Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сабурова Екатерина Валерьевна

Наполнить социокультурным содержанием слово "добро", вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки через сказ П.П. Бажова "Серебряное копытце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bazhov_serebryanoe_kopyttse.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м «б» классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"

Сабурова Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов


Цель:  Наполнить социокультурным содержанием слово "добро"; вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”.
  2.  Учить составлению портретной характеристики героев.
  3. Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  4.  Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
  5. Совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание, память учащихся;
  6.  Воспитать чувство доброты, сострадания, внимания друг к другу, любви к природе, животным, заботу о слабых.

Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение ” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова,  иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,
  • рассказ: «Олени» ( исследовательская работа)
  • Тест (5шт.)
  • Скороговорка (5 шт.)
  • Карточки со словами (5 шт.)

Тип урока: обобщающий урок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Речевая разминка.

  • Артикуляционная зарядка.
  • Скороговорка.

Идёт козёл с косой козой,

Идёт козёл с босой козой.

Идёт коза с косым козлом,

Идёт коза с босым козлом.

3. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?

А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.

Кокованя-

Дарёнка-

Хозяйка-

Автор-

Б) Составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой                 ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

- Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

- На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

- Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

-  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

Проверка. Оценка детьми своих работ.

Г) Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов?

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(слайды оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ С далека – то его не разглядишь…”( стр.187)

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )

4. Исследовательская работа “Олени”.

Ученики читают цепочкой рассказ об оленях. Проверка по вопросам о прочитанном.

   Северный олень - это парнокопытное млекопитающее животное. Живёт в северной части Евразии и Северной Америки. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. В Евразии северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и передвижения для многих полярных народов.

      Широкие копыта позволяют перемещаться по рыхлому снегу и раскапывать его в поисках пищи. Жажду этот олень 9 месяцев в году утоляет снегом. Шерсть тёплая с густым подшёрстком.  Рога есть и у самцов, и у самок. Самкам рога нужны для того, чтобы отгонять конкурентов от найденной пищи, и сбрасываются, когда появляются оленята.

 От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости. От человека оленям нужна только соль.

Вопросы:

  • Где живёт олень?
  • Чем питается?
  • Как выглядит олень? Опиши.

5.Физкультминутка.

6. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.(Показ слайдов –3 шт.)

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

- Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Г) Задание на карточке.

Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка. Подчеркни.

Добрые, трудолюбивые, жадные, весёлые, заботливые, злые,  мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, грубые, хитрые, дружные.

- Вспомните, какой была старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

(жадной, алчной)

- Мог ли козлик показаться такой старухе?

Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

7. Сравнение сказки и сказа.

А) беседа

- Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

- Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

- Чем похожи сказка и сказ?

- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия. (На доске.)

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик

 Итог. Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Герои – люди обыкновенные.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

8. Итог урока. ( Показ слайдов.) Показ книги П.П. Бажова.

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказитель  Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

9. Домашнее задание. Оценки.

Прочитать с.182-193, рассказать понравившийся отрывок или к рисунку , который вы уже нарисовали. Выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"...