конспекты уроков, доклады на темы самообразования
методическая разработка (1,2 класс) по теме

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_ekologich.vospit.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad_rus.yaz_..doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matem..doc37 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus.yaz_..doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

              Антуан де Сент-Экзюпери

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружающего мира.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде является стержнем и обязательной  составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе. В программе экологического образования важное место отводится начальной школе, так как именно она закладывает основы взаимоотношений человека с природой и социальной средой. В результате последовательной работы с младшими школьниками в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимым запасом знаний         по экологии, положительным отношением к природе, интересом к её изучению. Этому способствует систематический и непрерывный характер обучения, принципы организации методической системы экологического образования: краеведческий, эколого-краеведческих экскурсий, наблюдений за природными объектами и явлениями, а также наглядные средства обучения. Особое внимание уделяется организации и проведению уроков-экскурсий, практическим работам (решение экологических задач, обсуждение по выбору поведения в природной среде, составление опорных схем, алгоритмов наблюдения; ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования).

Целью большинства уроков является создание единства знаний и формирование умений работать с различными источниками, содержащими экологическую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, коллекциями, справочниками, гербариями и т.д.

Одно из важнейших условий формирования экологической культуры – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Результаты наблюдений фиксируются учащимися в «Дневниках наблюдения» или «Календарях природы», обобщаются и используются на уроках. Экскурсии носят исследовательский характер, каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует положительные, доброжелательные отношения в коллективе детей. Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Дети пишут сочинения, готовят рисунки. А потом проводится наблюдение и исследование. Значительно место занимает интеграция, которая позволяет перейти от рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному комплексному изучению, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением  научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию  личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Такие интегрированные уроки дают конкретный результат в обучении, а именно:

  1. повышается уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет использования сведений интегрируемых наук;
  2. изменяется уровень интеллектуальной деятельности, устанавливается взаимосвязь между изучаемыми проблемами;
  3. увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  4. происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы;
  5. учащиеся включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные стихи, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащимися средствами предметного усвоения окружающего мира по спирали – от «своего гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан с физиологическими и психологическими возможностями детей. Такую логику построения подтверждают принципы педагогики: системность, доступность, комплексность – целостное воздействие на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период формирования экологической культуры и развитие интереса детей к краеведению. Особая работа проводится по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных, которые занесены в Красную книгу Воронежской области. Вместе с детьми составляется альбом некоторых из этих видов. Проводится праздник «Друзья леса» - дети рассказывают об исчезающих растениях, инсценируют истории правильного и неправильного поведения на природе. Вопросы дисциплины и культуры поведения у лесу, на реке, около пруда и т.д. легко решаются на уроках-экскурсиях.

Как известно, эффективным обучение может быть тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация. Представляется, что есть несколько путей формирования положительной мотивации к урокам экологии:

1)путь «эгоистического мотивирования».Мотивацию к овладению экологическими знаниями удается создать через «эгоизм» или через сведение социальных проблем к личностно значимым;

2)обращение к естественному желанию детей завоевать авторитет в коллективе;

3)использование игровых методов, что является естественным для данного возраста, в этом случае используются подвижные игры и т.д.

4)прием проблематизации – ученик сам формулирует задачу и находит пути её решения. Каждое удачное решение сопровождается положительными эмоциями.

В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благодатную почву для познания каждого ребенка.

Небольшое исследование позволяет судить о состоянии экологического образования и воспитания учеников в начальной школе. Анкетирование учителей показало, что до 70% из них работают по традиционной программе и учебникам и чаще всего затрудняются в определении экологических понятий, необходимых для изучения в курсе природоведения; около 60% учителей указали на недостаток знаний в теоретических вопросах экологии и вопросах методики экологического обучения в начальной школе. Перед учителем начальных классов встаёт ряд вопросов: какова цель экологического образования в начальной школе; каким должно быть содержание экологического образования в начальной школе; какие понятия по экологии должны изучаться  в курсе природоведения. Вопрос о содержании экологического образования и воспитания в начальной школе всё ещё остаётся актуальным. Кроме того, учитель начальных классов должен иметь возможность повышать свой теоретический и методический уровень, обмениваться практическим опытом по вопросу экологического образования и воспитания на конференциях и семинарах.

Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Экологическое образование предполагает целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают умениями и навыками по организации природной среды. Экологическое образование и воспитание включает:

усвоение и развитие естественнонаучных знаний о взаимодействии общества и природы;

формирование ценностного отношения к миру людей и к природе;

развитие потребностей общения с природой.

Учащиеся должны понимать социальные и природные причины, определяющие нормы и правила отношения к природе. На основе усвоенных экологических знаний у учащихся происходит становление убеждений в необходимости охраны природы. Впоследствии эти знания влияют на формирование научного мировоззрения, вырабатывают определённые нормы поведения в природе.

Школе предлагаются три модели экологического образования.

Первая модель – многопредметная. Экологизация учебных дисциплин происходит путём введения в них соответствующих разделов. В педагогической литературе подчёркивается, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Вторая модель – однопредметная. Предполагает введение базового курса по экологии. Программы по курсу экологии для начальной школы уже разработаны некоторыми авторами.

Третья модель – смешанная. При использовании данной модели экологическое образование осуществляется в рамках курса природоведения в начальной школе.

Введение дополнительного предмета по экологии в начальной школе проблематично, так как в настоящее время возникла новая проблема – перегруженность детей в процессе обучения.

Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы, как указывается многими методистами-биологами, является усиление экологической направленности курса природоведения.

Каким должно быть содержание курса, какие экологические понятия должны изучаться в курсе природоведения в начальной школе? Во временном государственном образовательном стандарте (проект)  указывается на формирование целостного взгляда на природную среду и место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания при изучении курса природоведения. Выделены основные экологические понятия, изучаемые в курсе природоведения начальной школы. – живые организмы, среда обитания, условия роста и развития, человек и природа, охрана природы.

Система экологических знаний курса начальной школы включает экологические представления и экологические понятия следующих рядов: о среде и факторах среды; экологии организмов; биогеоценологии; социальной экологии. В курсе природоведения хорошо представлены экологические понятия об абиотических факторах среды. Это понятие образуется путём развития отдельных понятий о конкретных факторах среды (свет, влага, температура, ветер). В тесной связи с данным понятием формируется понятие о проявлении свойств организмов в зависимости от экологических факторов. Они связаны между собой и формируются одновременно. Термин «абиотические факторы среды» не вводится, а вместо него говорится «условия неживой природы» или «условия жизни».

Целостное понятие «биотические факторы» формируется в 9 классе. В курсе природоведения в начальной школе образуются отдельные элементы этого сложного понятия, такие, как: «значение растений в жизни животного», «взаимодействия между организмами», «влияние человека на жизнь растений, на растительное сообщество, на природу».

При знакомстве учеников в курсе природоведения с представителями растительного и животного мира формируется понятие «экология организмов».

Образование биогеоценологических понятий происходит при объединении и обобщении экологических понятий – о среде, факторах среды, экологии организма. Раскрывается данное понятие в темах «Лес», «Луг», «Поле», «Водоём».

Тема «Организм человека и охрана его здоровья» содержит сведения по экологии человека: зависимость и проявление свойств организма человека от факторов окружающей среды, их влияние на здоровье.

В курсе природоведения широко представлены понятия социальной экологии: охрана растительного и животного мира, охрана водных ресурсов, охрана воздуха и др.

Учитель начальной школы встаёт перед проблемой выбора оптимальной программы по курсу природоведения, которая отвечала бы всем современным требованиям образования, в том числе и экологического. Кроме того, учитель имеет право составить свой собственный вариант программы по курсу природоведения. Ученик начальной школы должен усвоить определённую систему экологических понятий, независимо от того, по какой программе проходило изучение курса природоведения. В такой ситуации очень важно чётко определить систему экологических понятий, которая должна быть представлена в курсе природоведения в начальной школе.

