Доклад по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста"
методическая разработка по теме

Киш Лариса Николаевна

В статье раскрывается работа по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста».

Моя тема самообразования «Развитие орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста».

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Именно в начальных классах  закладываются основы грамотного письма. Поэтому изучение причин, порождающие орфографические ошибки и путей повышения орфографической грамотности актуально в обучении младших школьников русскому языку.

Свою тему я разделила на несколько подтем.

1. Предупреждение орфографических ошибок.

 Исследования   показали, что  одной из причин письма с ошибками является несформированность того необходимого качества, которое позволяет обнаружить в слове «опасные» места еще до его записи. В цепочке орфографического действия теряется самый первый шаг, сформированность которого и позволяет увидеть, услышать наличие орфограммы в слове, т.е. поставить орфографическую задачу. С этим шагом и  связано качество, которое имеет название орфографическая зоркость.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений, которые  я и использую на уроках. Подробнее остановлюсь на тех, которыми пользуюсь в первом классе, так как сейчас я обучаю ребят именно первого класса:

1.Комментированное  письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому  его необходимо применять практически на каждом уроке.

2.Объяснительные или предупредительные  диктанты.

3.Выборочные списывания и диктанты.

4.Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

5.Письмо по памяти.

6.Использование этимологического анализа слов.

7. Использование         орфографического        чтения     для        развития фонематического слуха. Очень полезно  после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

8.Прием списывания – одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное  письмо.

9.Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Например:

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Щенок шарик укусил Шарик.

Лопнул Шарик, испугался шарик.

10.Использование рифмованных упражнений. Этот прием вы могли наблюдать на открытом уроке русского языка в первом классе. Остановлюсь на нем подробнее.

Рифма привлекает детей забавной игрой  слов и созвучий.  В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, их делят  на четыре группы.

Первая группа. Рифмовки –«запоминалки».

   Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. Такие упражнения являются  своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создают тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила. Например:

 Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё-

  Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Вторая группа. Рифмовки – «тренажеры».

    Используются  для чтения и письма, орфографически насыщенного словарного материала. Примером упражнений из этой группы может быть следующее:

Кошка Маришка,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок,

корова Бурёнка,

коза Найдёнка,

поросёнок Хрюша

и бычок Гаврюша-

все их клички до одной

 пишут с буквы прописной!

Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

Третья группа. «Рифмовки-контролеры».

      Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания. Вот одно из таких упражнений:

                      ВСЕ ОБДУМАЙ, НЕ СПЕШИ,

                     А ПОТОМ УЖЕ ПИШИ:

        ча                     жи                 жи           ча       щу                         ши

        --- йка,         ё------ки,       чи---- ,     да---- ,    ---ка,         камы------- .

        чя                     жы                 жы          чя      щю                         шы    

                    ЗНАЕШЬ, КАК ПИСАТЬ? ТЕПЕРЬ,

                   ТАК ЛИ ДУМАЕШЬ, ПРОВЕРЬ:

чайка, ёжики, чижи, дача, щука, камыши.

                    ЕСЛИ ТАК ХОТЕЛ ПИСАТЬ,

                    ПОЛУЧАЙ ОТМЕТКУ “5”!

      Эта рифмовка состоит из двух частей. Первая— настраивает первоклассников на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать над вопросом, как нужно писать предложенные слова. Вторая часть содержит ответ, дает возможность еще раз прочитать слова с выделенными сочетаниями, поощряет работу детей.

Четвертая группа. «Орфографические пятиминутки».

    При выполнении такого упражнения идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость.

    “Орфографические пятиминутки” — это упражнения, которые учитель может предложить детям на уроках чтения и письма, в конце или начале занятия. Одну и ту же рифмовку следует использовать многократно, перемежая работой с другими стихотворными упражнениями этой же группы:

       Точка, бочка, шишка, друг,

       пёсик Булька и утюг,

   класс, аллея, телеграмма-

       кто нашёл все орфограммы?

Карточки-задания.

Уже в первом классе я провожу пропедевтическую работу для формирования навыка грамотного письма. Для этого мною разработан дидактический материал, который предлагаю вашему вниманию. (раздать каждому пример карточки).

Задания карточек развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Одни задания организуют наблюдения учащихся за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности.

Разнообразие формулировок в заданиях разовьёт остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности.

Итак, использование этих и многих других упражнений по развитию орфографической зоркости предупредит появление ошибок при письме.

2. Диагностика орфографических ошибок.

В обучении грамотному письму не обойтись без анализа допускаемых детьми ошибок, без выяснения их причин, т. е. их диагностики, без прогнозирования возможных ошибок, разработки методики их исправления и предупреждения.

 Ошибки в тетрадях учеников указывают на трудности, которые лежат в самих орфограммах и которые испытывают ученики при овладении тем или иным правилом. По ошибкам можно судить об общем орфографическом развитии класса  и отельных учеников, о недостатках в знаниях и навыках по тому или иному разделу программы. Изучение ошибок учителем помогает наметить систему занятий  с классом и с отдельными учениками в целях укрепления орфографических навыков.

С этой целью мною разработана методика диагностирования орфографических ошибок, которая имеет вид таблицы. В нее вносятся слова, в которых учащиеся допустили ошибки, номера орфограмм и номера учащихся согласно журналу. Таким образом, на одном листе можно проследить информацию о грамотности класса в целом на данный момент. Такая таблица является хорошим помощником при подготовке работы над ошибками. Слова, занесенные в таблицу можно  использовать и для индивидуальной работы, и для орфографических пятиминуток, включать в разнообразные упражнения.

3. Коррекционная работа над орфографическими ошибками.

        На основе результатов исследования орфографических ошибок в классе проводится коррекционная работа, которая включает в себя как индивидуальную, так и групповую формы работы. Мною разработана система коррекционной работы над орфографическими ошибками в 4 классе.

Опираясь на принципы этой работы, я строю обучение и в 1 классе.

Надеюсь, моя работа уменьшит количество ошибок в работах учащихся. Свою систему работы над орфографическими ошибками я могу предложить учителям начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: «Дружба – чудесное слово» (Для учащихся младшего школьного возраста)

Данное внеклассное воспитательное мероприятие  «Дружба – чудесное слово» может быть использована учителями начальных классов для проведения классных часов, также полезна студентам, проходящим пед...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

Особенности графических и орфографических ошибок у учащихся младшего школьного возраста

При формировании навыка письма процесс овладения техникой письма практически невозможен  без учёта  требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматичес...

"Развитие орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста"

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение ....

Доклад по теме "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Развтие орфографической зоркости у младших школьников с нарушением интеллекта....

Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...

Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...