Урок по сказке С.Козлова "Ежик в тумане"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Сахарова Ольга Александровна

Урок по сказке С.Козлова "Ежик в тумане"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов.       «Ёжик в тумане».

Цель: формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, об особом «переживании »  мира, учить понимать текст и задумку автора.

Ход урока

Организационный момент

Фантазия, выдумка вместе живут,

А с ними чудесные тексты нас ждут.

В фантазию автора смело поверь.

В прекрасное сразу откроется дверь.

2. Сообщение цели урока

   - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О фантазии и выдумке автора.)

3. Работа по новой теме

    - Прочитайте задание от детективов. («На сей раз маскируемся под ёжиков… Присоединяйся, детектив! В каждом предложении найди следы авторской фантазии».)

     Но сначала прочитайте текст, записанный на доске.

         Вот выплыла луна,

         И самый мелкий кустик

         На праздник приглашен.

Это хокку – особое стихотворение из трёх нерифмованных строк. Хокку берут своё начало в японской поэзии. Как  понимаете смысл этого стихотворения? (Темная ночь превращается в сказочную, прекрасную, волшебную.)

- А в чём выражается это волшебство?

 (Даже самый маленький кустик, травинка ощущает себя нарядными, приглашенными на общий праздник.)

Это стихотворение поможет нам лучше понять произведения Сергея Козлова. А вы знаете такого автора?

                            Информация об авторе

Сергей Григорьевич Козлов (род.. 22 августа 1939г.. в Москве) – не просто талантливый писатель и поэт, он сказочник. Написал много сказок в прозе – весёлых и грустных, забавных и серьёзных. По многим из них поставлены мультфильмы. Сказки С. Козлова переведены на многие языки мира. В них много фантазии, выдумки, озорства. Ведь настоящий сказочник должен обладать волшебством: он может быть весёлым и печальным, задумчивым и лукавым, но всегда по-настоящему детским, а значит мудрым. Козлов умеет говорить на языке детей.

          Послушайте первый текст. Читает учитель.

- поделитесь впечатлениями. Что сделало мир, окружающий Ёжика, сказочно прекрасным? (Луна вышла и сделала всё вокруг красивым и прекрасным.)  

- Давайте так же, как ёжик, войдем внутрь текста и ответим на вопросы.

- Перечитайте и найдите следы авторской фантазии. («Комарики выбежали,  заиграли на скрипках,  луна улыбнулась, сорок лунных зайцев побежали по дорожке, белая утка плывет в тумане и опускает в него голову»).

                       - Это сказка? (Да).  

    - Текст поэтический? (Да)

  -Какие чувства возникли у вас при чтении этой сказки?  

- Вам понравился текст?  Это отрывок , а дома можете прочитать сказку полностью.

- Только ли Ёжик воспринимает красоту пейзажа? (Нет, и комарики, корова, собака и лунные зайцы.)

- Как они реагируют? Зачитайте. (Комарики заиграли на скрипочках, корова вздохнула, собака залаяла, сорок лунных зайцев побежали по дорожке.)

- Найдите этот фрагмент в тексте, где Ёжика переполняет поэтическое чувство. («Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?...»)

- Можем ли мы назвать Ёжика в каком-то смысле поэтом?

- А теперь прочитайте тот момент, где Ёжик-поэт превращается в Ёжика-исследователя. («И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть как там внутри»).

- Как вы думаете, красота и волшебство будут исчезать по мере того, как Ёжик спускается с горы в туман, или нет? (И да, и нет, красота исчезает, а волшебство нарастает.)

4. Физминутка

5.  Работа над текстом.

Переходим к выполнению указанных заданий. В данном случае вам поможет только перечитывание сказки. В ней вы можете делать необходимые вам пометки. Ответы на вопросы записывайте на листочке.

о чём рассказывает автор в сказке?

Назовите основные события, происходящие в ней. Какое из них является главным?

чем интересен главный герой  сказки?

Дайте характеристику главному герою сказки? Что его волнует?

Что в его поведение непонятно? Почему?

Зачем писатель рассказал эту историю?

Из каких частей состоит сказка? Придумайте свои заглавия к каждой части?

В чём особенности языка этого произведения?

Почему это произведение автор назвал сказкой?

6. Обобщение.

    Понравилось ли вам сказка?

    Тестовая работа. (у каждого ученика)

    Задание №1. Прочитайте отрывок и узнайте название и автора произведения.

                           А) Утром в путь она умчалась рано,

                                 По лазури весело играя…. («Утёс» М. Лермонтов)

                            Б) Это всё смеялось, пело

                                 И ходило ходуном….(«Картина» И. Пивоваровой)

                            В) Черно-бурою лисицею

                                 Под горой улёгся лес.. («Осенняя песня»  Д. Кедрина)

Задание №2. прочитай стихотворение. Подчеркни олицетворение одной чертой, сравнение – волнистой линией.

