Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Макарова Наталья Ивановна

 

Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Уже несколько лет я работаю над формированием читательской компетенции младших слабовидящих школьников. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и областной библиотеки им. А. Гайдара.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы

В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:

1. ИКТ. Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мульт-проектов.

2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с информационной компетентностью учеников, коммуникативной компетентностью, личностным развитием.

3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо учитывать возможности зрительного восприятия слабовидящих учащихся (остроту, поле зрения, цветовые предпочтения, наличие оптических средств коррекции, освещение рабочего пространства, дозировку непрерывной зрительной нагрузки, темп деятельности и т.д.). Особое внимание необходимо уделять развитию предметных представлений у младших школьников, так как зрительный опыт у данной категории детей очень ограничен, многим из них присущ вербализм знаний. Работая со слабовидящими учащимися, необходимо строго соблюдать требования к наглядности. Создавая презентации к урокам, учителю следует учитывать требования к размеру, цвету, контрастности шрифтов, фону, по возможности избегать информационной загруженности слайдов, чрезмерной бессмысленной анимации.

В результате кропотливой, систематической урочной и внеурочной работы у учащихся наблюдается устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к чтению как процессу получения новых знаний; вырабатываются умения работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения жизненных задач. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

Урок литературного чтения. Тема: "Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне"

2 класс

Цели:

Обучающие:         

познакомить учащихся с биографией великого русского поэта;

познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева о весне;

учить анализировать поэтические произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;

развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Коррекционные:

развивать и корригировать предметные представления слабовидящих учащихся;

развивать и активизировать словарный запас младших школьников;

корригировать зрительное восприятие, образное, логическое мышление и внимание;

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Учебные материалы:

1) учебник "Родная речь" (сост. Л.Ф.Климанова и др.);

2) плакат "Времена года. Весна".

Используемые ресурсы:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3)экран;

4) аудиозаписи:

цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди;

цикла "Времена года" ("Апрель") П.И.Чайковского;

                                             Ход урока

I. Организационный момент

1. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди.

На её фоне учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

 И в сарафане ярко-красном

 Шагает по земле... (дети хором: "Весна!")

Слайд №2

II. Постановка темы, цели урока

1. Актуализация знаний.

- Это тема нашего сегодняшнего урока чтения. Мы приступаем к изучению нового раздела - "Люблю природу русскую" - и из зимы перенесёмся в весну. А помогут нам в этом стихи и музыка.

- Давайте вспомним приметы весны? Посмотрим на плакат. (Слайды №3,4,5,6)

- А сейчас послушайте и постарайтесь разгадать загадки о весне (Слайд № 7)

- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- А чьи стихи мы будем читать? Внимание на экран. (Слайд № 8)

- Читайте слоги одинакового цвета, и вы прочтёте фамилию, имя и отчество замечательного поэта XIX века.

ФЁ-ИВА-ДОР-ТЮТ-НОВИЧ-ЧЕВ (Слайд № 9)

(На экране появляются расшифрованные фамилия, имя, отчество поэта и его портрет.)

- А сейчас давайте познакомимся с биографией поэта. Учащиеся читают подготовленные к уроку сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. (Слайд № 10,11,12)

2. Повторение об особенностях стихотворных произведений. (Слайд №13)

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)

- Конечно, весна - прекрасное время года. И поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. В этом мы убедимся сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока

(Слайд № 14)

а) Словарная работа. Работа учащихся с толковыми словарями.

Всё засуетилось - всё беспорядочно, торопливо задвигалось.

Нудит вон (устар.) - принуждает, заставляет уйти.

Хлопочет - усердно, суетливо трудится.

Наперекор - вопреки

б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).

- Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И.Тютчев. (Звучит "Апрель" ("Подснежник") П.И.Чайковского.)

в) Первичная проверка понимания: беседа.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Вы заметили, что поэт пишет о зиме, и весне, как о живых существах? Кто помнит, как называется такой поэтический приём? (Олицетворение.)

- Как названа зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

г) Работа с текстом.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- А какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- Значит, с каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

д) Выразительное чтение (Слайд №15,16)

- Замечательно справились. Думаю, что автору бы понравилось.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением "Весенние воды".

а) Словарная работа (Слайд № 17)

Брег - берег

Блещут - блестят

Гласят - говорят, кричат

Гонцы - посланцы

б) Первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).

в) Проверка понимания. Беседа.

- Какое настроение передаёт нам поэт?

- Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения?

(Быстрое движение и блеск воды, её шум, свет солнца вызывают бурную радость (её возвещают воды). Радость сменяется ожиданием "тихих, тёплых майских дней", а настроение - тихой, светлой радостью.)

г) Работа с текстом.

- Прочитайте первые две строчки стихотворения "Весенние воды". О каком периоде весны в них говорится?

- Дочитайте стихотворение "жужжащим чтением".

- Какие звуки мы слышим при чтении стихотворения? (Шум весенней воды.)

- Кого называет поэт гонцами?

- О каком хороводе он говорит?

- С каким настроением надо читать это стихотворение?

г) Повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2-3 чел.).

(Слайд №18,19)

VI. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Какое стихотворение произвело на вас наибольшее впечатление?

- Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?

- какие приёмы использовали авторы для создания лирических образов?

VII. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии для формирования ключевых компетенций

Применение на уроках технологии развития критического мышления...

Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Технология продуктивного чтения, как основа формирования читательской компетенции младшего школьника (методические рекомендации)

Методический материал содержит теоретическую часть (описание данной технологии), практическую часть (технологические карты разработанных уроков).Данный материал может быть использован учителями началь...

"Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников"

В статье представлен материал по использованию современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников....