник» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. | ||
108 | М.Сладков «Снег и ветер» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
109 | Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
110 | Э. Шим «Чем пахнет весна» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
111 | Е. Баратынский «Весна, весна!». Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
112 | Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей» | 1 | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения. | ||
113 | С. Баруздин « Салют» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Уметь: - самостоятельно работать с произведением; - читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение; - выполнять задания в тетради Знать: - 2-3 произведения о родной природе и читать наизусть; - фамилию автора, название произведения, жанр. | |
114 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ||
115 | А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец- молодец» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | ||
116 | Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
117 | Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
118 | Фольклор: песенка- закличка, загадка | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | Уметь: - выполнять творческие задания; - нарисовать иллюстрацию; - сочинить короткое произведение о природе; - придумать загадку и т.д. | |
119 | В. Жуковский «Жаворонок» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
120 | О. Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг» | 1 | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. | ||
121 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э.Шим «Муравейник» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). | ||
122 | Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей» . Доп.чт. Р.Сеф «Чудо» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание). | ||
123 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ||
124 125 | Б. Заходер «Птичья школа» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ||
126 | К. Ушинский «Утренние лучи». Доп.чт. .М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение). | ||
127 | А. Барто «Весна, весна на улице» | 1 | Развитие навыков чтения и читательских умений. | Уметь : -работать со схемой. | |
128 | Проверь себя. Природа весной | 1 | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений. | ||
XI. Волшебные сказки. 8 часов. | |||||
129 130 | Русская народная сказка Хаврошечка». Доп.чт. рус. нар. Сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 2 | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). | Уметь: - различать сказки о животных, бытовые, волшебные; - сравнивать волшебные сказки, народные и авторские; - сочинять сказки с волшебными предметами; - самостоятельно читать волшебные сказки. - самостоятельно читать произведение; -давать оценку поступкам героев; рассказывать сказку близко к тексту; - знать наизусть отрывок из сказки в стихах Знать: - русских и зарубежных авторов сказок, их названия; - различие сказок бытовых, волшебных, о животных.
| |
131 132 133 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений. | ||
134 135 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2 | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. | ||
136 | Проверь себя. «Там чудеса…» | 1 | Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности |