Крестный путь Иисуса Христа. Голгофа.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Грибова Светлана Александровна

Разработка урока по предмету: Основы православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krestnyy_put.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малогнеушевский филиал

МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Разработка урока по предмету

«Основы православной культуры»

На тему:

«Крестный путь Иисуса Христа. Голгофа.»

           

                                                                                                                                                   Подготовила и провела:

                                                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                                                            Грибова С.А.

Урок ОПК

Тема: Крестный путь Иисуса Христа. Голгофа.

Цели: 1) познакомить уч-ся с евангельскими событиями, повествующими о страданиях Иисуса Христа, Его казни и смерти;

            2) расширять кругозор, представление детей о православной культуре по средствам иконописи, литературы, музыки; развивать технику осознанного, выразительного чтения;

             3) воспитывать любовь к ближним, чувства долга, милосердия, сострадания; формировать умение узнавать доброе в поступках. Приобщать детей к нравственным устоям.

Оборудование:  компьютер, телевизор, видеозапись с фильмом «Страсти Христовы», аудиозаписи с песнопениями, репродукции картин по теме, учебники, тетради уч-ся.

                                                      Ход урока:

Мобилизующий момент. Думаем и размышляем.

Дети входят в класс под звук церковного песнопения.

На доске плакаты с высказываниями Святых людей:

« Ко Горе Святой, ко граду Божию

Различных множество дорог:

Но всех начало у подножья

Креста, на Коем распят Бог!»                 (Н.Гурьянов)

 «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10.38).

«Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет.

Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону,

 вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь.

 Эти точки и составляют для человека крест».        

                                                                                Преподобный Амвросий Оптинский.

-Ребята, как вы понимаете эти слова?

          

II.Объявление темы и цели урока.

(На фоне песнопения ученик читает стихотворение)

-Ребята, прослушайте стихотворение и определите тему нашего  урока.

Смотри на крест                        

  То, что с тобой случилось - катастрофа.

  Об этом не расскажешь никому.

Я поведу тебя сегодня на Голгофу,

  За плечи крепко обниму.

 

  Пойдем с тобою вместе шагом скорым,

  Иерусалим оставив позади.

  Не отставай, нам нужно вверх, на гору,

  За шумною толпой идти.

 

  Вокруг нас - люди... Голоса и лица...

  Вот - плачут женщины. Вот - слышен смех.

  А вот - Один, что под крестом склонился.

  Идет на казнь, идет на смерть.

 

  Ты постарайся не смотреть, не слушать,

  Что говорит, что делает толпа.

  В лицо одно всмотрись сейчас получше,

  В Того, Кто под крестом упал…

          

- Сегодня на уроке мы с вами откроем те страницы Евангелия, которые невозможно читать равнодушно. Читая эти страницы, люди испытывают особое волнение и трепет, поскольку они нам сообщают о крестных страданиях, смерти, погребении и чудесном воскресении Иисуса Христа из мертвых. Именно об этом мы сегодня и будем говорить. Христос был рожден, чтобы Своею смертию спасти людей от греха.

III. Проверка дом.задания.

Что мы изучали на прошлом уроке? Что нужно было сделать дома?

( Работа детей с рисунками о добре) каждый расскажет, что он изобразил и почему.

Какое противоположное слово по смыслу можно подобрать к слову добро? (зло)

IV. Работа по теме урока.

1) Чтение ст-ия учеником.

                                                      Христос.

Любовью к ближним пламенея, народ смиренью Он учил.

Он все законы Моисея любви закону подчинил.

Не терпит гнева Он, ни мщенья, Он проповедует прощенье,

Велит за зло платить добром, Есть неземная сила в нем:

Слепым Он возвращает зренье, дарит и крепость и движенье

Тому, кто был и слаб и хром. Ему признания не надо:-

Сердец мышленье отперто, Его пытующего взгляда

Еще не выдержал никто. Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был, и всем простер благую руку,

И никого не осудил.

2) Актуализация знаний уч-ся.

Итак, вспомните, какие события предшествовали страданиям  Христа, что такое Тайная Вечеря?

-Какое таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечере?

- Почему еврейские начальники-первосвященники, фарисеи-стали злейшими врагами Иисуса?

- Кто из учеников Иисуса Христа решил предать своего Учителя?

Выполните такое  творческое задание:  вычеркните в каждой строке лишнее слово, которое не подходит к изученной на прошлом уроке теме.

Ужин, Тайная Вечеря, ковчег;

Обед, таинство, Христос;

(Работа с иконой Тайная Вечеря)

(Прослушивание песни «Сад Христа»)

3). Объяснение нового материала.

