Главные вкладки

    Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России
    рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

    Рассудова Людмила Валентиновна

    Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_lt_chtenie_1_klass.docx34.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная  школа № 17»  г. Назарово Красноярского края


    г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д. 5а т. 3-22-89

    e- mail: scool17-nazarowo@rambler.ru

    Рабочая программа по литературному чтению.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и является составной частью Основной образовательной программы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №17», учитывает особенности детей, посещающих данную школу. Программа составлена  на основе авторской программы по литературному чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько учебно – методического комплекта «Школа России»и не противоречит ФГОС.

    Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

    — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

    — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

    — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

    Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

    Задачи:

    Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

    Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

    Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

    Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

    На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

    Общая характеристика курса

    Разделы курса

    Разделы курса :

    Жили – были буквы ( 12 часов)

    Сказки, загадки, небылицы. ( 5 часов)

    Апрель, апрель! Звенит капель  (4 часа)

    И в шутку и всерьез (5 часов )

    Я и мои друзья ( 7 часов)

    О братьях наших меньших ( 7 часов)

    Круг детского чтения

    Включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

    Виды речевой и читательской деятельности

    Включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

    Опыт творческой деятельности

    Раскрывает  приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

               

     В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю) и обеспечивается учебником «Русская азбука» (авторы В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю) и обеспечивается  учебником «Родная речь» (авторы Л.Ф.Климанова,  М.В.Голованова, В.Г.Горецкий).

    Результаты изучения курса

    Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    Предметные результаты:

    1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

    4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

    6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

    7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Виды речевой и читательской деятельности

    Умение слушать (аудирование)

    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

    Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

    Чтение

    Чтение вслух.

    Чтение про себя.

    Работа с разными видами текста

    Библиографическая культура

    Работа с текстом художественного произведения

    Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

    Умение говорить (культура речевого общения)

    Письмо (культура письменной речи)

    Круг детского чтения

    Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

    Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

    Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

    Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

    Родная речь. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий.  

    Москва.  «Просвещение», 2008 г.

    Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь».

    1 класс.Москва.  «Просвещение», 2004 г.    

    Интернет-источники

    http://www.lessons.irk.ru    (Нестандартные уроки)  

    http://www.edu.ru   (Российское образование. Федеральный портал)  

    Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

    Требования в конце  обучения в 1 классе по программе « Литературное чтение»

    Чтение целыми словами с элементами слогового чтения  трудных слов.

    Темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста.

     Понимание содержания прочитанного.

    Умение пересказать небольшой текст  своими словами и с опорой на иллюстрацию.

    Называть заглавие текста и автора произведения.

     Различать  в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.

    Помнить имена 3- 4 авторов и названия произведений.

    Знать наизусть не менее 5 стихотворений.

    Содержание и планируемые результаты освоения программы

     по учебному предмету «Литературное чтение» учащимися 1 класса.

            В таблицу введены условные обозначения.

    Р. – регулятивные универсальные действия

    П. – познавательные универсальные действия

    К. – коммуникативные универсальные действия

    Л.- личностные универсальные действия

    Раздел курса

    Содержание учебного предмета

    Кол-во часов

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия

    Раздел I.

    Жили-были буквы

    Раздел II.

    Сказки, загадки, небылицы

    Раздел III.

    Апрель, апрель!

     Звенит капель

    Раздел IV.

    И в шутку и всерьёз!

     

    Раздел V.

    Я и мои друзья

    Раздел VI.

    О братьях наших меньших

    Стихи, рассказы и сказки, написанные В.Данько, И.Токмаковой, С.Чёрным, Ф.Кривиным, Т.Собакиным

    Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

    Стихи А. Майкова, А.Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т.Белозёрова, Е.Трутневой, В.Берестова, В.Лунина о русской природе.

    Произведения Н.Артюховой, О.Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.Чуковского, Г.Кружкова, И.Пивоваровой.

    Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е.Благининой,  В.Орловым, С.Михалковым, Р.Сефом, Ю.Энтиным, В.Берестовым, А.Барто, С.Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

    Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.Михалкова, В.Осеевой, И.Токмаковой, Д. Хармса, К.Ушинского.

    6

    5

    4

    5

    7

    2

    Называет  отличия поэтического текста от прозаического, находит рифмы. Знает наизусть 1-2 стихотворения.

    Определяет персонажей (действующих лиц), и героев(главных действующих лиц)

    Называет   малые фольклорные жанры: потешка, прибаутка, песня, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка.

    Сравнивает тексты в книге для чтения с текстами в учебниках и книгах и естествознанию, в словарях и энциклопедиях.

    Определяет характер произведения: героический, лирический, юмористический.

    Эмоционально передает характер произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использует голос - нужной интонации,  смысловых пауз, логических ударений.

    Р.- повторяет за учителем поставленную учебную задачу.

    П.- Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов.

    -  Выделяет существенные и несущественные признаки (Чем похожи? Чем отличаются?)

    - Составляет целое из частей

    К. - Работа в паре:

    Слушает и понимает собеседника

    договаривается  о распределении ролей

    Л. несет  ответственности за дело, реализует собственную инициативу.

    Проявляет интерес к выполнению определенного вида работы.

    Оказывает помощь другому человеку.

     

                      Особенность данной таблицы состоит в том, что предметные результаты и УУД  конкретизированы в учебных действиях учеников и представлены по разделам учебного содержания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»

    1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...

    Рабочая программа по чтению УМК "Школа России"

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

    Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

    Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

    Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

    Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.

    Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....

    Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

    Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...

    Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 1 класс

    Рабочая программа по литературному чтению....