Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Буданова С.Н.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №22 г. Тамбова

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В  современных  условиях  перехода  на  новый  стандарт  начального  образования  на  литературу  как  на  учебный  предмет  возлагается  особая  миссия  —  воспитание  духовно-нравственной  личности,  обладающей  высокой  степенью  сознания  себя  гражданином  России.  Общность  взглядов  авторов  учебников  «Литературное  чтение»,  представленных  в  разных  методических  системах,  реализуется  в  приоритетной  цели  обучения  —  формирование  читательской  компетентности  младшего  школьника,  осознании  себя  как  грамотного  читателя,  способного  к  творческой  деятельности. 

Литературное  чтение  воздействует  не  только  на  отдельные  психические  процессы  ребенка  —  память,  мышление,  воображение,  эмоции,  но  и  на  его  личность  в  целом  [3,  с.  21].

Большинство  исследований  доказывают  прямую  связь  между  успешностью  развития  личности  ребенка  и  объемом  чтения. Сегодня  принято  считать  читательскую  культуру  —  основой  социального,  познавательного,  художественного,  эстетического  и  духовного  развития  личности.

Под  читательской  культурой  детей  младшего  школьного  возраста  подразумевается:

1.  определенный  уровень  развития  культурного  общения  ребенка  с  книгой;

2.  полноценное  восприятия  прочитанного; 

3.  наличие  характерных  возрасту  литературных  знаний  [1,  с.  83].

Эти компоненты читательской культуры находят на наш взгляд в деятельности школьника по ведению читательского дневника. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Определив показатели читательской компетентности у первоклассников в сентябре-октябре 2015 года, совместно с родителями нами было принято решение о ведении читательского дневника, были определены компоненты записи о читаемом произведении, примерный круг детского чтения, эстетические требования оформления.

Обязательные компоненты ведения читательского дневника:

  1. Обложка, выбранная из шаблонов оформления или оформленная по своему вкусу.
  2. Автор, название читаемого произведения, жанр.
  3. Иллюстрация содержания/главный герой (рисунок, аппликация)
  4. Главная мысль произведения/совет главному герою.

Вариативные компоненты ведения читательского дневника:

  • портрет автора произведения
  • таблица-характеристика главных героев
  • эмоциональное отношение к прочитанному

Для себя мы определили основные принципы отношения к ведению читательского дневника:

  • Дети читают  произведения, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя.  Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,  в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. 
  • При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль  записать выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.
  • Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует и навыки письма.
  • Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 
  • Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
  • И пожалуй, самый главный принцип. Дневник читателя – дневник  маленьких побед, а завершение чтения новой книги — это все-таки маленькая победа, то он станет своего рода «Послужным списком» ребенка. А фиксировать свои достижения всегда приятно.

Основываясь на законе взаимопроникновения качественных и количественных характеристик,  мы организовали читательский марафон «Я книголюб» среди учеников 1 класса. За 10 оформленных по требованиям записей о прочитанных произведениях ученик получает значок книголюба. В конце четверти по количеству прочитанных книголюбов определялся победитель и призеры марафона. В подарок ученики получают книги из круга детского чтения.

Читательский дневник позволяет учащимся активно использовать литературное произведение для решения коммуникативных и познавательных задач, содействует принятию и освоению младшим школьником социальной роли обучающихся, а также развитию мотивов учебной деятельности.

В перспективных целях у нас обучение второклассников ведению электронного читательского дневника с использованием многообразных возможностей социальных сервисов Веб 2.0.

Ведение читательского дневника позволяет в полной мере реализовать системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Лэпбук как эффективное средство формирования информационной культуры младших школьников

В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям  современного Российского образования - «научить учиться самому». Пере...

Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководи...

Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников (презентация)

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководи...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....