После Тайной Вечери Господь вместе со своими учениками пошел на Елеонскую гору. По дороге Он учил их исполнять Божественные заповеди и утешал. Иисус Христос знал, что с ним должно произойти, что скоро придут солдаты и схватят Его. После этого начнутся Его страдания. Господь знал, что остаются последние часы Его земной жизни. Поэтому Он хотел попросить у Бога Отца помощи, сил для перенесения всех предстоящих Ему мучений. В страшной душевной борьбе Господь так усердно молился, что кровавый пот падал с Его лица на землю. «Отче, -говорил Он,- если возможно, пусть минет Меня эта чаша страданий и смерти. Но пусть будет не как Я хочу, но как угодно Тебе».

(Идет просмотр видеоролика, уч-ик читает ст-ие)

-Посланник Бога в эту пору  Судьбу всемирную решал.

За слово истины высокой Голгофский крест предвидел Он

И, чувством скорби возмущен, Отцу молился одиноко:

«Ты знаешь, Отче, скорбь Мою и видишь, как Твой Сын страдает,-

О, подкрепи Меня, молю, Моя душа изнемогает!

День казни близок, он придет; на жертву отданный народу,

Твой Сын безропотно умрет, умрет за общую свободу…

Проклятьем черни поражен, измученный и обнаженный,

Перед толпой поникнет Он Своей главой окровавленной,

И те, которым  со креста пошлет Он дар благословенья,  

Поднимут руку на Христа… О, да минует чаша эта,

Мой Отче , Сына Твоего!

Мне горько видеть злобу света за искупление его!

Но не Моя да будет воля, да будет так, как хочешь Ты!

Тобой назначенная доля есть дело всякой правоты.

Но если Твоему народу позор Мой благо принесет,-

Пускай за общую свободу Сын человеческий умрет!»

Молитву кончив, скорби полный, к ученикам Он подошел.

И увидав их сон спокойный, сказал им: «Встаньте, час пришел,

Оставьте сон свой и молитесь, чтоб в искушенье вам не впасть,

Тогда вы в вере укрепитесь и с верой встретите напасть».

Сказал и тихо удалился туда, где прежде плакал Он,

И, той же скорбью возмущен, на землю пал Он и молился…

(Рассказ подготовленного ученика, который одет в одежды фарисея.) Из-за деревьев показалась толпа народа с оружием, палками, факелами и фонарями. Это были слуги и воины первосвященников и фарисеев, посланные схватить Иисуса Христа. Нас вел Иуда Искариот, который заранее сказал воинам: «Человек, которого я поцелую, и есть Иисус. Его вы и должны схватить». И теперь в Гефсиманском саду Иуда приблизился к Иисусу Христу и сказал: «Здравствуй, Учитель! Но Господь знал уже, что делается в душе предателя; Он знал, что Иуда поцелуем указывает, кого именно надо схватить, и кротко отвечал: «Друг мой, неужели поцелуем ты предаешь врагам на мучение Сына Божия?»

-Вооруженные воины повели Иисуса Христа на допрос. Первосвященники дали своим слугам и стражникам денег, чтобы они требовали смерти Христа, за то, что Он называл себя Сыном Божиим. Эти несчастные люди собрались перед домом главного судьи- римского правителя Понтия Пилата и кричали: «Распни Его! Распни Его!»

(На фоне музыки «Крест Твой тяжел» учитель читает стих)

Суд над Спасителем.

Стоит Он весь окровавленный, В позорном рубище, венце, Вид чудный, милый, благородный, Печать страданья на лице.

Белей чем снег Святые руки Веревкой связаны в кистях, И отпечаток страшной муки Я вижу на Его глазах.

Его пречистые ланиты Священной Кровью запеклись, Власы волнистые разбиты, И очи к небу поднялись.

Для поруганья в руки палка Владыке мира подана,

Святая Плоть в изнеможенье Посредством мук приведена.

«Се Человек, — сказал народу Пилат, взглянувши на Христа. — Хотите дам Ему свободу. Я верю — жизнь Его чиста.

Вины я в Нем не обретаю, Достойной смерти, и Его На праздник Пасхи отпускаю Из заключенных одного».

«Варраву, — все кричат, — Варраву На праздник Пасхи отпусти. А Этому Назарянину — Достойной казни понести».

И вот Пилат и грусти полный Свой взор невольно притупил. «Кого хотите, повторяю, Чтоб я на праздник отпустил?»

И вот в порыве злобы дикой, Как зверь, толпа кругом ревет: «Распни, распни Его, правитель, Пусть на Кресте Злодей помрет!»

