Литературное чтение. 4 класс. П. П. Бажов. "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
продолжать знакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, со сказом «Серебряное копытце».
вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
учить составлению портретной характеристики героев;
Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля .
Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
УМК Школа России
Автор учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
Тема урока: П.Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском творчестве.
Тип урока: урок - закрепление
Цель: продолжать знакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова, со сказом «Серебряное копытце».
вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
учить составлению портретной характеристики героев;
Развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение; развивать навыки самопроверки и самоконтроля .
Воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Задачи: 1. Учить воспринимать и передавать содержание произведения,
составлять портретную характеристику героя,
2. Развивать образное восприятие, творческое мышление,
Внимание. Совершенствовать навыки беглого, осознанного
выразительного чтения,
Расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас.
3. Введение детей через литературу в мир человеческих
отношений, нравственных ценностей воспитание нравственных
качеств. Воспитать чувство доброты, любви к природе,
животным, заботы о слабых.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного;
- мотивация к работе на результат;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эстетические чувства
Познавательные:
- смысловое восприятие художественных текстов;
- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- установление аналогии.
Коммуникативные:
- планирование речевых высказываний;
- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- осуществление совместной деятельности;
– формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество;
- умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:
– саморегуляция;
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;
- составление плана и последовательности действий;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- сохранение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
познакомить с творчеством П. П. Бажова и содержанием произведения «Серебряное копытце».
Научатся:
- понимать содержание литературного произведения;
- называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально - нравственные переживания.
Метапредметные:
Познавательные:
- работать с текстом;
- осмысливать структурные особенности сказа, характеризовать героев, понимать главную мысль;
- осуществлять поиск необходимой информации в книге;
- уметь ориентироваться в учебной и художественной книге.
Регулятивные:
- осозновать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случаи неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Коммуникативные:
- осмысливать правила взаимодействия в паре (распределять обязанности, составлять план совместных действий, уметь договариваться о совместных действий);
- предлагать собственные правила работы в паре.
Оборудование и технические средства обучения: учебник «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Л.А. ), карточки с заданиями для работы в паре, , презентация.
Ход урока
I. Организация учебного процесса
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Речевая разминка.
Прочитайте шепотом, вслух медленно, скороговоркой.
СЛАЙД 1
Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
III. Вводная беседа
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это …. Как вы думаете кто это был? Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
СЛАЙД 2. ПОРТРЕТ Бажова
На прошлом уроке вы познакомились с творчеством Павла Петровича Бажова и подготовили о нем интересные факты.
Ученики рассказывают интересные факты из жизни Бажова
Сегодня на уроке мы тоже сможем побыть волшебниками и у вас будет возможность распоряжаться камнями-самоцветами. нам нужно выполнить несколько заданий. Предположите, о чем или о ком мы будем говорить на уроке? (сказ П. Бажова «Серебряное копытце»)
- Какую цель поставим?
Цель: продолжить работу над произведением
- Какие задачи поставим? (помогаю) (Работать с текстом будем?)
У вас на партах находятся рабочие листы. По ходу урока мы будем выполнять в них задания и собирать камни-самоцветы. Каждое выполненное задание- это камень-самоцвет.
А поможет нам в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце" .
- Правильно ли я назвала жанр этого произведения? (Не сказка, а сказ). Ответы детей.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование ведется от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отметете в рабочих листах в первом задании, какое определение подходит сказке, а какое сказу (1) Чем отличается сказка от сказа?( соедини столбики)
Сказка - основан на реальных событиях, опирается на
народные предания и легенды
Сказ - вымысел о необыкновенных событиях и приключениях,
в сказке добро побеждает зло.
И сразу же вспомним имена главных героев выполнив второе задание(2)
рабочий лист
Угадайте слова, добавив гласные буквы:
. Назови главных героев сказа ( вставь пропущенные гласные)
Кквн Дрнк Мрнк кзлк
____________ ______________ ___________ ____________
IV. -А знаете ли вы , какая легенда лежит в основе произведения?
Слайд с косулей
* Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
-А теперь попробуйте описать козлика.
*Работа в группах. Рабочие листы(3)
Козлик этот ______________________________________________________________.
У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ . стр.184
*Проверка.
V. Работа с непонятными старорусскими словами СЛАЙД
Следующее заданиеие. Выяснить значение непонятных слов , которые встретились нам во время чтения.
Пособник – помощник
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Душной – запах, идущий от животного (о козле)
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
-Молодцы ,ребята. И это задание вы выполнили.
3.Первичное закрепление
Найдите отрывки из текста. Это реальные события или вымысел?
-Как Даренка оказалась у Коковани? (……………….)
Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.
Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.
Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.
_______________________________________________________
- Жизнь Даренки у Коковани. (………………..)
Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.
Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.
___________________________________________________
- Встреча девочки с серебряным копытцем. (………………)
Дедушка согласился взять Даренку в лес. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.
Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.
Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии
- Пришло время поработать с текстом. Рабочий лист (4)Работа в парах
- - Перед вами деформированный текст. В нем пропущены слова. Прочитайте задание.
(Найти и выписать из текста нужные слова) с.183
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
Слова для справок: весело, Кокованя, прибирала, сиротка, поживали, работу, кашу, ловила,.
- Прочитать, что у вас получилось
- Молодцы. С этим заданием справились.
-Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное
копытце)
- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она
чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Кокованисогласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
-Что объединяет Кокованю и Даренку?
(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые,
жалостливые, любопытные, ласковые –именно эти качества объединяют
Даренку и Кокованю).
- Можно ли в нашей жизни встретить таких людей как
Кокованя и Даренка?(Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)
- Дайте характеристику герою – рассказчику, как он относится к главным героям произведения.
(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)
- Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в
произведении, тем самым, напоминая рассказ.
- Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).
-Какую роль играла Муренка в сказе?( Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
-Как они связаны в сказе?(У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)
- Даренка и Муренка верили в Серебряное копытце. Почему они хотели увидеть его?
Посмотреть красоту.
- Им настолько хотелось увидеть это чудо, что Даренка сумела уговорить Кокованю взять ее с собой в тайгу.
Чтение по ролям (Уговоры Даренки) ( стр 165 3 часть-стр166 до слов Как зима)
- Надо представить себе: каково это жить в тайге: надо дойти по холоду и морозу до избушки
- Жить одной несколько дней без Коковани в глухом лесу, и терпеливо ждать его возращения
- Терпение было вознаграждено. Чудо произошло.
Она первый раз увидела козлика. Зачитаем отрывок стр 167 посл предлож
Она второй раз увидела козлика. Зачитаем отрывок стр 168 3 абзац снизу
За что же такое вознаграждение? (за доброту и добрый характер)
Даренка Кокованя
- Что же увидел вернувшись Кокованя?
Читаем абзац: К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогим камнем стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался.
- Чудо произошло.
***Читаем абзац: Добро все собирать не стали: Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и этого хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
Осуществилась мечта. Получили богатство. Как вы думаете, это богатство нужно Коковане с Даренкой?
- Какое добро они получили? А какое еще есть добро?
- Какое добро важнее?
Физмин
Встанем, дети,
(Встали.)
Скажем тихо:
Раз, два, три, четыре, пять. -
(Шагаем.)
Приподнялись,
(Поднялись на носочках.)
Чуть присели
(Приседаем.)
И соседа не задели,
( Садимся.)
А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)
Тихо сесть, (Ровненько сели.)
- - Приступаем к следующему заданию.
Если вы были внимательны, ответе на вопросы задания (5)
. Ответь на вопросы.
На какой ножке у козла было серебряное копытце?______________
Сколько дней отсутствовал Кокованя? ________________________
Сколько лет Даренке?______________________________________
Из скольких веточек рожки у козла?___________________________
Как Дарёнка назвала свою кошку?____________________________
Какое слово любила мурлыкать кошка Мурёнка?____________________
С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?____________
Из скольких веточек были рога у козлика?______________________
IX. Рефлексия
. Мотивы народных сказок в авторском тексте.
- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? (Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка.)
-Какая это сказка, народная или авторская? Докажите.
-Чем авторская сказка отличается от народной?
-Но чем сходна эта сказка с народными сказками?
- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)
- Сказ закончился чудом.
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? (6)
- Украсим наш домик драгоценными камнями. Мы даем камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?
X. Д/З: Ответить на вопросы кроссворда, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка
Отгадай кроссворд по сказке.
По горизонтали:
- Прозвище деда.
- Девочка без родителей.
- Драгоценный камень, который находили старатели в лесу.
- Кличка кошки.
- Лесная избушка.
- Если ты верно отгадал все слова, по вертикали увидишь название животного, у которого было серебряное копытце.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь
Оценки
Спасибо! Подарки могут быть не только материальными, для меня общение с вами стало хорошим подарком на день рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)
Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. Цели:Обучающие: обучать умению составлять портретную характе...

Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"
На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает у учащихся любовь к родному кра...

Тест по литературному чтению в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Тест по литературному чтению в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
Наполнить социокультурным содержанием слово "добро", вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки через сказ П.П. Бажова "Серебряное копытце"...

конспект урока литературного чтения для 4 класса П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Урок-путешествие в сказку...


