Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Свистунова Наталья Петровна

Рабочая программа по литературному чтению . 2 класс. Начальная школа 21 век. (Пояснительная записка. Тематическое планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.36 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.

З.    Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.

Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает     основные нравственно-этические ценности взаимодействия с

окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

2 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Метапредметные связи:

 с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

 с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

 с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

 с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

- понимать нравственные ценности и этику отношений в

произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

 различать пословицы и загадки по темам;

 использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

 осознавать нравственные и этические ценности произведения;

 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

 рассказывать сказки с присказками;

 создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

 делать иллюстрации к изученным произведениям;

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в

конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге в ее аппарате;

 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях. Автор комплекта Л.А. Ефросинина.

2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Автор комплекта Л.А. Ефросинина

3.  Литературное чтение. Учебная хрестоматия, рабочая тетрадь. Автор комплекта Ефросинина Л.А.

4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой

5. Литературное чтение. Комментарии к урокам. Пособие для учителя. Автор Ефросинина Л.А.

6. Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки литературного чтения».



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Количество

часов

Содержание

УУД

О нашей Родине. 5 часов

1

Ф.Савинов

«Родина»

1

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия.

Знать:

- произведения о Родине.

Уметь:

- сравнивать загадки, шутки» потешки, указывать на их особенности;

- самостоятельно читать молча слова и текст;

- находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие;

- сравнивать разные по жанрам произведения;

- выполнять задания под рубрикой «Проверь себя».

2

И.Никитин «Русь»

1

Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

3

С.Романовский «Русь»

1

Определение эмоционального состояния героя. Чтение «про себя». Объяснение учителя.

4

С.Романовский «Слово о Русской земле»

1

Сравнение жанров: рассказ, стихотворение.  Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

5

С.Прокофьев «Родина». Доп. чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда ни взгляну…»

1

Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине.

II. Народная мудрость (устное народное творчесво).  5 часов

6

Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки

1

Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм

Понимать отличие малых фольклорных форм.

Уметь:

- выделять признаки былины (былинного сказа);

- работать с произведением, выполнять задания в учебнике;

- выразительно читать (плавно, выделяя повторы).

7

Былина «Как Илья Муромец Богатырём стал»

1

Формирование читательских умений

8

Былина « Три поездки Ильи Муромца»

1

Обогащение словаря, формирование навыков чтения

9

Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп. чт. Песенки, приговорки, докучные сказки и др.

1

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений

10

Устное народное творчество. Проверь себя

1

Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением

III. О детях и для детей 20часов.

11

Стихи о детях. А.Барто «Катя». Доп.чт. Б.Заходер «Перемена»

1

Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

Знать: 

наизусть два стихотворения;

пословицы.

Уметь:

- выделить пословицы о труде в тексте;

- правильно называть произведение;

понимать главную мысль;

- находить части в тексте;

- сравнивать стихи, рассказы, сказки;

- определять жанр произведения;

- пересказывать по плану кратко и подробно;

- составлять схематический план

12

13

С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело»

2

Развитие восприятия художественного

произведения.

Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание.

14

Е.Пермяк «Смородинка».  Доп.чт. С.Михалков «Прогулка»

1

Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст.

15

Н.Носов «Заплатка». Г .Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. нанайская сказка «Айога»

1

Развитие восприятия художественного

произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание.

16

Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чт. Я.Аким «Жадина»

1

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности.

17

18

М.Зощенко

 «Самое главное».

2

Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану

Уметь:

- заучивать наизусть басни, стихотворения;

- подбирать пословицы по теме произведения;

- сравнивать произведения разных жанров;

-самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения;

- выполнять задания в рабочей тетради;

- отвечать на вопросы после прочитанного произведения.

19

В.Сутеев « Кто лучше?»  Доп.чт. Л.Осеева «Волшебная иголочка»

1

Развитие навыка чтения по ролям

20

21

А.Митт «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом»

2

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст.

22

Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев Доп.чт.»Цветик – семицветик»

1

Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание

23

В.Беспальков «Совушка».

1

Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков.

Знать: 

наизусть два стихотворения;

пословицы.

Уметь:

- выделить пословицы о труде в тексте;

- правильно называть произведение;

- понимать главную мысль;

- находить части в тексте;

- сравнивать стихи, рассказы, сказки;

- определять жанр произведения;

- пересказывать по плану кратко и подробно;

- составлять схематический план.

24

В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чт. Н.Носов «На горке»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание.

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы).

26

Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата»

1

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений.

27

Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений.

28

29

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

2

Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы).

30

Проверь себя. Сказки народные и авторские

1

Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений.

IV. «Уж небо осенью дышало…»

6часов

31

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чт. М. Пришвин «Осеннее утро»

1

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.

