Приемы и виды упражнений
методическая разработка по чтению по теме

Агибалова Валентина Васильевна

Приемы формирования изакрепления навыков чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_i_vidy_uprazhneniy.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»

«Приёмы и виды упражнений,

используемые для отработки техники чтения»

Агибалова Валентина Васильевна,

учитель начальных классов

(контактные телефоны:

с. 89243331518,

8(42344) 55967)

2012 г.

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению - одна из важных проблем обучения младших школьников. Эта задача актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка.  Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию и совершенствованию навыка чтения.

В целях реализации поставленных целей я строю урок таким образом, чтобы максимально развить навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения. Условно я делю урок на два этапа. Первый из них – это система тренировочных упражнений, - занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения.

В своей статье я хотела бы остановиться на работе, осуществляемой мною именно на первом этапе урока.

Как уже было сказано, в первый этап входят тренировочные упражнения. Считаю, что самое главное - не длительность, а частота  тренировочных упражнений. Так как запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что «мелькает». Именно оно создает раздражение и запоминание. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Приведу примеры тренировочных упражнений, используемых мною на уроках чтения. Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны, но не стали от этого менее полезны.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Чтение блоков.

Отработка дикции.

Развитие оперативного поля чтения и памяти.

Интонационная разминка.

Подробнее остановлюсь на содержании каждого из этапов тренировочных упражнений.

Для формирования навыка владения дыханием и голосом я использую следующие упражнения:

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох, задержка дыхания, выдох;

- глубокий вдох и выдох порциями;

- глубокий вдох и выдох с заданиями:

1) «Задуйте свечу»:

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните его

тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

 Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2) «Побрызгайте белье водой»:

Сделайте глубокий вдох и имитируйте разбрызгивание воды на белье.

3) «В цветочном магазине»:

Представьте себе, что вы в цветочном магазине. Попытайтесь почувствовать восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом.

4) «Надуйте шарик»:

Сделайте глубокий вдох и имитируйте надувание шарика. На выдохе медленно сдуваем шарик.

5) «Выдох со счетом»:

Сделайте глубокий вдох. На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится  воздух.

Вместо счёта могут использоваться скороговорки:

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) 

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (до полного выдоха). 

У ужа ужата, у ежа ежата.

Раз ежонок, два ежонок, три ежонок.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовятся в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

6) Для разогрева голосовых связок использую «распевные упражнения», применяются хороводные песни, русские народные заклички, попевки, распевки:

«Ду-ду, ду-ду, дудочка, ду-ду, ду-ду!

Заиграла дудочка в зелёном саду.

Услыхала уточка, плавая в пруду,

Как играет дудочка «Ду-ду, ду-ду, ду-ду!»

«По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке я летнею порой.

А из лесу далёкого, откуда я иду,

Приветливо доноситчя «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

7) «Таблица согласных»:

Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите 15 согласных одного ряда:

«бтмпвчфкншлжзцс»

«квмсплбшгрдблст»

«прлгнтвсчцфбхнм»

Дополнительное задание с этой таблицей: чтение согласной с какой-нибудь гласной. Например, 1-й ряд читает с гласным [а], 2-й ряд – с гласным [о], 3-й ряд – с гласным [у].

8) «Медвежата»:

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м]: «Мам, мёду б нам. Мам, молока бы нам».

9) «В лифте»:

Представьте, что вы едете в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом – вниз.

10) «Звукоподражание»:

Сделайте глубокий вдох, а на выдохе изображаем шум леса: «Шшшшшшшшш», полёт пчелы: «Жжжжжжжжжж».

11) «Работа с полосками бумаги (сдерживание дыхания)»:

Поставьте полоски на уровне губ, наберите побольше воздуха и выдыхайте его на полоску так, чтобы она не шевелилась.

Детям предлагаются упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

12) «Если голос «устал»:

- шумный выдох;

- внутренний зевок;

- великан (нужно изобразить, как будто вы проглотили семь домов, слонов и пр.)

Формирование и дальнейшее развитие навыка чтения должно происходить в эмоционально благоприятной обстановке, с применением способов выработки и стимулирования интереса к чтению, с проведением мероприятий (как школьных, так и в кругу семьи) по поддержке и пропаганде чтения.
        Неотъемлемой частью этой работы должно стать:

развитие внимания, памяти, воображения, речи, творческих способностей;

воспитание познавательного интереса, самостоятельности, трудолюбия, организованности личности;

стимулирование познавательного интереса школьника, расширение его  кругозора;

формирование коммуникативных умений и др.

Конечно же, очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

         Помогают и открытые для родителей уроки. Многие остаются благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях, предъявляемых к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

  И бесспорно то, что на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.Тема. Письменные приемы умножения вида 243*20, 532*300

Цель данного урока познакомить с письменными приемами умножения на   числа, оканчивающиеся нулями; отрабатывать умение решать задачи, вычислительные навыки.Развивать познавательн...

Урок математики во 2 классе Приемы вычитания вида 52-24

Урок по математики во 2 классе (Моро) УМК "Школы России" Тема  Приемы вычитания вида 52-24. Урок-моделирования...

Тема: Письменные приемы умножения вида 4037 х 4

Тема: Письменные приемы умножения вида  4037 х 4Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить с письменным приёмом умножения многозначных чисел на однозначные, когда в за...

Приемы вычисления вида 60-24

Тема: Приемы вычисления вида 60-24 Цели: познакомить учащихся с приёмом вычислений числовых выражений вида 60-24, на основе имеющихся у них знаний; совершенствовать вычислительные навыки и умения...