Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
статья по чтению (2, 3, 4 класс)

Калдина Елена Николаевна

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_dnevnik.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников.
(из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 32»

Калдина Е.Н.

Дени Дидро  сказал «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»                                     

Значение навыка чтения в нашей жизни трудно переоценить.

Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.

Приоритетной задачей обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетенция учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Это способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.

 

  

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения;
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

        Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Работа по данному направлению ведётся совместно со школьными библиотекарями, учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городских библиотек.

3. Начитанность. Это знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые мною приёмы: ведение тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, ведение читательских дневников,

Для чего нужен ученику читательский дневник?

С точки зрения методической теории и практики в чтении различаются два уровня: чтение самостоятельное и несамостоятельное.

На первом и втором году обучения ребенок читает новое произведение лишь с помощью учителя, т. е. после того как учитель системой методических приемов и средств настраивает его на предстоящее чтение и обеспечивает достаточно высокое качество восприятия прочитанного. Такой вид чтения, под наблюдением учителя и с его помощью, принято называть несамостоятельным детским чтением, хотя этот термин в значительной мере условен.

Самостоятельное же детское чтение —это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.

Естественно, что при этом весь путь осмысления своего отношения к книге— от определения ее содержания в момент выбора и полноценного восприятия при чтении до обдумывания прочитанного после того, как книга закрыта,— ребенок проходит только с помощью самой книги.

К концу второго года обучения дети осваивают комплекс читательских умений, который обеспечивает их готовность к самостоятельному чтению книг. Перейдя в III класс, учащиеся проявляют интерес к детским книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению; они читают со скоростью не меньше 40—50 слов в минуту вслух и 45—60 слов в минуту про себя. За два предыдущих года дети успевают накопить достаточно емкий и широкий читательский кругозор, они знают книги о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Этот кругозор упорядочен. Восьмилетний читатель привык связывать любую книгу с автором и темой. Дети способны вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях и по описанию воспроизвести по вопросам учителя или в опоре на иллюстрацию отдельные эпизоды, ситуации и правильно назвать книгу, в которой они описаны. Обучающийся готов приступить к решению новой учебной задачи - освоению процесса самостоятельного выбора и чтения книг во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель.

Поэтому именно после окончания 2 класса мы с ребятами заводим читательские дневники, как средство подготовки к внеклассному чтению.

Принципиально цель внеклассного чтения в классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

После окончания 2 класса ученикам выдаю список литературы для чтения на лето, основой которого являются произведения, изучаемые на внеклассном чтении в 3 классе. Внизу списка есть такая запись. На последнем собрании во 2 классе родителям разъясняю важность ведения читательского дневника для ученика, для его подготовки к внеклассному чтению, для развития читательской компетенции. Сначала после прочтения произведения дети пишут ответы на вопросы по заданным пунктам. Когда же приходит время внеклассного чтения в 3 классе ребята открывают свой читательский дневник, вспоминают это произведение и рассказывают о нём на уроке.

  1.При ведении Читательского дневника ребенку надо записать главную мысль и выразить её в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выражать его короткой фразой.

  2.Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

 Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. 

  3.Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и  учится  анализировать произведение, понимать,  что же  автор хотел донести до читателя.

   4.Работая в дневнике, ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

После 3 класса читательский дневник становится более творческим. Детям предлагаются разные виды работ по прочитанному произведению:

  1. составление аннотации
  2. запись главной мысли произведения
  3. краткий пересказ
  4. пересказ понравившегося отрывка
  5. составление кроссвордов, филлвордов по произведению
  6. составление плана произведения
  7. составление «толстых» и «тонких» вопросов
  8. составление диафильма
  9. объяснение непонятных слов (работа со словарём)
  10. рисование иллюстрации к произведению, главных героев.

Но, конечно, неизменным остаётся запись названия произведения, его автора, жанра прочитанного произведения.

Ведение читательских дневников контролирует учитель, его проверка помогает достаточной накопляемости оценок учащихся. Ведь не всегда на одном уроке внеклассного чтения получается опросить всех желающихи чтобы поддержать интерес ребят, после урока собираю читательские дневники и выставляю оценку за работу в них.  

Сейчас существует проблема – снижение интереса учащихся к чтению. Я считаю, что читательский дневник способствует повышению интереса к чтению у ребят. Предлагаю послушать мою воспитанницу, сейчас уже ученицу 8 класса Дубинину Александру.

Конечно, ведение читательских дневников - вещь довольно необычная для некоторых программ, ведь не во всех есть раздел внеклассное чтение. Но читательский дневник можно применять и во внеурочной деятельности. Он несомненно является средством формирования читательской компетенции.

Для того, чтобы сделать запись в дневнике, надо провести аналитическую работу над текстом. При этом акцент делается на развитие творческого подхода: кому-то ближе план с вопросами, кому-то рисованный, кому-то проще сжатый письменный пересказ. Эти дневники помогут осмыслить познавательную сторону, приучить делать краткие записи во время работы с научно-художественными произведениями и периодической литературой. Умение составлять план произведения, записывать его и пересказывать по этому плану напрямую зависит от умения определять главную мысль прочитанного, устанавливать последовательность событий.

Наша цель, я считаю, привить интерес к чтению и если мы от своим учеников услышим хотя бы одну из перечисленных фраз

Показатели читательского интереса младших школьников:

1. Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); 

2. Заинтересованность конкретными книгами ("хочу эту книгу");

 3. Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 

4. Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Значит наша цель достигнута!

Спасибо за внимание.

По сути, компетентность и компетенция — схожие термины. Под первым подразумевают совокупность знаний, их наличие у человека. А под вторым — умение использовать эти знания в ходе трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"

В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...

Доклад на тему:«Изобразительная деятельность в обучении детей с ОВЗ как средство формирования жизненных компетенций и социализации» (из опыта работы)

Личность, по определению Л. С. Выготского - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности ...

Формирование читательской компетенции младших школьников. Из опыта работы

В статье выступления содержатся направления работы учителей нашей школы по формированию читательской компетентности младших школьников...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...