 



Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж»

Доклад

на тему: «Методы и формы работы над частями слова. Подбор однокоренных слов».

Учитель начальных классов

Шурупова

Маргарита Александровна

Воронеж 2009

Содержание.

  1. Развитие речи учащихся.

  1. Методы и формы работы над частями слова (корнем слова).

а) способы активизации познавательной деятельности;

б) различные виды работ по формированию представлений о корне слова;

в ) виды работ над однокоренными словами;

г) работа над правописанием безударных гласных в корне слова.

  1. Работа над составом слова. Разнообразие корней слов.
  2. Список литературы.

Учащиеся начальных классов имеют небольшой жизненный опыт и как следствие ограниченный запас слов. Для развития речи учащихся большую роль играет обогащение, уточнение и активизация словаря, т.е. усвоение новых слов, углубление понимания уже известных слов, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления, культура речи. Для учителя важно раскрывать значение слова через его морфологический, морфемный состав – это заинтересовывает детей, развивает мышление.

Разнообразие видов работы, яркость, эмоциональность, самостоятельный поиск ребенка новых материалов, активность его пытливого ума позволяют увлечь ребенка, заинтересовать в получении новых знаний.

Заинтересованность ребенка повышает работоспособность. Разнообразные виды работы помогают активизировать мышление ребенка; усваивать орфографию.

Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Урок с игровыми занимательными элементами больше заинтересует детей, обеспечит высокий эмоциональный тонус и позволит развить познавательную активность – важное условие успешности учебного процесса.

Знакомство с морфемным составом слова начинается еще во втором классе, в третьем классе у учащихся расширяется представление о частях слова, углубляются знания о однокоренных словах. По этой причине важно проводить разнообразную работу над составом слова.

Понятие о родственных словах и корне слова можно дать в занимательной форме, используя подвижную таблицу и стихотворный текст.

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был этот сад фруктовым,

А был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод, с ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду словесном!

Дети называют слова, образованные от слова – корня  «сад», а учитель прикрепляет их к веточкам дерева.

Для того, чтобы ребенок усвоил понятия «однокоренные слова» можно прочитать сказку.

«Два корня».

Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, - говорит один; - я корень, а ты кто?

- А я тоже корень, - отвечает другой.

- Я в земле живу, - сказал первый, - а ты где живешь?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Ну какой же  корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень, так корень!- Посмотри, от меня в земле берут начало ростки и вырастает новый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло из одного корня «лес»

- Подумаешь! – не унимается первый, - зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют спелые вкусные фрукты и ягоды, которые модно съесть. А твоих слов не съешь!

 - А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать нельзя! – не сдается второй.

Услышали их спор люди и говорят:

 - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хороши растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как и у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех слов часть, от которой они произошли.

Усвоить понятие «корень слова» помогут наблюдения детей и их рассуждения. Для чего ученые-филологи использовали для названия части слова слово «корень»? Рассуждения учащихся и личный опыт наталкивают на вывод, что корень – главная, значимая часть слова.

При формировании представлений о корне слова и родственных словах можно использовать разнообразные виды работ.

  1. Списать родственные слова и выделить корень: берёза, берёзовый, подберёзовик, берёзка, березняк.
  2. Списать предложение и выделить корень в родственных словах.

На опушке леса стоял домик лесника.

  1.  Выписать только родственные слова.

Дорога, дорогой, подорожник, дорожный.

  1. Работа в парах. (С помощью подвижной таблицы.) Каждый из детей превращается в садовода и будет выращивать свою ромашку. Эта необычная ромашка – её лепестки будут состоять из родственных слов.

Например: осина, подосиновик, осинник, осиновый; вода, водица, водяной, водичка, водопровод, водолаз. И т.д.

  1. Работу над однокоренными словами можно провести совместно со словарной работой: показ иллюстраций с изображением животных, названия которых дети записывают в столбик:

Собака – щенок,

Заяц – зайчонок,

Корова – теленок,

Лисица – лисенок.

