Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"
материал (1 класс)

Тубшинова Аида Булатовна

Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюдьми, манера речи, мимика даже гигиена, относится к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_vospitanie_kp.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида

Доклад на тему:

Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста.

Выполнила: Тубшинова А.Б., воспитатель

г. Улан-Удэ

январь, 2019г.

Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших,  не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

В школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры поведения: самообслуживание, вежливое отношение к старшим, должны быть приучены здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.

Но, целенаправленная, систематическая работа по  воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются  хорошие манеры, умение  культурно вести себя в школе, доме,  на улице и в общественных местах. Представление  школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями.  Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.

Что входит в понятие «культура поведения».

Правильно преподнести себя в обществе умеют не все взрослые и сформировавшиеся личности. Поэтому на сегодняшний день воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Что такое культура поведения? Культура поведения – многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. Моральные устои, общение с людьми, манера речи, мимика и даже гигиена, относятся к ним.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от  правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение  школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение  им соответствующих норм морали. Содержание упражнений и их форма  зависят от  характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где педагог показывает, как надо вести  себя в той  или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как  вести  себя за столом. На этом же занятии дети повторяют действия воспитателя, учатся поступать  правильно. Дети  едут в театр, идут  на день рождения  к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать  согласно  известным им правилам. Педагог наблюдает за поведением  детей, он отмечает те пробелы  и ошибки, которые  дети  совершают,  и то хорошее, правильное в их поступках,  на что  можно опереться в дальнейшей  работе.

Основные компоненты культуры поведения дошкольников:

- личная гигиена;

- аккуратность, опрятность;

- вежливость, культура речи;

- правила поведения в школе, дома;

- правила поведения на улице и в общественных местах;

- внимательность, точность, обязательность.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние других людей.

Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребенка в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Методы и приёмы воспитания культуры поведения.

 1. Пример педагога. Поведение  педагога, его внешний вид, тон  и стиль  обращения с родителя. Педагог должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы  следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные  замечания, которые родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание  культуры поведения. Правила вежливости, культура  речи, точность, обязательность формируются гораздо  быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания  друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.

2. В системе работы педагога большое  значение имеет и разъяснение  детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по  прочитанному  рассказу, стенды по  культуре поведения. Главная задача этического просвещения — формировать нравственные  представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо  обратить внимание детей на  мотивы поступков и их последствия для  других людей. Тогда правило  выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная  необходимость, очевидная для  младших школьников.

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее  место должна занять беседа  воспитателя с детьми. Почему  именно беседа? Отвечая на  вопросы, поставленные восптателем учащиеся  дополняют друг  друга, высказывают  разные мнения, основываясь на  собственном (пусть небольшом  и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание  детьми тех или  иных правил. Высказывания учащихся  позволяют педагогу судить  о том, что  уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог  подводит итог  беседе, формулирует правила поведения, останавливается на  ошибочных высказываниях.

Эффективный  прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать  с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо  широко использовать  юмор. Важно показать  детям, в смешном виде героев произведений, которые  не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать  у ребят желание  не быть  похожими для них. Прекрасным материалом для  этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка» «Сонечка», «В театре», «Почему занят  телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать  смех  как средство воспитания. Не следует непосредственно связывать  плохие поступки героев стихотворений с поведением  ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не стараются  исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются  в себе, а иногда начинают  поступать назло учителю.

 3.Сюжетно-ролевые игры.

Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».

Игра: «Волшебный цветик-семицветик».

Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…»

Варианты пожеланий:

- Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.

- Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.

В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».

- Вежливо, с улыбкой.

- Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу. Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.

4.Совместная деятельность детей.

Выполнение общественных поручений требует от  детей не только  умения  выполнять  какую-либо деятельность, но  и соблюдать  определенные правила поведения. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от  школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым  для  детей. Поэтому дети стараются  запомнить то, что  они изучают на  специальных занятиях, и применить полученные знания на  практике. Это обстоятельство  в значительной мере облегчает работу педагога по  воспитанию культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста

Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет  роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста

Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...