Главные вкладки

    конспект урока литературного чтения для 4 класса П.П.Бажов "Серебряное копытце"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Богданова Евгения Александровна

    Урок-путешествие в сказку 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл p.p._bazhov_serebryanoe_kopyttse_4_klass.docx217.18 КБ

    Предварительный просмотр:

     13.12.2018

    Литературное чтение. 4 класс.

    Тема урока: П.П. Бажов « Серебряное копытце»

    Учитель Богданова Е.А.

    Тип урока: Открытие новых знаний.

    Форма проведения: урок-путешествие.

    Цель: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П.Бажова «Серебряное копытце».

    Задачи :

    1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
    2. Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
    3. Обогащать словарный запас учащихся;
    4. Обучать умению характеризовать поступки героев.
    5. Развивать память, речь, мышление;
    6. Воспитывать любознательность, доброту.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    -овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;
    -анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
    -находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
    -понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
    Личностные:
    - развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;
    -развитие умения понимать образный язык художественного произведения
    Метапредметные:
    Познавательные
    -уметь составлять характеристику героев;
    -уметь выделять главное;
    -находить нужную информацию, используя толковый словарь;
    Регулятивные
    -принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
    -оценивать результаты работы;
    Коммуникативные
    -участвовать в учебном диалоге;
    -выражать свои мысли в учебном диалоге.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, анализ художественного текста,

    Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, беседа,

    Приёмы: «Взаимоопрос», «Доброе утро».

    Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология критического мышления.

    Оборудование: презентация, конверты с заданиями, учебник литературного чтения 4 класс , выставка книг, раздаточный материал(приложение)рефлексия(плакат с изображением дворца), толковый словарь, жетоны.

    Ход урока

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент
    Психологический настрой

    1-2 мин

    -Еле шорохом шурша

    В класс заходит тишина.

    Тихо, тихо, чуть дыша,

    Входит сказка не спеша.

    Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого-то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

    - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

    - Доброе утро всем мальчикам!...

    - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

    - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

    - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

    - Доброе утро всем, кто хочет знать, что за сюрприз я подготовила вам сегодня!

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

    Слушают учителя, приветствуют учителя.

    II.Мотивация к учебной деятельности

    Речевая разминка

    2-3 мин

    - Я знаю, что вы все  очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в сказочный дворец (слайд 2).

    - А кто ждёт нас в этом дворце, вы узнаете, отгадав загадку. Читаем загадку все вместе (слайд3).

    - Да это же всем известный колобок из русской народной сказки. Именно с колобком мы сегодня и будем путешествовать в чудесном мире волшебства (слайд 4,5).
    А самых активных путешественников за работу на уроке я буду поощрять жетонами.

    Слушают

    Отгадывают загадку

    Он по коробу скребен,
    По сусеку он метен,
    У него румяный бок,
    Он веселый…(колобок)

    III.Постановка темы и цели урока

    1)Работа в парах

    2-3 мин

    - А чтобы узнать в какое произведение мы совершим путешествие, вы должны собрать пазл из конвертов, которые лежат на партах. Один конверт на пару.(слайд 6).

    -С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Правильно, колобок катится дальше и на пути у него встречается зайчик.

    -Кто автор этого произведения ?(слайд 7)

    -Определите цель урока?

    Собирают пазл.(приложение 1)

    -Серебряное копытце.

    -Павел Петрович Бажов

    -Познакомиться с творчеством и произведением писателя, учиться выразительному чтению и т.д

    IV.Открытие новых знаний

    1)Выставка книг П.П.Бажова

    2)Знакомство с жизнью и творчеством автора

    3)Работа с толковым словарём

    4)Словарная работа

    5)Знакомство с произведением. 6)Чтение произведения вслух.


    7)Просмотр видеофрагмента.

    Физкультминутка

    7)Первичное восприятие текста

    8)Вторичное восприятие текста

    25-30 мин

    -Посмотрите внимательно на наш сказочный дворец, что заметили?

    -Библиотека с произведениями П.П.Бажова.(слайд 8-9)

    -(Показывает выставку книг).Все эти произведения вы можете найти в библиотеке и прочитать. А мы продолжаем наше путешествие.

    -Прежде чем мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя П.П.Бажова. Предлагаю совершить следующие путешествие, чтобы узнать о русском писателя П. П. Бажове (Включаю видеозапись) (слайд10).

    -В каком году родился автор?

    -Где родился Павел Петрович?
    -Какие произведения написал?

    -Для кого писал?

    -Что любил собирать ?

    -Что такое фольклор?

    -Что такое сказ? Найдём значение этого слова в толковом словаре.

    Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование. Теперь мы хорошо знаем автора, и наш герой двигается дальше, а мы вместе с ним.(слайд 11)Для того чтобы он смог уйти от волка нам нужно выполнить следующее задание.(слайд12)

    (За правильные ответы даю жетоны)

    П.П. Бажов в своем творчестве постоянно обращается к народной жизни, он прекрасно видит и понимает русского человека. Ребята, мне нравятся произведения Бажова, и прежде чем мы будем читать сказ Бажова, давайте проведём словарную работу. Кто-то будет вытягивать слово и стараться объяснить его лексическое значение.

    Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
    Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
    Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
    Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

    Барская рукодельня – ручной труд.
    Несподручно – неудобно.
    Пособник – помощник в делах.
    Голбчик – ступенька для всхода на печь.
    Ныне – сегодня.
    Статочное ли дело – хорошее ли дело.

    За правильные ответы даю жетоны.

    -Молодцы! Ушли от волка и прикатились к Медведю (слайд13-14).

    -Начнём выразительное чтение сказа Серебряное копытце, но вы должны внимательно следить по учебнику (только 1часть).

    -Просмотр видеофрагмента.
    Мы познакомились с произведением и можем двигаться дальше.(слайд 15) А к кому же мы попадём на этот раз? (слайд 16).Здесь лисичка с зайчиком весело пели песенку, да и нам с вами пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

    Включаю физкультминутку «Дед Мороз».

    -Продолжаем работу с произведением. Я предлагаю вам приём «Взаимоопрос».Вы придумываете вопрос по содержанию сказа записываете его на листочек( если необходимо) и задаёте его соседу по парте, после того как сосед ответит на ваш вопрос, он задаёт вам свой (Даю жетоны).

    Дополнительное задание:

    -Я показываю вам иллюстрации, а вы ищите текст соответствующий этим иллюстрациям.

    -Произведения П.П.Бажова

    Дети слушают и смотрят видео о творчестве и жизни автора.

    В 1879 году

    -Сысерть

    Малахитовая шкатулка, серебряное копытце и т.д.

    -для детей и взрослых.

    -русский фольклор.

    -фольклор- устное  народное творчество.

    В толковом словаре ищут лексическое значение слова.

    Объясняют лексическое значение слов.

    Слушают и смотрят фидеофрагмент.

    Продолжают читать вслух.

    Выполняют движения .

    Возможные вопросы:

    1.Назовите главных героев сказки.

    2.Есть ли в этом произведении отрицательные герои? 3.Докажите свое мнение.

    4.Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?

    5.Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из текста.

    6.Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение цитатами из текста.

    7.Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь текстом.

    8Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка?

    9. Как они относились друг к другу?

    Почему вы так думаете?

    10.Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

    - каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

    -герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?

    Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

    V.Подведение итогов.

    1-2 мин

    -Зачем Павел Бажов написал этот сказ?

    -Чему учит этот сказ?

    -Главная мысль этого произведения?

    -Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов?

    У него ещё много сказов и вы можете познакомиться с ними самостоятельно.

    Сказка Бажова "серебрянное копытце" учит:

    • ценить природу родного края (Бажов любил Урал, и всячески прославлял его природу и богатства);
    • ценить то, чем ты располагаешь (Даренка и Коновани не жадны);
    • умению быть добрым и радушным (ухаживание за кошкой Муренкой);
    • уметь сопереживать (спасение кошки Муренки от собак);
    • уметь благодарить тем,кто тебе помог (Муренка привела козла Серебряное копытце к дому старика с внучкой);
    • ждать исполнения желаний (увидеть Даренке, как Серебряное копытце топает копытом, и вылетает хризолит).

    VI. Рефлексия

    1-2 мин

    -Что вы видите на доске?

    -Какой праздник скоро будет отмечать вся страна?

    -А чего не хватает на нашей ёлке?

    -Давайте же украсим нашу ёлочку.

    У вас на партах лежат разноцветные бумажные игрушки.

    Если урок вам понравился, вы плодотворно работали на уроках, то прикрепите на ёлочку зелёную игрушку;

    Если урок вам понравился, но вы не всё усвоили, то жёлтую игрушку;

    Если на уроке вам было скучно и вы ничего не выполнили , то красную игрушку.

    -Посмотрите, до чего же красивая у нас получилась ёлочка. Я бы тоже хотела повесить зелёную игрушку, так как мне понравилось с вами работать, вы активно и плодотворно поработали.

    -Ёлку

    -Новый год

    -Украшений

    Прикрепляют выбранный цветок.

    VII. Домашнее задание

    1-2 мин

    -Запишем домашнее задание. Описать главных героев по плану (приложение 3)

    -Мне было очень приятно с вами встретиться и работать. Спасибо за урок!До свидания!

    -Прощаются с учителем.

    Приложение 1

            

    Приложение 2

    Взъесться
    Пожитки
    Похлёбка 
    Покосные ложки 

    Барская рукодельня 


    Несподручно 
    Пособник 
    Голбчик 
    Ныне 
    Статочное ли дело


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

    конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

    Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

    Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

    Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов

    Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...

    План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

    Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

    конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

    • умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

    Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

    Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....