доклад по теме самообразования
статья по чтению по теме

Пурбожапова Дулмажап Пурбожаповна

тема самообразования "Развитие творческой активности на уроках литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Создание педагогических условий для развития творческой активности на уроках литературного чтения»

Введение.

Актуальность и новизна  проблемы исследования.

                                                             Слишком много на свете людей,   которым никто не помог пробудиться.

                                                                 А.Экзюпери.

        Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.
      Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Это отражено в государственных документах: Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)».

Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала. Педагоги и психологи (A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, A.M. Матюшкин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.) подчеркивают, что сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в целом пласте человеческого опыта - опыта творческой деятельности.

Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.

    Первого сентября маленький человек  впервые переступает порог школы,  с которой он простится лишь  в юности. Впереди  много  долгих  и  трудных  лет учения,   целью   которого   является   выпустить   из   школы   грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы  эти  годы  для  каждого ребенка стали годами радости независимо  от  того,  какими  способностями  и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может  и должна стать книга. Это «быть может, наиболее  сложное  и  великое  чудо  из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его  к  счастью  и  могуществу

будущего».

        Роль чтения и книги для развития ребёнка очень важна. Но в настоящее время всё чаще мы встречаемся с негативным отношением к нему. Не часто современные школьники испытывают желание читать книги. И как следствие этого — падает культура, скудеет духовный мир нового поколения.  

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, наверное, единственной нравственной опорой духовной жизни людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте.  Значит, именно в школе мы имеем возможность пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова его нравственного и творческого потенциала

Для меня, как учителя, смысл работы заключается в том, чтобы, развивая творческие способности каждого ребенка, воспитывать нравственную личность. Задача любого урока- создание устойчивой мотивации к учению.

Я признаю путь познания «от учеников», когда учитель не диктатор, а мастер, умело организующий и направляющий коллективный поиск. Стараюсь на уроке создать психологический комфорт, чтобы у ребенка возникла потребность говорить, стремлюсь «разбудить » чувства детей, снять напряжение, страх перед ответом, раскрепостить мышление. Не признаю «я – они », принимаю «мы». В совместном творческом поиске я и мои ученики, мы - единомышленники.

Основные законы такой педагогики:

Не «разжевывай»- учи мыслить.

Похвалой не испортишь.

Уважая, не опустись до панибратства.

Учи всех всему.

Не будь равнодушным.

Цель учения - не отметка, а процесс приобретения знаний. Размышляя, ребенок идет к открытию истины методом проб и ошибок. Необходимо учить не  класс и  в нем ученика, а ученика в классе, основа урока- диалог.

Чтобы у младшего школьника развивалась творческая активность, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами творческой активности личности занимались А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.В.Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, В Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

В связи с этим  мы выделили.

Проблема исследования: поиск эффективного способа, позволяющего улучшить творческую активность в процессе обучения чтению.

Цель исследования: создать педагогические условия для развития творческой активности младших школьников на уроках  литературного чтения.

Объект исследования: творческая активность младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия для развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза: если правильно организовать обучающую среду с применением  системы творческих заданий, то появляются условия способствующие развитию творческой активности ребенка.

Задачи:

1 Изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть теоретический аспект понятий «творческая активность», «творческое задание», «литературное чтение», «творческое мышление».

3.Изучить проблему развития творческой активности на уроках литературного чтения ;

4.Исследовать уровень сформированности творческой активности младших школьников;

5. Экспериментально доказать эффективность применения системы творческих заданий на уроках литературного чтения.

Методы:

А) исторический (изучить развитие данных понятий другими авторами)

Б) наблюдение

В) описание

Г) эксперимент

Методика: психологические тесты, творческие задания.

Практическая значимость исследования заключается в использовании любым учителем материалов данной работы в своей профессиональной деятельности.

Исследование  этой темы приводит к таким общим заключительным выводам:

Изучив теоретические основы литературного чтения в младших классах, различные психолого-педагогические источники можно отметить, что воспитание  читателя – одна из важнейших задач школы.

В течение многих лет  основное внимание в начальной школе уделялось технике чтения, а никак не приобщению детей к миру книг. В последние годы в связи с созданием школ нового типа и гуманизацией  образования изменяется  и понимание роли чтения как учебного предмета.

Какие же задачи стоят перед учителем на уроке чтения? Прежде всего , научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только тогда мы сможем воспитать человека грамотного, развитого.

