Урок литературного чтения "С.В.Михалков "Мой щенок" 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Фадеева Оксана Алексеевна

Урок литературного чтения составлен по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_s.mihalkov_moy_shchenok.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: С. В. Михалков «Мой щенок»

Цель:

•        Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.

Задачи:

•        Обучать самостоятельной работе с текстом.

•        Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

•        Воспитывать внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

•        воспитывать интерес к чтению, умение слушать и слышать других;

•        развивать творческие способности;

Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг, карточки с творческим заданием, смайлики для рефлексии, презентация, иллюстрации для составления картинного плана.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

- Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и мысленно подарите добрые слова, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.

Садитесь.

Слайд № 1

- Ребята, посмотрите на пейзаж. Что вы видите? Кто видел восход солнца?

   Когда мы можем его увидеть? (утром)

- Значит это начало нового дня. А новый день приносит всегда что – то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания.

Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет (в портфель складываем цветные листы, на которых написано о чём узнали или что научились делать).                     

II. Актуализация знаний

- Ребята, вы обратили внимание на выставку книг?

Творчеству какого писателя она посвящена?

- Догадались, с каким писателем мы встретимся на уроке?

- Верно. Тема урока: С.В.Михалков

Слайд № 2

Портрет поэта.

-Что вы уже знаете о   Михалкове? (ответы детей)

-  Майсова Даша поработала с дополнительной литературой и хочет сообщить нам некоторые сведения о С. В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта    1913 года в Москве.    Раннее детство Сергея Владимировича   прошло в     Подмосковье. Ходить в школу было далеко, поэтому начальное образование он получил дома.  В обычную школу Михалков пошёл с четвёртого класса после переезда семьи в Москву.

Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. А в 15 лет его стихотворение «Дорога» напечатали в журнале.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

 В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.

  Умер Сергей Владимирович в 2009 году, в возрасте 96 лет.  С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу.  Также Михалков написал Гимн России.

Его произведения знают во всём мире.

-– За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал для вас много разных произведений.

 

- На этом этапе урока вы получили новые знания? Что нового узнали?

(кладём знания в портфель (узнали новые сведения о жизни С.В.Михалкова)

Слайд № 3 + выставка книг у доски на отдельной парте

Рассматривание выставки книг С. В. Михалкова.

 

-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?

- Узнайте произведения по ключевым словам.

1. Страна Фантазий, держава детства, секрет, багаж. («Мой секрет»)

2. темнота, свет, страх, сила воли, молодец, трус. («Сила воли»).

3. В доме 8, дробь один у Заставы Ильича

Жил высокий гражданин по прозванью Каланча.

4. Юля плохо кушает, Никого не слушает. («Про девочку, которая плохо кушала»)

5.В этой речке утром рано, утонули два барана. («Бараны»)

6. Раз - котенок самый белый,

Два - котенок самый смелый,

Три - котенок самый умный,

А Четыре - самый шумный.

Пять - похож на Три и Два -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке. («Котята»)

7. На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог. («Трезор»)

- О ком пишет поэт в своих произведениях?  (о детях, животных)

Першева Ангелина выяснила, у кого из класса есть животные.

В классе 24 человека

Имеют кошек – 12 человек.

Имеют собак – 4 человека.

Имеют кроликов – 1 человек.

Имеют черепах – 2 человека.

Имеют рыбок -  1 человек.

Имеют морскую свинку – 1 человек.

Имеют попугаев – 4 человека

Больше всего у ребят нашего класса кошек.

- Встаньте те, у кого собаки.

Расскажите, как вы их любите?

 - На этом этапе урока вы узнали, что – то новое?  (положим новые знания в портфель) 

Постановка цели урока.

-  С. В. Михалков тоже любил собак.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Владимировича.

Слайд № 4

-   Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

(КОНЕЩ  ЙОМ)

Слайд № 5

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока? 

III.Изучение нового материала

1)

-Можем ли мы по названию узнать кто главный герой в произведении?

Слайд № 6

- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок.  Кто такой щенок?

(детёныш собаки)

Чем щенок отличается от взрослого пса?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Щенок

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и 3 кивка,

два – направо голова,

Три – налево поворот» -

И помчались до ворот.

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

2) Работа с учебником

-   Откройте учебники на стр. 35.   Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит?

Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.

