конспект урока литературного чтения для 4 класса П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Богданова Евгения Александровна

Урок-путешествие в сказку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._bazhov_serebryanoe_kopyttse_4_klass.docx217.18 КБ

Предварительный просмотр:

 13.12.2018

Литературное чтение. 4 класс.

Тема урока: П.П. Бажов « Серебряное копытце»

Учитель Богданова Е.А.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Задачи :

  1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
  2. Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  3. Обогащать словарный запас учащихся;
  4. Обучать умению характеризовать поступки героев.
  5. Развивать память, речь, мышление;
  6. Воспитывать любознательность, доброту.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;
-развитие умения понимать образный язык художественного произведения
Метапредметные:
Познавательные
-уметь составлять характеристику героев;
-уметь выделять главное;
-находить нужную информацию, используя толковый словарь;
Регулятивные
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, анализ художественного текста,

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, беседа,

Приёмы: «Взаимоопрос», «Доброе утро».

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология критического мышления.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, учебник литературного чтения 4 класс , выставка книг, раздаточный материал(приложение)рефлексия(плакат с изображением дворца), толковый словарь, жетоны.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент
Психологический настрой

1-2 мин

-Еле шорохом шурша

В класс заходит тишина.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого-то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

- Доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет знать, что за сюрприз я подготовила вам сегодня!

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Слушают учителя, приветствуют учителя.

II.Мотивация к учебной деятельности

Речевая разминка

2-3 мин

- Я знаю, что вы все  очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в сказочный дворец (слайд 2).

- А кто ждёт нас в этом дворце, вы узнаете, отгадав загадку. Читаем загадку все вместе (слайд3).

- Да это же всем известный колобок из русской народной сказки. Именно с колобком мы сегодня и будем путешествовать в чудесном мире волшебства (слайд 4,5).
А самых активных путешественников за работу на уроке я буду поощрять жетонами.

Слушают

Отгадывают загадку

Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…(колобок)

III.Постановка темы и цели урока

1)Работа в парах

2-3 мин

- А чтобы узнать в какое произведение мы совершим путешествие, вы должны собрать пазл из конвертов, которые лежат на партах. Один конверт на пару.(слайд 6).

-С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Правильно, колобок катится дальше и на пути у него встречается зайчик.

-Кто автор этого произведения ?(слайд 7)

-Определите цель урока?

Собирают пазл.(приложение 1)

-Серебряное копытце.

-Павел Петрович Бажов

-Познакомиться с творчеством и произведением писателя, учиться выразительному чтению и т.д

IV.Открытие новых знаний

1)Выставка книг П.П.Бажова

2)Знакомство с жизнью и творчеством автора

3)Работа с толковым словарём

4)Словарная работа

5)Знакомство с произведением. 6)Чтение произведения вслух.


7)Просмотр видеофрагмента.

Физкультминутка

7)Первичное восприятие текста

8)Вторичное восприятие текста

25-30 мин

-Посмотрите внимательно на наш сказочный дворец, что заметили?

-Библиотека с произведениями П.П.Бажова.(слайд 8-9)

-(Показывает выставку книг).Все эти произведения вы можете найти в библиотеке и прочитать. А мы продолжаем наше путешествие.

-Прежде чем мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя П.П.Бажова. Предлагаю совершить следующие путешествие, чтобы узнать о русском писателя П. П. Бажове (Включаю видеозапись) (слайд10).

-В каком году родился автор?

-Где родился Павел Петрович?
-Какие произведения написал?

-Для кого писал?

-Что любил собирать ?

-Что такое фольклор?

-Что такое сказ? Найдём значение этого слова в толковом словаре.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование. Теперь мы хорошо знаем автора, и наш герой двигается дальше, а мы вместе с ним.(слайд 11)Для того чтобы он смог уйти от волка нам нужно выполнить следующее задание.(слайд12)

(За правильные ответы даю жетоны)

П.П. Бажов в своем творчестве постоянно обращается к народной жизни, он прекрасно видит и понимает русского человека. Ребята, мне нравятся произведения Бажова, и прежде чем мы будем читать сказ Бажова, давайте проведём словарную работу. Кто-то будет вытягивать слово и стараться объяснить его лексическое значение.

Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

Барская рукодельня – ручной труд.
Несподручно – неудобно.
Пособник – помощник в делах.
Голбчик – ступенька для всхода на печь.
Ныне – сегодня.
Статочное ли дело – хорошее ли дело.

За правильные ответы даю жетоны.

-Молодцы! Ушли от волка и прикатились к Медведю (слайд13-14).

-Начнём выразительное чтение сказа Серебряное копытце, но вы должны внимательно следить по учебнику (только 1часть).

-Просмотр видеофрагмента.
Мы познакомились с произведением и можем двигаться дальше.(слайд 15) А к кому же мы попадём на этот раз? (слайд 16).Здесь лисичка с зайчиком весело пели песенку, да и нам с вами пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Включаю физкультминутку «Дед Мороз».

-Продолжаем работу с произведением. Я предлагаю вам приём «Взаимоопрос».Вы придумываете вопрос по содержанию сказа записываете его на листочек( если необходимо) и задаёте его соседу по парте, после того как сосед ответит на ваш вопрос, он задаёт вам свой (Даю жетоны).

Дополнительное задание:

-Я показываю вам иллюстрации, а вы ищите текст соответствующий этим иллюстрациям.

-Произведения П.П.Бажова

Дети слушают и смотрят видео о творчестве и жизни автора.

В 1879 году

-Сысерть

Малахитовая шкатулка, серебряное копытце и т.д.

-для детей и взрослых.

-русский фольклор.

-фольклор- устное  народное творчество.

В толковом словаре ищут лексическое значение слова.

Объясняют лексическое значение слов.

Слушают и смотрят фидеофрагмент.

Продолжают читать вслух.

Выполняют движения .

Возможные вопросы:

1.Назовите главных героев сказки.

2.Есть ли в этом произведении отрицательные герои? 3.Докажите свое мнение.

4.Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?

5.Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из текста.

6.Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение цитатами из текста.

7.Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь текстом.

8Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка?

9. Как они относились друг к другу?

Почему вы так думаете?

10.Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

-герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

V.Подведение итогов.

1-2 мин

-Зачем Павел Бажов написал этот сказ?

-Чему учит этот сказ?

-Главная мысль этого произведения?

-Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов?

У него ещё много сказов и вы можете познакомиться с ними самостоятельно.

Сказка Бажова "серебрянное копытце" учит:

  • ценить природу родного края (Бажов любил Урал, и всячески прославлял его природу и богатства);
  • ценить то, чем ты располагаешь (Даренка и Коновани не жадны);
  • умению быть добрым и радушным (ухаживание за кошкой Муренкой);
  • уметь сопереживать (спасение кошки Муренки от собак);
  • уметь благодарить тем,кто тебе помог (Муренка привела козла Серебряное копытце к дому старика с внучкой);
  • ждать исполнения желаний (увидеть Даренке, как Серебряное копытце топает копытом, и вылетает хризолит).

VI. Рефлексия

1-2 мин

-Что вы видите на доске?

-Какой праздник скоро будет отмечать вся страна?

-А чего не хватает на нашей ёлке?

-Давайте же украсим нашу ёлочку.

У вас на партах лежат разноцветные бумажные игрушки.

Если урок вам понравился, вы плодотворно работали на уроках, то прикрепите на ёлочку зелёную игрушку;

Если урок вам понравился, но вы не всё усвоили, то жёлтую игрушку;

Если на уроке вам было скучно и вы ничего не выполнили , то красную игрушку.

-Посмотрите, до чего же красивая у нас получилась ёлочка. Я бы тоже хотела повесить зелёную игрушку, так как мне понравилось с вами работать, вы активно и плодотворно поработали.

-Ёлку

-Новый год

-Украшений

Прикрепляют выбранный цветок.

VII. Домашнее задание

1-2 мин

-Запишем домашнее задание. Описать главных героев по плану (приложение 3)

-Мне было очень приятно с вами встретиться и работать. Спасибо за урок!До свидания!

-Прощаются с учителем.

Приложение 1

        

Приложение 2

Взъесться
Пожитки
Похлёбка 
Покосные ложки 

Барская рукодельня 


Несподручно 
Пособник 
Голбчик 
Ныне 
Статочное ли дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....