Уметь:

- выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;

- выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства;

- понимать главную мысль;

- выделять голосом обращения в тексте;

- самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения;

- выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений.

32

Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень»

1

Составление загадок о белке и вороне. Выразительное чтение произведения (по выбору).

33

А. Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени»

1

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи.

34

Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы»

1

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.

35

Э. Шим «Храбрый опёнок». Доп.чт. А.Майков «Осень»

1

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность.

36

Проверь себя. Произведения о родной природе

1

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности.

V. «Снежок порхает, кружится…». Произведения о зимней природе. 19 часов

37

З.Александрова «Зима»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному).

Знать:

-наизусть 2-3 стихотворения;

Уметь:

- бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений;

- пересказывать рассказ или сказку по готовому плану,

- объяснять авторскую точку зрения;

- сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений;

- объяснять поступки героев и

свое отношение к ним;

- передавать интонацией свое отношение к читаемому;

- различать авторские и народные сказки;

- самостоятельно выполнять задания по теме «Проверь

себя»;

- оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я ещё не знаю»).

- выразительно читать стихи наизусть;

- бегло читать отрывки знакомого текста;

- пересказывать по готовому плану;

- объяснять свою точку зрения и соотносить её с авторской позицией.

38

С. Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт. С.Есенин

1

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи.

39

И. Соколов- Микитов «Зима в лесу».

1

Развитие навыков чтения, читательских умений.

40

41

Э. Шим «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен»

2

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

42

Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт. немецкая сказка «Бабушка Метелица»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение).

43

М. Пришвин «Деревья в лесу»

3

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение).

44

Коллективное творчество «Зима в лесу»

1

Развитие навыков творческой деятельности.

45

И. Суриков «Детство»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора).

46

47

Литературная сказка.   В. Даль «Девочка Снегурочка»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр).

48

49

50

 Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. японская народная сказка «Журавлиные перья»

3

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора).

51

Н. Некрасов «Саша». Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме.

52

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

53

И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу»

1

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме.

54

И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

55

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

1

Развитие речи учащихся.

VI. Здравствуй, праздник новогодний!

9 часов

56

С. Михалков

«В снегу стояла ёлочка»

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

Уметь:

- выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания)

- передавать голосом чувства

(удивление, восхищение, разочарование и т.п.);

- работать самостоятельно и оценивать свои знания.

57

58

59

А. Гайдар «Ёлка в тайге»

3

Учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т.п.);

60

С. Маршак «Декабрь»

1

Познакомить с творчеством С.Маршака. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

61

Контрольная работа. Проверка начитанности

1

Обобщить  и проконтролировать знания учащихся.  Проверка начитанности.

62

Книги Х.-К.Андерсена. «Штопальная иголка»

1

Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями,

определение уровня начитанности.

63

Проверь себя. Природа зимой

1

Сформированность учебной и читательской деятельности

64

Идёт волшебница зима

1

Развитие читательского интересаю

VII. Произведения о животных.

15 часов

65

Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Доп.чт. Е.Чарушин «Перепелка»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений.

Знать:

- наизусть 1 – 2 стихотворения по теме;

- 3-5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

Уметь:

- различать народные песни, загадки, сказки, народные и авторские сказки;

- отличать реальные события от волшебных;

- находить в тексте пословицы и уметь их объяснять;

- рассказывать сказку или её часть близко к тексту;

- сочинять сказки с героями народных сказок, продолжение сказки;

- отбирать в библиотеке книги о животных;

- составлять книгу-самоделку о

героях-животных;

- иллюстрировать понравившийся эпизод произведения;

- находить ответы на вопросы, подтверждая текстом;

- давать характеристику героям и их поступкам.

66

К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Произведения фольклора (считалка, загадка)

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

67

М. Пришвин «Старый гриб».  П. Комаров «Оленёнок». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайцев»

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.

68

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

1

Развитие навыков читательских умений.

69

В. Бианки «Ёж-спаситель». Доп.чт. М.Пришвин «Журка»

1

Развитие навыков читательских умений.

70

71

М. Дудин «Тары-бары…».  Доп.чт. В.Бианки «Хвосты»

2

Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.

72

К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К. Паустовский «Барсучий нос»

1

Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой.

73

74

Русская народная сказка «Журавль и цапля».  Доп.чт. африканская сказка «О том,  как лиса обманула жену»

2

Развитие навыков чтения, читательских умений.

75

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1

Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений.

76

77

Д. Мамин-Сибиряк  «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

2

Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом.

Инсценирование сказки. Пересказ; чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию).

78

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

1

Развитие навыков чтения, читательских умений.

79

Произведения о животных. Литературный диктант

1

Сформированность учебной и читательской деятельности.

VIII. Зарубежные сказки.

11 часов.