 - Назовите дикий животных, назовите домашних животных. Назовите их детёнышей. Будут ли родственными слова в этих парах?

Важно помочь детям обосновать свой ответ. (Родственными или однокоренными называются слова, которые имеют не только общую часть (корень), но и общее (родственное) значение.

  1. Найди лишнее слово. Объясни свой выбор: водица, водовоз, водяной, водитель, водный.
  2. Работа в командах. Подобрать как можно больше родственных слов. 1 команда – свет, 2 команда – цвет.

Во втором классе проверка безударных гласных в корне слова переходит на морфемную основу. В третьем классе эта работа продолжается. Для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» слова. Важно развивать у учащихся орфографическую зоркость. Ученики должны сразу увидеть в слове орфограмму, и определить  в какой части слова она находится. Для работы над правописанием безударных гласных в корне слова можно предложить следующие упражнения. 

  1. Записать родственные слова, вставить пропущенные буквы. Укажите, какое слово является проверочным, объясните ответ. Час, ч…совой, ч…совщик, ч…сок.
  2. Вставьте пропущенную букву и укажите корень.

Лед на реке исчез. Тонкий ледок появился утром.

Все виды работы должны сопровождаться повторением правила проверки, и безударных гласных в корне слова. При изучении правописания безударных гласных в корне надо приучать учащихся постоянно выделять корень слова для запоминания его графического начертания.

После изучения темы «корень слова, однокоренные слова» дети должны усвоить, определять и называть что такое корень слова – значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Эти слова могут обозначать предметы, признаки или действия, иметь одинаковое значение и общий корень.

Важно показать учащимся, что в русском языке есть слова:

 - однокоренные, которые могут относиться к одной части речи: сад, садовник, садовод; или к разным частям речи – садик (сущ.), садовый (прил.), посадить (гл.).

- имеющие корень из одной буквы: шли; из двух: дал; из трех: бег; и более букв: карандаш.

- есть слова, которые не имеют корня: вынуть, где основу слова составляет формообразующий суффикс –ть и показывает неопределенную форму глагола;

- совпадающие по звучанию, но разные по значению корни: проводить – подводный;

- в корне которых может чередоваться согласные буквы: бег – бежать, эти слова однокоренные;

- имеют один корень, но однокоренными их назвать нельзя: снег, снега, по снегу, при изменении окончания которых образуется новая форма, но не родственное слово;

- в словах одновременно может быть  два корня: ледоход, снегопад, садовод.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате морфемного разбора слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли других частей слова (суффикса, приставки).

Список литературы.

1.Большая энциклопедия начальной школы. – СПб.: «Нева»; М.: «Олма-пресс», 2002.-448 с.

2.Журнал «Начальная школа» №3, 2001 г.; №7, 1999г.

3.Орфография в рифмовках. Под. Ред. Бетеньковой Н.М. – М.: Новая школа, 1996. – 72 с.

4.И.В. Журжина, Н.В. Костромина. Дидактический материал к урокам русского языка. М.: Просвещение 1999г.

5. В.П. Канакина. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. М.: Просвещение,1999г.



Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж»

Урок математики в 1 классе

Тема: «Праздник числа».

Учитель начальных классов

Шурупова

Маргарита Александровна

Воронеж 2009

Тема: Праздник Числа.

Цели и задачи: проверка вычислительных навыков учащихся в пределах 10 в занимательной форме; развитие быстроты реакции, внимания, наблюдательности, познавательной активности учащихся; воспитание прилежания, положительного отношения к предмету.

Оборудование: раздаточный дидактический материал (карточки), елка, новогодние игрушки, мячик.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообшение темы и постановка цели урока.

 - Сегодня у нас праздник, будет необыкновенный урок – праздник, Праздник Числа. Мы изучили с вами числа от 0 до 10, многое о них узнали, умеем их складывать, вычитать, использовать при решении задач.

Насколько вы подружились с ними, мы узнаем на сегодняшнем уроке. Эти числа пригласили нас к себе на Праздник. Наша задача быть не только гостями на этом празднике, но и показать свое умение свое умение дружить с числами, свои знания и дисциплинированность.

