Конспект урока по литературному чтению по теме "И.Бунин."Матери"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворение И.А.Бунина «Матери».

Цель урока:

учащиеся найдут основную мысль стихотворения Бунина «Матери», проанализировав произведение.

Задачи:

- образовательные: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению стихотворения И. Бунина “Матери”. Продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

- воспитательные: воспитывать заботливость, внимательность, чуткость к родным.

- развивающие: развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать; развивать словарный запас учащихся.

Дидактическое обеспечение урока:

листы с текстом произведения И. Бунина “Матери”,

лепестки из цветной бумаги.

Ход урока

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность и начнем урок.

Дети готовятся к уроку и приветствуют учителя.

2. Подготовка к восприятию нового.

Ребята, если бы вас  попросили назвать самого близкого вам человека, кого бы вы назвали?

Почему именно ее?

Попробуйте назвать маму одним словом, какие мысли возникают у вас при слове «мама»?

Очень нежное и трогательное стихотворение посвятил маме писатель Иван Алексеевич Бунин.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года на улице дворянской. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось. Как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Перед тем, как мы начнем читать стихотворение, давайте объясним значение слов, которые, может, не очень вам знакомы:

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный.

Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым мальчиком.

Полушепот – тихая речь.

Глаза туманя – засыпая

Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

Сумрак – полумрак, неполная темнота.


Мама.


Она самый родной человек, жалеет, понимает, помогает, любит и т.п.

Нежность, ласка, забота, тепло, защищенность, спокойствие, радость и т.п.

Восприятие

1) Первичное восприятие (стихотворение читает учитель)

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

2) Вторичное восприятие

Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.


- Сейчас, перечитывая стихотворение, вы будете составлять картинный план.

Какие картины вы себе представили?


Какие чувства они у вас вызывают?


Вы уже знаете, что настоящие мастера для создания более точного изображения художественного образа используют даже определенные звуки. Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Повторение каких звуков настраивает на сладкий, спокойный сон?

Но есть и особые слова, в которых заложено сравнение одного предмета с другим, слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой выразительности. Их называют тропами. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетом. Эпитет: образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Давайте найдем эпитеты.


Для чего нужны эпитеты?


Какие слова указывают на то, что мамы уже нет рядом с писателем?


Зачем И.А.Бунин написал это стихотворение?

Вспоминает детство.


Дети читают и подчеркивают слова: Игрушки, няня, теплую кроватку, сладкий сон.



Полумрак в спальне, добрая и ласковая старушка - няня, ангел, присевший на край кровати.

Нежность, радость, спокойствие, любовь, забота, благодарность.


Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомни
шь мне, что он со мной,
И верой в
счастье очаруешь
Я помню, помню голос твой!

Эти звуки создают эффект тихого шепота.




Игрушки, теплую кроватку
И
милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И
сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.


Они помогают точнее описать предмет или явление.

Я помню, помню голос твой!
Глаголы употреблены в прошедшем времени.

Таким образом благодарит маму за счастливые дни в детстве, через это стихотворение передает любовь к ней, говорит читателям о том, что надо ценить эти моменты жизни и говорить о любви близким людям, пока они рядом с вами.



4. Обобщение

На доске вы видите цитаты, а также пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица или цитата больше соответствует стихотворению И.Бунина?

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, а при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О. Бальзак.

Сердце матери – неиссякаемый источник любви. Жан Пьер Беранже.

У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.


Ответы детей.









Дети пишут послание маме.

5. Итог

Учитель выставляет отметки за урок.

Дети ставят их в дневник.

6. Объяснение домашнего задания

Мы с вами уже встречались с синквейном, предлагаю вам выполнить такое домашнее задание к данному стихотворению.

Вспомним его структуру:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

1 предложение

1 слово – обобщение.

Вот пример такого синквейна:

Мама

Родная, заботливая

Помогает, прощает, любит

Мама – главное воспоминание о детстве

Счастье

Ваше домашнее задание: составить свой синквейн и записать его в тетрадь, подготовить выразительное чтение стихотворения.

7. Организационный момент

Вы хорошо работали сегодня., молодцы! Не забудьте отдать мамам свои лепестки, порадуйте их. До следующего урока!

Дети дают дневники на подпись и прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , И в шутку и всерьез» Закрепление пройденного материала.

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».Планируемые  результатыПредметные:уметь: делить текст на части и подбирать заг...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...