Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:

- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;

-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произведения, 

характер и поступки героев, способности их речи;

-воспитывать гуманное бескорыстное отнонение и природа;

-развиватьтворческие  (артистические способности) способности учащихся.

В процессе урока учитель предлагал разнообрпзноье виды работ:

дыхательную гимнастику, ролевое чтение, выборочное чтение,чтение -соотнесение с иллюстрацией,словессное рисование, самостоятельноп чтетние  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz_urok.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №1 им. З.Я.Лавровского

           Муниципальное  образование Ленинградский район

                 

                 

             

                 Урок  чтения

Тема:   П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».

               Анализ произведения.

 Класс:   4

Автор:   учитель   начальных  классов

               Анна  Викторовна  Ковика

                                  2012г

Цели : - развитие умения в глубоком понимании  смысла текста,

              творческих (драматургических) способностей учащихся;

            - формирование умения  определять и анализировать

              композицию  произведения,в  подготовке к пересказу, умение видеть

              и понимать характеры и поступки героев,  особенности их речи;                            

            - воспитывать гуманное бескорыстное отношение к

              природе.

 

Технологии: ТСО (аудиозапись  П.И.Чайковский «Времена

               года. Декабрь»), выставка книг П.П.Бажова, иллюстрации

               к сказу, учебник «Родная речь», элементы костюмов

               персонажей сказа  к драматизации, тетради учащихся.

 

                                   План-конспект:

1.Организация начала урока:

                      - Приветствие :

                      Придумано кем-то просто и мудро

                      При встрече здороваться -Доброе утро!

                      -Доброе утро!- Солнце и птицы!

                      -Доброе утро!-улыбчивым лицам!

                       И каждый становится добрым, доверчивым.

                       Пусть доброе  утро  длится до вечера!

2.Выполнение дыхательной  гимнастики  и упражнений по технике речи:

                     - Аутотренинг «На зимней поляне».

     (Аудиозапись  П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь.» )

     Постановка дыхания. Создание положительного настроя у

     учащихся к уроку.                          

                       -Упражнение  «Вой бури»:

      - Покажите, как воет приближающаяся буря. [У-у-у]

      -Произнесите в движении « тихо-громко».

                          - Работа над скороговоркой:

                        От топота копыт пыль по полю летит.

3.Постановка темы и целей урока:

       - Кто определит  тему и цели урока чтения на сегодня ?

[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем  анализировать текст, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]

4.Введение   в   тему:

                        - Чтение эпиграфа к уроку:

                       Начинает мама тихо сказы

                       О Хозяйке, что живёт в горе.

                       Вижу я Дарёнушку – сразу

                       Ящерки мелькнули на заре…

                       И от этих сказов стало снова

                       На душе так чисто и светло…

                       В дальний домик дедушки Бажова,

                       На Урал меня перенесло!

- Почему   П.П.Бажова    называют   сказителем, а  не  сказочником?

- Чем  сказ отличается  от других жанров  литературных  произведений?

-Назовите  особенности  языка  сказа?

[Это фольклорная форма, стоящая на границе речи и художественного  творчества.]

-Какие  сказы  П.П.Бажова  вам  ещё  известны?

5.Анализ текста.

   Подготовка к пересказу.

[Учащиеся в тетрадях оформляют запись.]

   а) .Чтение  текста- деление на части. Составление плана.

        -Чтение по абзацам- выделение 1части.

   б). Ответы на вопросы:

          -Где происходят события?

          -Чем занимался   Кокованя?

          - Почему он решил взять   Дарёнку?

    в).Выявление особенностей языка сказа.

Язык сказа сплав народной  разговорной речи с литературным языком. Привидите   примеры   оборотов  уральской речи в лексике Коковани.

     г).Озаглавливание.

  1. Кокованя взял Дарёнку.

     д). Чтение по ролям. Выделение второй части.

     е).Ответы на вопросы:

          - Как зажили  втроём   Кокованя,   Дарёнка   и   Мурёнка?

          - Прочитайте.

          - Какому жанру также присуща лексика этой части ?[Сказочному.]

    ж). Составление словесных портретов главных героев: Коковани,   Дарёнки,  Мурёнки.

     з).Озаглавливание второй части:

   2. Стали жить вместе и  весело.

и). Физминутка «Затейники.»

       Ровным кругом друг за другом

       Мы идём  за  шагом  шаг.

       Стой на месте дружно вместе

       Сделаем вот так:

       -Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.

      - Как грациозно   мчится Серебряное копытце.

к).Самостоятельное  чтение- выделение 3 части.

л). Выборочное  чтение- соотнесение  с  иллюстрацией.

      - Зачем  Дарёнка  решила идти  с  Кокованей в Полдневскую сторону?

      - Как соседи отреагировали на поход деда с Дарёнкой  в лес?

       -Как Мурёнка оказалась в балагане?

м). Озаглавливание 3 части.

  3.Дарёнка просится в Полдневскую сторону.

н).Чтение по абзацам. Выделение 4 части.

о).Ответы на вопросы.

     - Чем Серебряное копытце отличалось от  обычных козлов?

     - Кто привёл серебряное копытце к Дарёнке?

     - Почему  Дарёнке  удалось увидеть Серебряное  копытце, а Коковане -    нет ?

п).Выборочное чтение- соотнесение с иллюстрацией.

     - Прочтите  момент,  когда вы больше всего  волновались.

     - Прочтите момент, где описывается, как вёл себя  каждый  после   исчезновения  козлика.

р).Драматизация  эпизода  сказа.(с.23-24)

с).Озаглавливание 4 части.

 4. Долгожданная встреча.

6. Итог:

   - Что в сказе было реально, а   что вымысел?

   -Какой нравственный урок преподнёс  П.П.Бажов  в  сказе?

     Бескорыстие- редкое качество  человеческого характера.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Презентация к уроку чтения 2 класс УМК "Школа-2100" . Тема урока: П.П. Бажов "Серебряное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"

На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает  у учащихся любовь к родному кра...

Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"

Наполнить социокультурным содержанием слово "добро", вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки через сказ П.П. Бажова "Серебряное копытце"...