Скорей на праздник!

3. Основная часть урока.

Задание 1.

Нам нужно помочь Пятачку отремонтировать часики. Для этого надо разложить рассыпавшиеся цифры на циферблат. По порядку.

Задание 2.

«Примеров много – ответ один.»

№1Снегурочка пришла на елку, а в лесу было холодно, у нее замерзли ручки. Она надела муфточку, но что-то она не очень греет. Чтобы муфточка согрела Снегурочку, нам надо выполнить задание: надо подобрать соответствующее число и раскрасить таким же цветом, чтобы получилось число 8. согреем ручки Снегурочке!

№2 Наша елочка красива! Но не зажигается гирлянда. Чтобы она зажглась, необходимо к каждому фонарику надо найти пару, чтобы в сумме получилось 9.

Задание 3.

«Торопись, да не ошибись»

Ваша задача – быть внимательными и найти неизвестное слагаемое, если сумма равна 10.

Физкультминутка.

А теперь поиграем в игру «Волшебная змейка».Будем перебрасывать мяч, при этом необходимо составить пример таким образом, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего.

Задание 4. «Задачи в стихах»

У меня и Аллочки десять счетных палочек.

Две из них сломалось. Сколько же осталось?

Ниночка рисует дом. Окон очень много в нем:

Тут их шесть, четыре там. Посчитай все окна там.

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

Дружно муравьи живут и без дела не снуют.

Три несут травинку, три несут былинку,

Три несут иголку. Сколько их под елкой?

Стала курица считать маленьких цыпляток:

Желтых пять и черных пять. А всего… (десяток)
Задание 5. А сейчас мы с вами по иллюстрации и решению будем составлять условия задачи. А в некоторых случаях будем дополнять условия своими числами и решать.(Задание в тетради)

Задание 6. «Украшаем елочку разноцветными шарами»

Какие некрасивые стоят елочки в лесу. К новогоднему празднику необходимо их украсить шариками. Для этого нам надо найти значение выражения, записанного на шарике, а затем разукрасить его таким цветом, какой указан на контрольном квадратике внизу. Наряжаем елочку.

Задание 6. «Кто спрятался за елкой»

Решим примеры, расположим ответы в порядке возрастания и узнаем кто спрятался за елкой.

А 5-1=           Р 2+1=

Т 3+2=          И 5+1=

У 1+1=          О 9-1=

Н 4+3=          Б 4-3=

БУРАТИНО

4. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш праздник. Числа остались вами довольны, вы справились с заданиями. Теперь вы готовы дальше шагать в страну Математика.

5.Домашнее задание.

Задание в тетрадях «Сосчитай и раскрась»

ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж»

Урок математики в 1 классе

Тема: «Праздник Числа».

Учитель начальных классов

Шурупова

Маргарита Александровна

Воронеж 2009



Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в страну больших букв.        

Цели и задачи урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о именах собственных и нарицательных; о написании имен собственных с большой буквы. Развивать речь, память, мышление.

Ход урока:

1. Постановка задач урока.

Записывается число и классная работа в тетрадь.

Учитель говорит  о том, что сегодня класс отправляется в Страну Больших Букв, предлагает вспомнить, когда ребята впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали. Далее учитель называет тему урока и  первый маршрут путешествия: экскурсия в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках.

КАКВАСЗОВУТ=?!

2. Минутка чистописания.

Вопросы:

 - Какие слова могут составить предложение-название исторического музея?

 - Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

 - Как обозначить на письме начало и конец предложения?

Далее учащиеся записывают предложение в тетрадь.

3. Зал «Почему нас так зовут?»

Дети читают название зала, задумываются над значением предложения, составляющего это название. Далее учитель спрашивает: «Как вы думаете, кто может вам задать такой вопрос?»

Затем проводится небольшая литературная викторина: учитель читает отрывки из знакомых учащимся сказок. Дети определяют название сказки и автора. Имя персонажа записывают в тетрадь.

а) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была

маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

б) Девочка беленькая как снежок и кругленькая как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)

  в) Как зовут доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

г) Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик,Пулька и т.д.)

После записи слов дети отвечают на вопрос «Почему нас так зовут?2. Обобщая ответы, учитель говорит: «Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам, и не нужно разгадывать, что они означают. Все понятно: Снегурочке дали такое имя, потому что она из снега

сделана, Дюймовочке за ее рост, Знайке за любознательность». Тоже мы можем наблюдать и у других имен. Для этого отправляемся в другой зал.

4. Зал «Так было»

Дети читают название зала.

 - Какие же имена были раньше?

Древнерусские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя человеку давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или  родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок – Перва или Первой, второй – Второй или Вторак, третий – Третьяк; по внешнему виду – Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека -= Добр, Храбр, Умник, Смеяна; время рождения в году:

Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка и др.; давались имена, связанные с животным или растительным миром: Лиса, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю:

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Если на один день приходилось несколько имен, то из них можно было выбирать то, которое пожелают родители для своего ребенка. В некоторых семьях сохранилась эта традиция.

Вот уже более ста лет  родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Теперь мы переходим в другой зал.

5. Зал «Ты и твое имя»

У каждого из нас есть свое имя. Напишите свое имя.

Дети записывают свое имя в тетрадь. Имена оказались написаны по-разному: у кого-то полное имя, у кого – сокращенное. Учитель проводит беседу с учащимися.

 - Какие имена записали?

 - Кто вас так называет?

 - Это полное или сокращенное имя?

 - Когда вы станете взрослыми, как вас будут называть?

 - Как вы записали свое имя? Затем детям предлагается записать полное имя свое, своих родителей, братьев и сестер.

Игра «Не ошибись»

Учитель произносит полное имя, дети – сокращенное и наоборот.

Василий – Вася, Коля – Николай, Ефим – Фима, Артем – Тема, Татьяна – Таня, Ира – Ирина, Митя – Дмитрий, Ольга – Оля, Вова – Владимир.

Затем учитель предлагает назвать ласковые формы имени.

Екатерина: Катюша, Катенька, Катеринка.

Михаил: Мишаня, Мишутка.

Учащиеся подбирают ласковые формы к своему имени, записывают в тетрадь. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако мы еще слышим не имена, а клички: Ванька, Степка, Васька…, в этих формах отражается  пренебрежительное отношение к человеку.

6. Зал «Что значит твое имя?»

Прочитайте название зала, в котором мы сейчас находимся. Задумывались ли вы над тем, что значит ваше  имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Далее разбор и значение каждого имени учеников. Например, Александр (греч.) – мужественный; Максим (лат.) – величайший; Ирина (греч.) – мир и т.д.

7. Выразительное чтение фольклорных дразнилок.

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

Степанушка-Степан,

Наизнанку кафтан,

Шапка новая с пером,

Рукавички с серебром.

Ходит он, семенит,

Колокольчиком звенит.

Коля, Коля – Николай

Сиди дома, не гуляй.

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

8. Итог урока.

 - Чем запомнился вам урок?

 - Что интересного узнали об именах?

 - Какие имена были на Руси? По каким признакам называли детей?

9. Домашнее задание.

Вспомнить имена сказочных персонажей и разгадать почему их так назвали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

доклад по теме самообразования

тема самообразования "Развитие творческой активности на уроках литературного чтения"...

Доклад по теме самообразования

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре осно...

Доклад по теме самообразования

Доклад  по теме самообразования  Развитие творческих способностей у младших школьников...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...

Доклад по теме самообразования «Создание обучающей среды для повышения качества образования через нестандартные уроки».

В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки п...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...


 

Комментарии

Спасибо, Маргарита Александровна, за разработки. Каждая из разработок является законченной методической разработкой, которая может использоваться для "Портфолио учителя" и в дальнейшем для систематизации и обобщения педагогического опыта. Дальнейших Вам творческих успехов.