«Царя ли вашего невинно Пред вами на Кресте распну, Ужель забыли вы как много Он влил добра в вашу страну».

И вот Пилату тут выносят Таз серебряный с водой. Пред всеми руки умывает Он в знак невинности своей.

«Невинен,— им он возвещает, — В Крови я Этого Христа». В ужасной злобе отвечает Ему безумная толпа:

«На нас, на нас, на детях наших Пусть Кровь Изменника Сего!» Как было Богу слышать скорбно То от народа Своего.

Конец! И приговор получен: На смерть Создателя всего. Несет Он Крест и весь измучен, Нет сил уж больше у Него.

Упал Страдалец на колени В изнеможеньи под Крестом, И по лицу Владыки тени Уж ходят смертные кругом.

Исполняется церковное песнопение.

-И вот Сына Божия присудили к распятию и отдали в распоряжение стражников. Долго бесчеловечные воины издевались над невинным Страдальцем. Его Мать, ученики бросались, чтобы помочь, но Господь запрещал им это, так как добровольно шел на свою казнь за грехи всех людей. Представьте себе, какие чувства должна была испытывать Мать, видя страдания Сына!

4) Просмотр видеоролика, чтение ст-ия.

ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ

Стояла у креста страдальца Иисуса

И распиналась с Ним Его святая Мать.

Увы! Очей Ее свет угасал во мраке;

На древе Иисус, любовь Ее был распят.

Померкшие Свои возводит к Сыну очи,

Но в ней вещает сердце: «О, Божий меч! О смерть!

Господня буди воля!» И приклонив главу,

Прильнула сердцем к сердцу распятого Христа…

Все помнила Она, и верила, и знала;

Но Иисус страдал, Любила и страдала.

Кто может так любить, как Всесвятая Дева?

Кто может так страдать, как Всесвятая Матерь?

Кто в глубину Твоей прозрит святой печали.

Мария, таинств рай, запечатленный кладезь?!

5) Работа по учебнику. Чтение уч-ся «цепочкой» распечатанного текста..

(У уч-ся на столах распечатанный текст «Плач Пресвятой Богородицы у Креста»)

«Видя Тебя ныне, возлюбленное дорогое Чадо мое, висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем! Вымолви, вымолви, Благий мой, слово рабе Твоей!»

«Безгрешный Сын мой! Без вины Ты, как злодей на кресте пригвожден, чтобы род человеческий оживить по Твоей благости!»

«Сын и Творец мой! Волею терпишь Ты на дереве смерть лютую!»

«Солнце незаходимое! Боже превечный! Творец и Господь всего творения! Как терпишь Ты страсть на кресте?»

« Как терпишь Ты, один за всех, о, Сыне мой! Но воскресни, Спаситель мой! И спаси всех воспевающих Тебя».

_- Ребята, горе Матери было велико, но Она знала, что Ее Сын был послан Отцом Нашим на землю, чтобы спасти всех людей.

(Работа с иконой)

6) Работа в тетрадях.

-Наконец, закончив издеваться, воины положили на плечи Христу громадный деревянный крест, на котором должны были Его распять, и повели на место, назначенное для страшной казни. Это была невысокая гора, которая называлась Голгофа или Лобное (возвышенное) место. Истерзанный и окровавленный, Спаситель едва-едва шел по гористой дороге, сгибаясь под тяжестью ноши. Воины не давали Ему отдохнуть и. чуть Он останавливался, снова начинали Его терзать кнутами и палками. Толпы народа со слезами сопровождали Иисуса Христа.

Познакомьтесь с новыми понятиями: Голгофа, Распятие, Крест.

            7)   Чтение стихов.

 

  Мы поравнялись с Ним. Он - близко, рядом.

  Как слиплись пряди на Его челе...

  Мы встретились с Его печальным взглядом,

  И кровь мы видим на земле.

 

  Смотри. Его ударом вновь подняли,

  Заставили идти. И Он идет.

  Смотри, мой друг, как жертву люди гнали,

  И твое сердце пусть замрет.

 

  Смотри на этот лик, от боли белый,

  На руки, что легли на этот крест,

  Смотри, как распинают это тело,

  Смотри, как был наказан грех.

 

  Смотри. Глазам твоим пусть больно будет.

  Такого ты не видел никогда.

  Тяжелый крест вкопали в землю люди,

  Исполнив приговор суда.

 

  И Этот, осужденный на распятье,

  Оплеванный, униженный толпой,

  Купил тебе спасенье благодатью.

  Смотри на крест, смотри, друг мой.

