Главные вкладки

    Особенности графических и орфографических ошибок у учащихся младшего школьного возраста
    статья (1 класс) на тему

    Ерастова Надежда Владимировна

    При формировании навыка письма процесс овладения техникой письма практически невозможен  без учёта  требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Хабаровского края

    Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

    "Школа № 3"

    Статья

    Особенности графических и орфографических ошибок

    у учащихся   младшего школьного возраста

    с ОВЗ

    Составила:

    учитель начальных классов

     Н.В.Ерастова

    г. Комсомольск на Амуре

    2016 г.

    Особенности графических и орфографических ошибок у

    учащихся   младшего школьного возраста с ОВЗ

    При формировании навыка письма процесс овладения техникой письма практически невозможен  без учёта  требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).

    Изучением этой проблемы занимались: В.В. Воронкова, И.М. Дьяконова, Л.Я. Желтовская, Г.И. Карноухова, Р.И. Лалаева, С.П. Резодубов, Н.А. Федосова ( 2,3,4,5,6,7 ).

    Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма. Из многочисленных его определений наиболее полным и точным считается определение И.М Дьяконова (3, с.38 ) «Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи... с помощью системы начертательных обозначений». Под начертательными обозначениями обычно понимаются буквы, объединение которых в слоги, слова регулируется специальными правилами каллиграфии, графики и орфографии.

    Прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать. И чем меньше на это будет затрачено усилий и времени ученика, тем больше внимания будет уделено достижению чёткости начертаний букв, правильности их соединений, ритмичности, связности письма, что особенно важно в первые годы обучения.

    Вот почему при записи любого слова на занятиях по русскому языку и чистописанию необходима предварительная работа по слого-звуко-буквенному и орфографическому анализу слов, то есть работа по предупреждению возможных фонетико-орфографических и орфографических ошибок, затруднений.

    Орфографическая ошибка возможна на месте какой-либо орфограммы. Иванова В.Ф.(1, с.24) даёт следующее определение орфограммы. Орфограмма - это написание, выбранное или ещё искомое, в том случае, где, пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука (фонемы).

    Умственно отсталые дети не различают сходные звуки, особенно согласные: поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и  « бочки », и « бошки », и « почхе » и так далее. В дошкольном возрасте ошибки детей при повторении ими новых слов, расцениваются окружающими обычно лишь как дефекты произношения.

    Однако в школе, в процессе обучения ребёнка письму, становиться возможным установить, что многие ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора. Когда ребёнок пишет под диктовку « удка » вместо утка или « лотка » вместо лодка, он не различает [д] и [т]. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Ребёнку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки, например, в слове чернила. Он уже научился узнавать его в чужой речи и более или менее точно воспроизводить в собственной устной речи. Но когда нужно написать, то есть установить, выяснить для себя порядок следования звуков, ребёнок затрудняется это сделать, поэтому вместо чернила он может написать « чренила » или « черниал » и так далее. Из-за слабости фонематического анализа умственно - отсталый ребёнок плохо различает на слух окончания слов, это препятствует усвоению грамматических форм.

    В.В. Воронкова (2, с.10) выделяет следующие типичные графические ошибки в написания букв у младших школьников с умственной отсталостью.  

    На практике при письме встречаются следующие графические ошибки :

    1.нарушение наклона 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

    Учащиеся допускают такие же ошибки, плюс не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть линейность при письме.

    2.ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных - неодинаковая высота букв и их частей; горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорции между частями.

    У учащихся встречаются следующие ошибки, связанные с нарушением пропорций:                                                                                                                                                          

    3) искажение овалов, полуовалов и других элементов,   содержащих закругление, изогнутые линии.                                                                          

            

    4)  пропуски элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо «м - л», вместо «д - а», вместо «ш - и», вместо «му - лу».
             Такого типа ошибки очень часто встречаются у младших школьников с умственной отсталостью.

    5) ошибки, связанные с ориентированностью букв. Есть буквы, ориентированные   вправо:   Б, В, Г, Е, К   и   другие, есть  буквы, ориентированные влево - У, Ч, Э, Я.

    На начальном этапе усвоения письма дети могут путать буквы, писать «R» вместо «Я», « Р» вместо «Ч», «€» вместо «Э».

    6 ) другой тип графических ошибок связан е разными возможностями графики, обозначать мягкость согласных и передавать на письме «j», «j» может передаваться следующими способами: а) «я», «е», «ю» в позициях после «ь», «ъ».   Функция   «ь» и «ъ» знаков указывает на бифонемное сочетание букв «я» - «j» и «а», б) буквой «й». На мягкость согласных фонем указывают:

    -йотированные гласные буквы «я», «е», «ё», «ю», «я» в позиции
    после согласных букв;

    -«ь» знак после согласных букв. Возможны следующие ошибки:

    1)  употребление сочетания «ь» знака и нейотированной гласной буквы там, где должна быть йотированная гласная буква, например: «мьач» вместо «мяч»,   «льуди» вместо «люди».

    1.  употребление сочетаний «й» плюс нейотированная гласная буква в позиции после гласной буквы, вместо йотированной гласной буквы, например:  «мойа» вместо «моя».
    2.  употребление йотированной гласной буквы вместо «й», например «заека» вместо «зайка», «моеся» вместо «мойся».

    Итак, в результате непонимания функции йотированных гласных на письме возможны орфографические ошибки.

     Таким образом, можно утверждать, что графические  навыки отличаются рядом вышеизложенных особенностей, что обуславливает организацию коррекционной работы.

    Библиографический список

    1.Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, -1991.-192 с.

    2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.

    3.Дьяконова И.М. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Начальная школа. -1999. - № 4.

    4. Желтовская  Л.Я.  Нарушение  письма у младших школьников.  /Начальная школа. - 1989. - № 2 с. 35.

    5.Корноухова Г.И. Как помочь детям с трудностями в обучении? / Начальная школа. -1987. - № 5. с. 11.

    6.Лалаева Р.И. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №2. с.60.

    7.Резодубов С.П. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, -1991.-192 с.

    8.Федосова Н.А. Русский язык. I часть. М.: Просвещение, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по предупреждению орфографических ошибок у учащихся младших классов

    Упражнения по предупреждению орфографических ошибок у учащихся младших классов ...

    Особенности внеурочной деятельности по физике с учащимися младшего школьного возраста

    Каждый учитель физики сталкивается с проблемами умения читать графики, строить их, проводить несложные измерения когда к нему приходят семиклассники. Чтобы таких проблем возникало меньше мы решили про...

    Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

    Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...

    Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста на этапе перехода в среднюю школу

    Эта статья знакомит родителей с психологическими особенностями учащихся начальной школы на этапе их перехода в среднюю школу...

    Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

    В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...