     В развивающейся системе Занкова в программе «Литературное чтение» 1-4 реализуется именно идея литературного чтения .

      Подходы  к литературному чтению в отечественной методике были определены Рыбниковой , с тех пор они практически не изменились , но почему –то до сих пор не         освоены школой до конца .

 Литературное чтение предполагает :

обязательную опору на литературоведение (в программе Занкова очерчен круг понятий из области теории литературы);

введение в художественное произведение литературно – исторический аспект;

установление связи с жизненным опытом ребенка(общий подход всех авторов системы Занкова);

анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Что такое анализ текста ?Если в 1 -2 кл. – речь идет об элементах анализа текста , то в 3 -4 кл. – о собственно анализе.

Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:

А) беседа;

Б) составление плана;

В) построение структурной модели текста;

Г) наблюдение над системой образов(в 3-4 кл. без введения этого понятия);

Д) Комментированное чтение;

Е) диалог с автором через текст /

Важно обратить внимание не на привычные освоенные приемы , а на два последних.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения(достаточно новый прием для сегодняшней школы ).

  Чтобы диалог  был содержательным  и полноценным , читателю необходимо по ходу чтения  совершать разнообразную работу : находить в тексте прямые и открытые авторские вопросы , задавать свои вопросы, обдумывать о дальнейшем содержании текста , проверять  совпадают ли они с замыслом автора.

Как учить детей вести диалог ?

 Должна быть такая последовательность действий:

 1)        научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;

2)включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше;

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения;

 Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует?

Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?

 А. Практика показала, что наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько приём «погружения » в текст соответствует художественной задаче произведения, ведь в наши учебники включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, - здесь и без диалога всё понятно.

Б.Другое распространённое затруднение связано с нечётким пониманием того, что такое вопросы к автору.

Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.

     Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?

Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. Оно обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».

В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.

Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует.

Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:

А) художественные задачи текста;

Б) особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;

Рассмотрев проблему развития творческих способностей младших школьников, мы выявили, что  творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребёнка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии.

Учителя начальной школы при обучении технологиям творческой деятельности опираются на отечественные и зарубежные разработки - такие, в частности, как технология «мозгового штурма», синектика, ТРИЗ и пр. При этом развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, дети овладевают приёмами, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять.

Важными компонентами творческого мышления являются эмоционально-чувственные переживания, познавательная активность.

Одной из форм развития творческого потенциала может быть дневник, в котором ребёнок оценивает свои способности, возможности продвижения в творчестве.

Основные методы развития творческих способностей

детей на уроках чтения.

1)        Метод коллективной мыследеятельности (МКМ).

2) Сочинения – миниатюры

3) Работа над словом

4) Ролевые игры – импровизации

5) Привлечение смежных видов искусств: музыка, живопись

6) Активизация самостоятельного поиска, добывание знаний из разных источников

7) Урок группового взаимоконтроля, урок-исследование;

 

Огромную помощь в развитии творческих способностей детей оказывают учебники чтения под редакцией В.Ю. Чураковой , Н.Ю. Свиридова.

Авторы предлагают в них произведения, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. Включено много произведений, незнакомых начальной школе (О. Кургузова, Л. Петрушевской, японские трёхстишия, философские сказки С. Козлова), но психологически близких современным детям, позволяющие выявлять противоречивые точки зрения, дающие детям возможность примерить на себя определённую ситуацию.

     Учебник в полной мере даёт возможность младшему школьнику почувствовать себя соавтором, сотворцом. Многие задания этой программы нацелены на то, чтобы воспитать в ребёнке  отсутствие страха перед высказыванием своего мнения, пробудить в нём фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

   На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, постановка «живых картин» к произведению.

    Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приёмы:

«Дерево творчества». На дерево дети прикрепляют листочки, цветы, плоды на которых выполняли творческие задания. (Мини – сочинения, стихи, загадки, синквейны).

Ведение читательских дневников, поэтических тетрадей, занятия театральной деятельностью всем классом поддерживают  интерес и любовь к литературе, развивают творческий потенциал младшего школьника.

Изучив уровни сформированности творческой активности  младших школьников, мы выявили, что творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В число показателей творческой активности каждый автор включает свое:

- самостоятельность (вслед за Д.Б, Богоявленской,   В.И. Коротяевым, Н.Д. Левитовым);

- оригинальностью (согласно работам многих исследователей, например В.И. Андреева, Я. А. Пономарева);

- новизну  результатов  и  способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой  активности  невозможно.

