Урок литературного чтения. С. В. Михалков. «Мой щенок»
план-конспект урока по чтению по теме

Этот материал предназначен для учителей нач. классов, для урока чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu_s.v.mihalkov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Тема. С. В Михалков.

«Мой щенок.»

Цели урока. Учить детей выразительно читать; развивать речь детей, творческие способности; воспитывать любовь к животным; учить заботиться о них.

Оборудование. Портрет С.В. Михалкова; лист ватмана, на котором записаны словарные слова и словосочетания ( кладовка, жбан, пчелиный рой, перекошена щека, лежит пластом) и пословица «Собака человеку – неизменный друг»; ширма и куклы для кукольного спектакля.

Ход урока.

Организационный момент.

Тема урока. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством замечательного русского писателя и поэта Сергея Владимировича Михалкова. На этом уроке будем учиться выразительно читать стихотворение «Мой щенок» и выучим наизусть отрывок из него.

- Что вам известно о творчестве С.В. Михалкова? (ответы детей).

Отгадайте загадку: кто спит под крылечком, а хвост колечком?

(собачка)

- Прочитайте пословицу.

«Собака человеку – неизменный друг.» Объясните смысл этой пословицы.

(ответы детей)

- Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая – она много не умеет, ее надо всему научить. А то может получиться так, как в сказке «Тимка обиделся».

Просмотр кукольного спектакля «Тимка обиделся».

(заранее готов, помощь родителей)

Действующие лица:

Юра

Катя

Щенок Тимка

Ворона

Ворон Вороновский

Катя и Юра занимаются своими делами. Тимка бегает из угла в угол. Юра бросает дела и идет к двери.

Катя. Юра, ты куда? Сегодня твоя очередь с Тимкой гулять!

Юра. Не могу я, видишь?

Катя. Ничего не вижу!

Юра. Меня ребята на улице ждут.

Катя. Подождут.

Юра. Сама можешь погулять!

Катя. Не могу, меня девочки ждут!

Юра. Подождут!

Катя. Я новое платье надела. Запачкаю!

Юра. Не запачкаешь! (потихоньку удирает).

Катя. Юра! Куда ты? Сегодня же твоя очередь! Вот так всегда! (хватает щенка на руки). Тимочка, ты мой маленький, ты мой бедненький! Вот какой Юрка нехороший! Сегодня его очередь! А я из принципа не пойду! Нужно же Юрку воспитывать! (бросает Тимку и убегает).

Тимка один, нюхает пустую миску, вздыхает, скулит.

Тимка. Вот так всегда, убегают, воспитывают друг друга. Пить хочется.

Ворона. Чего скулишь?

Тимка. Опять меня бросили. Поесть не дали, воды не оставили. Только тискают – бока болят. Не любят они меня.

Ворона. А ты от них беги!

Тимка. Дверь заперта.

Ворона. А ты в форточку.

Тимка. Высоко, а у меня крыльев нет. Эх, превратиться бы в игрушку!

Ворона. А ты превратись.

Тимка. А как? Волшебной палочки у меня нет!

Ворона. Теперь принимают современные средства, а палочка – прошлый век!

Тимка. Какие?

Ворона. А не передумаешь?

Тимка. Нет.

Ворона. Тогда жди. (улетает).

Тимка. Интересно, какие это современные средства, что превращают в игрушек?

Ворона. Договорились! Прилетит!

Тимка. Кто прилетит?

Ворона. Знаменитый профессор Вороновский.

Вороновский. Кто больной?

Ворона. Вот больной!

Вороновский. На что жалуетесь?

Тимка. Я бы хотел превратиться в игрушечного…

Вороновский. Смотрите на меня…

Тимка. А как же мне…

Вороновский. Не разговаривать! На счет «три» все получится.

Ворона. Ну, как ты? Превратился?

Тимка. Не знаю.

Вбегают Катя и Юра. Вороновский и Ворона улетают.

Юра. Тимка, ко мне!