Слайд № 7

 3) Смотрите на экран и слушайте произведение. (просмотр диафильма)

- Кто главный герой стихотворения? (щенок)

- Какой он? Составьте словесный портрет щенка. (Он маленький, забавный, весёлый)

- Как ведёт себя щенок? (шалит, проказничает)

- А почему он себя так ведёт? (чтобы обратили на него внимание)

- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?

- Что предшествовало этому? Что было с утра?

- Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли.

 - Почему девочка грустит?

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Как долго девочка ждала щенка?

- Прочитайте ее размышления во время ожидания.

- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.

- Как вы думаете, где был щенок?  Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?

- Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?

- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?

(погулять со щенком, закрывать дверь)

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? (написать объявление)

Беськаев Виталий работал с газетой  «Из рук в руки»  и узнал, как пишутся объявления.

(В объявлении нужно указать, что продаёшь или   покупаешь,  кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы.  Обязательно указать свой адрес или телефон).

Слайд № 8

Работа в тетрадях страница 61, упр. 5.

Пишем объявление. Правильно ли написано объявление?

(указать адрес или телефон).  

(образец «Обращаться по адресу улица Щорса, дом 10, квартира 3)

 - Чему научились? (писать объявление)                

                  (кладём новые знания в портфель) 

6) Повторное чтение с целью выявления трудных и непонятных по значению слов.

7)  Словарная работа

–Давайте поработаем над значением новых неизвестных вам слов. Если значение слова не знаем, что надо сделать?  (обратиться к словарю или к справочнику.

Слайды №№ 9 - 10

ЖБАН – кувшин с крышкой

КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые

 СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.

 ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -  лежит, вытянувшись, без движения

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел

- Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов)  

7.Закрепление пройденного материала.

1)  Составление картинного плана.

- Сколько частей выделили? (4)

-Какие части?  

Деление текста на части (расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).

- Для чего мы составляли картинный план?  (он помогает пересказывать,

восстановить события)

 - Определим отношение автора к героям.

- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)

- Как относится автор к щенку? (он за него переживает вместе с девочкой)

 Выразительное чтение стихотворения по частям.

- Чему научились? (составлять картинный план, определять настроение, с которым надо читать произведение)

(кладём новые знания в портфель)

Слайд № 12

Физкультминутка     для глаз

Слайд № 13

 3) На доске слова    писатель   поэт композитор

- Найти лишнее слово (композитор -  человек, который пишет музыку)

- Можно с помощью музыки выразить своё настроение?

- Каких композиторов знаете?

Слайд № 14

-А сейчас мы с вами познакомимся с произведением великого композитора Петра Ильича Чайковского. Он написал целый альбом детских музыкальных произведений. Мы прослушаем одно из произведений.

- Прослушайте и определите характер музыкального произведения

(грустная, печальная,)

-Подходит ли это музыкальное произведение к нашему произведению? Какие моменты из произведения подходят?

-  Определим, как называется это музыкальное произведение?

Анаграмма на доске

 4 35 67 1 2    2 3 5 1 4

ЕЛЗНЬБО  УКЫКЛ

  

А у нас заболел щенок.

- Давайте поможем девочке вылечить щенка.

Слайд № 15

У вас на столах лежат карточки

Вставьте подходящие слова в стихотворный текст.

 _______ нос   и  ____  глазки,

_____   лекарство мой щенок.

Не прожить ему без  _____ ,

Он со мной не _____.

Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)

Слайд № 16

Проверка по образцу.

Чему научились? (кладём новые знания в портфель)

- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? (Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их)   

6.Итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении?

  Любите животных!

7.Рефлексия:

-А теперь подведем итог работы на уроке.

 - Давайте возьмём наш портфель знаний и посмотрим на него. Он пополнился знаниями? (да)

 1. Сегодня на уроке я научился…
2. Сегодня на уроке было интересно …
3.  Сегодня на уроке было трудно…
4. Сегодня на уроке я понял, что…  

5.Мне захотелось…

- А сейчас покажите мне своё настроение (дети показывают карточки-смайлики)

- В заключение урока я хочу вам подарить раскраски с изображением щенка.  Дома раскрасьте картинки и помните, о чем мы говорили сегодня на уроке.

 

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения,

 Придумать свою историю про щенка (по желанию)

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...