 

  То, что с тобой случилось - катастрофа,

  И чем могу утешить я тебя?

  Здесь, на земле еврейской, на Голгофе,

  Иисус все принял на Себя.

 

  Твои проблемы, горести, изъяны,

  Души неутихающая боль,

  Все - на кресте, сокрыто в этих ранах.

  И в этом - Божья любовь.

 

  Всмотрись, всмотрись в Распятого получше,

  Запомни навсегда лицо Христа,

  И все, чем ты изранен и измучен,

  Оставь у этого креста.

 

  Никто тебе на свете не поможет,

  Никто не даст душе твоей покой.

  Никто. Но Этот - Распятый Сын Божий

  Готов все разделить с тобой.

 

  Открой перед Иисусом сердце настежь,

  И Он тебя простит. Он все поймет.

  И после столь ужасного ненастья

  Ты обретешь покой, и мир, и счастье,

  И в твою душу тишина придет...

-Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали злодеяние. Они прибили руки и ноги Иисуса к кресту большими острыми гвоздями, для насмешки надели Ему на голову корону из колючего терновника с острыми шипами. Казалось, что все силы зла торжествовали свою победу над крестом Господним. Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей, напротив, Он с любовью молился за них, прощая им все, что они делали. Рядом с Иисусом  Христом распяли еще двух разбойников: одного по правую руку, другого по левую. Один из них злословил на Христа, а другой унимал своего товарища. Говоря о том. Что их наказали заслуженно, а Его –нет. Он обратился к Христу со словами: «Вспомни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое!» Господь ответил ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Три часа мучился Иисус Христос на кресте, Он нес на себе всю тяжесть человеческих грехов. Изнемогая от мук, Он произнес страдальчески «Жажду». Один из воинов протянул Ему на острие копья губку, смоченную уксусом. После этого, Иисус, зная, что до конца испил чашу страданий сказал: «Свершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой!», - склонил голову на грудь и умер. Господь умер на Кресте за наши грехи. Он отдал Себя в жертву за спасение людей. Так совершилось обещанное Адаму и Еве примирение Бога с людьми, которого люди ждали так долго.

В тетрадях на странице 4 выполним коллективно задание№1.

8) Творческая работа. Коллективно составляем рисунок « Мир на всей земле».

Каждый ученик рисует на плакате  какой-то фрагмент-получится один плакат.

Обобщение:

Инсценировка «ГДЕ НЕТ БОГА?»

                        Мальчишку, шедшего домой вприпрыжку из воскресной школы,

Остановил на мостовой мужчина с взором невеселым.

- Чего так радостен, малец? Зачем лицо твое сияет?

- Есть в небе у меня Отец! Меня Он любит и прощает.

- В награду дам я четвертак, - сказал тогда мужчина строго,

Если покажешь мне, чудак, где есть Он? Где ты видишь Бога?

Простым мальчишки был ответ. Он не задумывался много:

- Я дам Вам пять таких монет. Скажите мне, где нету Бога?

Сценка

  1. Мы не разуты,

  2. Мы не раздеты,

  3. Нам все дано, что нужно нам.

  4. Мы солнцем ласковым согреты,

  5. Имеем пап,

 

  1. Имеем мам.

  2. Над нами небо голубое,

  3. Даров которого не счесть,

  4. И крыша есть над головою,

  5. И хлеб насущный в доме есть.

 

  Вместе: Мы все имеем.

 

  1. И совместно сегодня с вами говорим:

  2. Великий Бог!

  3. Отец Небесный!

    Вместе: За все Тебя благодарим!

V. Итог. Повторите, с какими новыми словами вы сегодня познакомились.

VI.  Д.Задание: выполнить в тетради задание 2, инд.задание о Сретении Господнем.

VII. Выход детей из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской

Урок ОПК во 2 классе по программе А.В.Бородиной. По счету это 17 урок. К нему имеется звуковое приложение, но оно слишком большое для загрузки. Извините!...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление расслабленного

Урок ОПК №19 по программе А.В.Бородиной...

Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы

Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам

Урок ОПК 21 Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам  по программе А.В.Бородиной 2 класс. К уроку имеет смысл показать отрывок из полнометражного фильма Библейские истории, который легко ...

Сочинение на тему: «Духовно-нравственное учение Иисуса Христа по Евангелию от Матфея».

 Евангелие – благовест. Что оно принесло человеку и человечеству? Что такое православие, которое мы исповедуем?   В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в н...

Крестный путь Иисуса Христа.

Беседа для внеурочного занятия по православной культуре для начальной школе....