Катя. Тимка, ко мне! Ко мне!

Тимка не двигается.

Катя. Ой, что с ним?

Юра. Ты почему команду не выполняешь? Ой, посмотри, у него нос холодный! Тимка, Тимочка!

Катя. Посмотри, он стал совсем как…игрушечный.

Юра. Вот еще, он просто обиделся! И притворился! Тика, гулять! На улицу! Тимка, ты что же …даже гулять не идешь?

Катя плачет, Юра – за ней. Влетает ворона, садится на форточку.

Ворона. Чего ревете?

Катя. У нас Тимочка стал игрушечный.

Ворона. А что ему делать, если вы его одного оставили? Играли с ним как с игрушкой, пить, есть не оставили, гулять не пошли! Вот и стал и стал он игрушечный.

Катя. Мы больше не будем!

Юра. Мы теперь все делать будем!

Ворона. Счастье ваше, что я ученица профессора Вороновского. Сейчас оживлю его. Раз, два, три! Эй, как ты там?

Тимка. Не знаю.

Ворона. Ладно, превращайся обратно, видишь, ревут. По – моему, они все поняли!

Тимка. Гав!.. гав!..гав – гав!!!

Дети, визжа от радости, хватают его, но тут же отпускают. Катя дает миску с водой, Юра – косточку. Осторожно гладят его.

Ворона. То – то! Он хоть маленький, да живой! А живого уважать надо!

Юра. Тимка, гулять!

Дети убегают.

Ворона. (к зрителям). А у вас, ребята, зверюшки живые есть? Вы их кормите? Воды вовремя давать не забываете? Гулять водите? В руках зря не тискаете? Кар! Ну, молодцы!

Анализ спектакля.

- Почему Тимка обиделся?

- Чему учит нас эта сказка?

Работа над стихотворением С.В. Михалкова.

- Откройте учебники. Прежде, чем слушать стихотворение. Выясним значение некоторых слов и выражений. (словарная работа)

Выразительно учитель читает стихотворение «Мой щенок».

 Как девочка относится к своему щенку?

 Сейчас вы сами прочитаете стихотворение очень внимательно, потому что после прочтения будете отгадывать кроссворд.

Читают самостоятельно.

 Чтобы отгадать имя, которое я придумала для девочки, нужно ответить на пять вопросов и заполнить пустые клеточки

Вопросы:

1. Какой рой летел за щенком?

2. Как называется сосуд, который перевернул щенок?

3. Как лежал щенок после укусов пчел?

4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называлась?

5. Что делал щенок, чтобы разбудить семью?

Ответы: 1. Пчелиный. 2. Жбан. 3. Пластом. 4. Стихи. 5. Лаял.

Имя девочки НАСТЯ.

- Как нужно читать первые строки? (тревожно)

- Как читать те, в которых рассказывается о том, что щенок делал утром?

- Как нужно прочитать слова матери?

- Как те, в которых девочка горюет?

- Как вы будете читать те строки, где появился щенок?

Чтение выразительно стихотворения.

- Какой отрывок желаете выучить наизусть? Почему?

Итог урока.

- Что на уроке вам понравилось?

- Чему вас этот урок научил?

- Над чем заставил задуматься?

- Я рада, сто вам понравился урок, что он вас чему-то научил, заставил над чем-то задуматься.

7. Домашнее задание.

Отрывок выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Урок литературного чтения С.В.Михалков "Котята"

Учащиеся познакомились с жизнью и творчеством С.В.Михалкова. На уроке проводилась дыхательная гимнастика и речевая разминка в виде различных заданий с использованием упражнений для скорочтения....

Урок литературного чтения "С.В.Михалков "Мой щенок" 2 класс.

Урок литературного чтения составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Урок литературного чтения С. В. Михалков «Мой щенок"

Цель:Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь  выразить свое отношение к происходящим событиям.Задачи:Обучать самостоятельной работе с ...

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок"

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок". 2 класс. Школа России....

Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...