Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников
статья на тему

Колесникова Лариса Геннадьевна

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководителя», «Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 30                                                                ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА                

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников

Из опыта работы

учителя начальных классов высшей  категории

Колесниковой Ларисы Геннадьевны

(выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководителя», «Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»)

Сызрань, 2017 г.

Слайд 1

           Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников (ФГОС) является экологическое воспитание,  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

        Эффективность воспитательной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и программой внеурочной деятельности «Любители природы», которая реализуется в моём классе (со 2-го по 4-ый год обучения, 1 час в неделю). Наличие такой связи исключает элемент случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы.

       Основная идея программы «Любители природы» состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков;  позволяет подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.      

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

   Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы.

    Содержание программы «Любители природы» предполагает  следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Выделяют три уровня формирования экологической культуры.

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.).

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Показатели сформированности экологической культуры ребенка младшего школьного возраста на втором уровне:

  • ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;
  • старается выполнять правила поведения в природе;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;
  • пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, способен решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, стремится сохранить красоту природы.

На этом уровне личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:

  • анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;
  • сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
  • действительной заботой о представителях растительного и животного мира;
  • использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
  • воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
  • ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Слайд 2

   Реализация программы внеурочной работы предполагает разнообразие форм деятельности : праздники,  олимпиады, викторины, тематические недели, конкурсы, игры, путешествия по станциям, КВН, экологические экскурсии в природу, краеведческий музей, с последующим оформлением собранных материалов; ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, экологические проекты, чтение и обсуждение познавательных рассказов.

   Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Изучение природы нельзя представить без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в моей практике большое место занимают экскурсии в природу («Учимся  распознавать растения в природе», « Деревья твоего двора», « Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии» и др.).

   Значительно поднять уровень организации внеурочной деятельности может сотрудничество школы с педагогами дополнительного образования, учреждениями культуры.

Слайд 3-7

    Мы с ребятами побывали и на тематических экскурсиях в Краеведческом музее, где  узнали о растительном и животном мире нашего края, в Выставочном зале, контактном зоопарке «Птичья дача». Во время экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края.

   Важной задачей работы является поэтапное обучение наблюдению. Обучение наблюдению можно проводить на живых объектах.  Следует учитывать, что наблюдение всегда заканчивается выводами и фиксацией результатов. Фиксировать результаты необходимо учиться словесно и подкреплять результаты наблюдений зарисовками или фотографиями (Оформление фенологического дневника, выпуск книжки-малышки, создание буклета, фотовыставка).

    Слайд 8-11

Ребята с удовольствием принимают участие в экологической проектной деятельности. Проект «Птичий дом» осуществлялся в зимнее время. Суть проекта: изготовление кормушек совместно с родителями; организация подкормки птиц в зимнее время; наблюдение за различными видами зимующих птиц. Другие наши проекты: «Деревенский дворик», «Наши добрые дела», «История моего края», «Парк», «Осторожно, их мало!», « Птицы Самарской области».

   Еще одной оптимальной формой организации процесса экообразования является игра. Опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде. Игры, используемые для  формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия (« Загадки природы»,  «Кто самый наблюдательный?»,  «Давай поиграем в волшебника», « Водоемы просят о помощи», « Азбука экологии» и др.).

     Игры-путешествия с экологическим содержанием направлены на развитие познавательных интересов и потребностей детей, их экологического сознания, формирование ценностных экологических ориентаций: « Лесная аптека», «Красная книга» животных Самарской области», « Мы любим свой город» (Придумали и изготовили условные знаки, экологические памятки).

Слайд 12

Игра-путешествие - это занимательный, познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности, указанной в маршрутном листе. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения.

Слайд 13-17

Дети – активные участники конкурсов, о чём свидетельствуют многочисленные дипломы.  Регулярно принимают участие в конкурсах рисунков («Палитры осени»), в фотоконкурсах («Зелёная планета»), в сетевых проектах (на сайте «Началка»), в  ежегодной международной природоведческой игре - конкурсе «Гелиантус» и др.