80

Украинская сказка «Колосок». Доп.чт. французская сказка «Волк, улитка и осы»

1

Развитие читательских навыков. Работа с текстом

Уметь:

- выделять признаки сказки;

- правильно называть произведение;

- составлять схематический план;

- пересказывать

подробно и сжато по готовому плану;

- выделять признаки сказки;

- правильно называть автора и название произведения;

- выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении;

пересказывать подробно, сжато по готовому плану

81

82

Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать»

2

Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся.

83

84

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

2

Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся.

85

86

87

Братья Гримм «Бременские музыканты»

3

Рассказ по плану; подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли).

88

89

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

2

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений,

развитие речи учащихся.

90

Проверь себя

1

IX. Семья и я. 14 часов

91

Л.Толстой «Лучше всех»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

Уметь:

- выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные), диалоги;

- употреблять в самостоятельных

работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.;

- разыгрывать сценки из произведений.

Знать:

- наизусть 1-2 стихотворения о маме;

- что такое рифма, строфа.

92

Произведения фольклора: пословица, колыбельная песня

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

93

Е.Пермяк «Случай с кошельком». А.Аксаков «Моя сестра»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

94

М.Лермонтов Спи, младенец, мой прекрасный…». Л.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

95

Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

96

Л.Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

97

98

А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

2

Развитие навыков чтения и читательских умений.

99

Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Доп.чт. С.Михалков «А что у вас?»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

100

В.Солоухин «Деревья»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

101

Книги о семье

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

102

Сказки разных народов

1

Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности.

103

104

Проверь себя. Рассказы, стихи, сказки. Тест

2

Сформированность учебной и читательской деятельности.

X. «Весна, весна красная…». Произведения о родной природе. 24 часа

105

Народная песня «Весна, весна красная!».  А.Чехов «Весной»

1

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения.

Уметь:

- выражать при чтении вслух своё

отношение к весенней природе;

- подмечать приметы и краски весны;

- описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.;

- участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна...»;

- пересказывать подробно и сжато по готовому плану;

- составить словарь по теме «Весна»;

- сочинять стихи, сказки, рассказы о весне.

Знать:

наизусть 1-2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору).

106

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.

107

Г. Скребицкий «Весна-художник»

1

Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.

108

М.Сладков «Снег и ветер»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

109

Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

110

Э. Шим «Чем пахнет весна»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

111

Е. Баратынский «Весна, весна!». Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

112

Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей»

1

Работа над восприятием художественного

произведения, отработка навыков чтения.

113

С. Баруздин « Салют»

1

Развитие восприятия художественного

произведения, навыков чтения

Уметь:

- самостоятельно работать с

произведением;

- читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение;

- выполнять задания в тетради

Знать:

- 2-3 произведения о родной природе и читать наизусть;

- фамилию автора, название произведения, жанр.

114

Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи зимы»

1

Развитие восприятия художественного

произведения, навыков чтения

115

А. Куприн «Скворцы»,              Н. Сладков «Скворец- молодец»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

116

Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

117

Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

118

Фольклор: песенка- закличка, загадка

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

 Уметь:

- выполнять творческие задания;

- нарисовать иллюстрацию;

- сочинить короткое произведение о природе;

- придумать загадку и т.д.

119

В. Жуковский «Жаворонок»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

120

О. Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг»

1

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.

121

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».  Доп.чт. Э.Шим «Муравейник»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание).

122

Н. Сладков «Весенний гам»,      А. Барто «Воробей» . Доп.чт. Р.Сеф «Чудо»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание).

123

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков

124

125

Б. Заходер «Птичья школа»

2

Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков

126

К. Ушинский «Утренние лучи». Доп.чт. .М.Пришвин «Лесная капель»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение).

127

А. Барто «Весна, весна на улице»

1

Развитие навыков чтения и читательских умений.

Уметь :

-работать со схемой.

128

Проверь себя. Природа весной

1

Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений.

XI. Волшебные сказки. 8 часов.

129

130

Русская народная сказка Хаврошечка». Доп.чт. рус. нар. Сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»

2

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев).

Уметь:

- различать сказки о животных, бытовые, волшебные;

- сравнивать волшебные сказки, народные и авторские;

- сочинять сказки с волшебными

предметами;

- самостоятельно читать волшебные сказки.

- самостоятельно читать произведение;

-давать оценку поступкам героев;

рассказывать сказку близко к тексту;

- знать наизусть отрывок из сказки в стихах

Знать:

- русских и зарубежных авторов

сказок, их названия;

- различие сказок бытовых, волшебных, о животных.

 

131

132

133

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

Развитие восприятия художественного

произведения, читательских умений.

134

135

Ш. Перро «Кот в сапогах»

2

Развитие восприятия художественного

произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги.

136

Проверь себя. «Там чудеса…»

1

Определение уровня сформированности

учебной читательской деятельности