 Анализ различных подходов позволил выделить саамы основные следующие показатели сформированности творческой активности:

Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения

Способность к фантазированию, воображению и моделированию

Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах

Проявление радостных эмоций в процессе работы

Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества

Стремление к оригинальности

Проявление к самостоятельности в работе

Умение преодолевать возникшие трудности .

На основании этого определяем несколько уровней сформированности творческой активности:

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера.

 Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения .

Итак, далее проведена экспериментальная работа в 3 этапа на уроках литературного чтения в 4 классе, были выделены наиболее эффективные действующие приемы развития творческой активности, нам удалось проследить процесс освоения детьми системы средств, обеспечивающих полноценное развитие творческой активности .

На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика сформированности определенного уровня творческой апктивности . Исходя из полученных данных мы планировали дальнейшую работу , разработали систему уроков  с использованием творч. заданий для развития творческого воображения.

При диагностике уровня тв. Активности на разных этапах эксперимента мы опирались на методику Равена «Невербальная фантазия».

Учащимся предлагается рассказать о том или ином объекте. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

На этапе преобразующего эксперимента мы апробировали составленные уроки.

 Приведем пример одного урока:

Урок 28.Э.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

Цель: Развивать творческое воображение, речь, любознательность, творческое мышление, нешаблонный анализ, умение творчески воспроизводить текст.

1. Чтение отрывков по ролям.

А) Какие чувства испытывает Мари, когда она воскликнула:

-Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный!(Прочитайте реплику, чтобы точнее передать ее чувства)

Б) Что чувствует Фриц:

-Ах, та-ак! – Ничего этого нельзя. Послушай, крестный, раз нарядные человечки в замке и только знает что повторять одно и то же слово, так, что в них толку? Мне она не нужна.

 - Что чувствует  Дроссельмейер? С какой интонацией будем читать его реплику? – Что чувствует Мышильда? 

2) Работа с иллюстрацией

Оживить иллюстрацию (сначала дети самостоятельно находят и перечитывают соответствующий отрывок, а затем озвучивают)

3) Подготовка к инсценированию сказки  (девочки учат слова Мари, а мальчики - Фрица)

4) Составление рассказа по группам.

А) Рассказ о Мари

Б) Рассказ о Фрице

В) Рассказ о Дроссельмейере.

Г) Рассказ о Мышильде.

Д) Рассказ о принцессе Пирлипат

5) Нарисовать иллюстрацию понравившегося героя или эпизода из произведения.

Было доказано их эффективность и действенность в процессе развития ТВ. Активности.

Далее проведен контрольный эксперимент.

Распределение учащихся по уровням творческой активности

Уровни сформированности

творческой активности

учащихся

Количество детей до

использования системы

творческих заданий

Количество детей после

использования творческих

заданий

Высокий

1 чел. (4 %)

5 чел. (20 %)

Недостаточно высокий

4 чел. (16%)

5 чел. (20 %)

Средний

8 чел. (32 %)

11 чел. (44 %)

Низкий

12 чел. (48 %)

4 чел. (16%)

Итоги работы можно представить в виде таблицы. Можно судить о них не только по количественным показателям сформированности уровней творческой активности, но и по качественным изменениям её компонентов.

У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а так же способность моделировать нестандартные ситуации.

Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении нашей работы подведем итог.

Творческая активность - активность, связанная с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателями,   характеризующими   творческую   активность,   на   которые   мы

основывались в своем исследовании, были: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: если правильно организовать обучающую среду, т.е. создать психологическую безопасность, для применения системы творческих заданий, то появляются условия способствующие развитию творческой активности   ребёнка

Все поставленные задачи исследования выполнены. Применение творческих заданий на уроках чтения играет важную роль в развитии творческой активности.

Таким образом, в младшем школьном возрасте развитию творческой активности способствует раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы этот потенциал не остался не востребованным.

В процессе развития творческой активности младших школьников особое внимание следует обратить на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности, настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

Проведенное исследование дает материал в помощь учителю, стремящегося к более эффективному уроков литературного чтения, ищущего новые пути решения современных проблем развития творческих людей.

Наша работа поможет исследовать новые подходы к организации обучающей среды, в использовании нВ уроках новых методов и средств, рассмотреть пути из реализации в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Доклад по теме самообразования

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре осно...

Доклад по теме самообразования

Доклад  по теме самообразования  Развитие творческих способностей у младших школьников...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...