Слайд 18

     Таким образом, вся эта работа позволяет сформировать экологическую культуру наших учащихся по следующим показателям:

  •  Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать.
  •  С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности.
  •  Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок).
  •  Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным.
  •  Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
  •  Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

    Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.

Приложение

Примерные контролирующие материалы для оценки уровня сформированности экологической культуры младших школьников

Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»

1.Что такое экология?

а) наука о животных

б) наука о растениях

в) наука о бережном отношении к окружающему миру

г) наука о космосе

2.Когда отмечают День Земли?

а) 22 апреля

б) 2 декабря

 в) 1 января

г) 7 марта

3.Как называют защитников природы?

а) красные

б) белые

в) зеленые

г) синие

4.Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

а) филологи

б) уфологи

в) экологи

г) зоологи

5.Как ты можешь помочь в охране воздуха?

 а) меньше дышать

 б) не ездить в автобусе

 в) высаживать деревья

 г) ходить по улице в кислородной маске

 6.  Как ты можешь помочь в охране водоемов?

  а) не купаться

  б) меньше поливать растения

  в) не бросать мусор в водоемы

  г) меньше умываться

7. Что ты не должен делать в лесу?

а) собирать грибы

б) гулять

в) оставлять мусор

г) наблюдать за птицами

8.Какие растения и животные описываются в Красной книге?

а) находящиеся под угрозой исчезновения

б) ископаемые

в) редкие

г) восстановленные

Тест  «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»

1.        Мой край расположен на материке...

а) Африка;        б) Евразия;

в) Австралия;        г) Северная Америка.

2.   Мой край находится в природной зоне...

 а) лесов;           б) тундра;         в) степи;        г) пустыни.

3.         Мой край находится в ...

а)        восточном полушарии;

б)        западном полушарии.

4.        В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;          б) ягель, клюква, карликовая ива;

в)        ель, береза, осина;           г) полынь, ковыль, саксаул.

     5.        У нас обитают...

а)        лоси, зайцы, кабаны;

б)        косули, волки;

в)        олени, медведи.

     6.        Мой край даёт стране...

а)        продукты сельского хозяйства;

б)        легковые автомобили;

в)        морепродукты.

7.Территория моего края расположена в...

а)        тропическом поясе;

б)        полярном поясе;

в)        умеренном поясе.

Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»

1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.

а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;

б) из-за пожаров и стихийных бедствий;

в) из-за изменения климата на Земле.

2.  Отчего  загрязняется воздух? Обведи нужную букву.

а) от посадки и выращивания растений;

б) от воздушно-транспортных средств;

в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.

а) чистые;

б) бесцветные;

в) прозрачные.

4. Что люди делают  для спасения живой природы? Обведи нужную букву.

а) создают бульвары и скверы;

б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;

в) создают заповедники и национальные парки.

5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.

а) это природные музеи в закрытых заповедниках;

б) это природные музеи под открытым небом;

в) это природные музеи, где выращивают  домашних животных.

Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса

Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа

(согласен; не согласен)

1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен /не согласен

2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен /не согласен

3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен/ не согласен

4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен /не согласен

5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен /не согласен

6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен /не согласен

7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен /не согласен

8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен/ не согласен

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:

·   высокий уровень;

·   средний уровень;

·   низкий уровень.

Оценка результатов:

7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;

4 – 6 правильных ответов – средний уровень;

1– 3 правильных ответов – низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

Используемые источники:

  1. «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А.П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.
  2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  3. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
  5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
  6. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
  7. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
  8. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия. (CD-диск)
  2. http://pedsovet.org/first-teacher/
  3.   http://1september.ru/
  4.  http://school-collection.edu.ru
  5.  http://www.openclass.ru/
  6. http://www.biodat.ru/db/fen/index.htm 
  7. http://www.librero.ru/article/vloz/
  8.  http://www.eсоsystеmа.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Игра как средство воспитания экологической культуры младших школьников

формирование экологической культуры у подростающего поколения...

Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников (презентация)

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководи...

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...