                                 Листопад

          Под ногой похрустывают льдинки,

          Ничего не видно. Темнота.

          И шуршат листочки-невидимки,

          Облетая с каждого куста.

          Осень ходит по дорогам лета,

          Всё притихло, отдыхать легло.

          Только в небе празднично от света –

          Небо всё созвездия зажгло!

          С золотыми листиками схожи,

          Звезды с неба сыплются .. летят…

          Будто в темном звёздном небе тоже

         Наступил осенний листопад.                                                    Трутнева.

Задание №3. Найди лишнего и подчеркни.  Объясни свой выбор.

       И. Пивоварова, С. Козлов,  М. Чюрлёнис,  М. Лермонтов.   (Чюрлёнис - художник)

Задание №4. соедини авторов с названиями их произведений:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.                    А) С. Козлов.

«Над рекой поднялся туман, и грустная

        Белая лошадь утонула в нем по грудь…»        б) Г. Корнилова

«А ведь тогда мне эту бабочку придется проколоть иголкой…»

                                                                                       В) С. Есенин

     Задание №5. определи жанр произведения  В. Калашникова.

                    «Богатырь наших лесов – жук-носорог. Он 4 см в длину, но и это немало.   Эти жуки растут очень долго: 4 года набирается сил личинка жука-носорога».

                            А) научный текст;

                            Б) сказка;

                            В) научно-популярный;

7. Итог. Дом. Зад. Нарисовать полюбившейся эпизод сказки С. Козлова «Ёжик в тумане».

8. Просмотр мультфильма после прочтения сказки.

  Комментарий. Сказка С. Козлова  рассказывает о желании главного героя видеть в мире красоту, подмечать в нем то, что незаметно на первый взгляд, а затем найти друга и поделиться с ним  своими открытиями.

    В этой сказке автор повествует о вечных поисках красоты и добра на Земле.

     Удивительно то, что сказка не содержит каких-то ярких событий, резких переломных моментов. Повествование течет спокойно, ровно, неторопливо, поскольку о главном в жизни не говорят быстро, суетливо и громко. Перед нами сказка, а значит, в ней есть сюжет, который представлен несколькими эпизодами, связанными между собой основой мыслью автора. Вот эти эпизоды:

описание обстановки, в которой будут развиваться события (оно настраивает читателя на погружение в тайну, в глубину сокровенных мыслей Ёжика);

встреча с Ёжиком и описание его поведения ( «Ёжик сидел на горке и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом»).

Поход Ёжика за тайной, спрятанной в тумане («И он стал медленно спускаться с горы, чтобы попасть в туман и посмотреть, как там внутри»);

Ёжика уносит река, ощущение страха, одиночества;

Помощь незнакомого существа, спасение Ёжика (« Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы»);

Ёжик отправляется вновь искать тайну, счастье, друга (« И заковылял в тумане..»).

      Даже трудно сказать, какое событие в сказке является кульминационным. Здесь важно все, ведь каждое движение, каждая мысль Ежика важна для понимания авторской идеи. Автор использует ослабленный сюжет, ненапряженный, для него важнее переживания героя.

      Ежик – необыкновенное существо. Это мечтатель, романтик, который ищет смысл своего существования. Он одинок, но не теряет надежды. Ежик – созерцатель, подмечает такие детали в мире, которые на первый взгляд вообще несущественны, а на самом деле из них складываются  счастливые мгновения жизни. Ежик с удовольствием наблюдает за всем, что происходит вокруг. Он мечтает поделиться этими наблюдениями с кем-то, но знает точно, что ему не поверят.

      Ежик с чувством страха бросается в реку. Зачем он это делает, никто не знает, кроме него. Чувство страха постоянно сопровождает Ежика. («Я в  реке ! – сообразил Ежик, похолодев от страха »).

       Ежик любит размышлять. Он ищет во всём разгадку, идёт за ней, боясь трудностей. Но не смотря на свой страх, Ежик терпеливо бредет за надеждой на счастье. Главное – уметь видеть то, что лежит не на поверхности, а спрятано в глубине.

       Остановлюсь на одной цитате из текста: «И Ёжик стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри». Вот цель главного героя, к которой он стремиться. Конечно, автор мудро зашифровал главную мечту Ежика, но внимательный читатель обязательно догадается о ней. Последняя фраза сказки («И заковылял в тумане») наводит на размышления о том, что герой никогда не откажется от своей мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"

Презентация к обобщающему  уроку чтения в коррекционной школе 8 вида...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

открытый урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

документ содержит все необходимое для урока. соответствует требованиям ФГОС...

презентация к уроку "Бытовые сказки. Сказка "Каша из топора" по учебнику Н.А. Чураковой ПНШ

Презентация к уроку. которая содержит материал. рассказывающий о традиционной русской пище-каше и готовит  учащихся к осмысленному восприятию сказки "Каша из топора"...

Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....